Представляется, что в отличие от ситуации с крымским референдумом, вопрос с возможным признанием Россией и другими странами постсоветского пространства, результатов выборов в парламент самопровозглашенных Донецкой народной (ДНР) и Луганской народных республик (ЛНР) не окажет серьезного влияния на интеграционные процессы в Евразии.
Несмотря на то, что Россия официально не признала итоги этих выборов, и пока ограничилась заявлением МИДа об «уважении к волеизъявлению юго-востока Украины», совершенно очевидно, что Москвы поддерживает эту инициативу. Логика Кремля проста и понятна: для деэскалации конфликта между Киевом с народными республиками нужны переговоры, которые должны вести люди, мнению которых доверяют страдающие от конфликтов жители. К тому же признание выборов, свободного волеизъявления не означает автоматическое признание самих ДНР и ЛНР как независимых государств.
Россия, таким образом, заняла выжидательную позицию, означающую готовность к переговорам. Если Запад и дальше будет грозить санкционным давлением, Москва может признать официально выборы в ДНР и ЛНР. В таком случае, скорее всего, лидеры ДНР и ЛНР инициируют абхазский и юго-осетинский сценарий, и даже будут проситься в состав Российской Федерации.
Однако Москва сейчас четко дает понять, что заинтересована в другом: в деэскалации конфликта и налаживании конструктивных взаимоотношений со всеми центрами силы в постмайданной Украиной. Последние выборы президента Украины также были проведены с серьезными нарушениями (не было даже процедуры легитимного отстранения от должности В. Януковича), однако Москва de-facto их признала.
Не удивительно, что в сложившейся конфигурации все государства Центральной Азии заняли выжидательную позицию. Их мнение будет иметь определенное значение в Совете безопасности ООН. Несколько дней назад в этой организации Литвой уже был предложен текст заявления по выборам в ДНР и ЛНР, однако он был категорически отвергнут Россией.
Пока публичная реакция элит и общественности в этих государствах практически никак не выражается. Только в Казахстане пресс-секретарь МИД Н. Айтмаханов, отвечая на запрос издания Kursiv.kz (известного своим умением ставить острые вопросы и публиковать громкие заголовки), ответил, что признание Астаной итогов голосования на юго-востоке Украины «это крайне сложный вопрос». Астана, как, кстати, и Минск, не посылала своих наблюдателей на выборы, что свидетельствует о нежелании партнеров России по Евразийскому экономическому союзу реагировать на сложившуюся ситуацию.
Если противоречия России и Запада по этому вопросу будут нарастать, возможны консультации на уровне президентов и глав МИД по этому вопросу. Однако уже сейчас очевидно, что ни одно государство Центральной Азии не будет бежать «впереди паровоза». В лучшем случае все страны, за исключением, естественно, Туркменистана, могут ограничиться заявлением о необходимости деэскалации конфликта на Украине и поддержать действия, направленные на скорейшее возобновление переговорного процесса. А вот жестких формулировок, осуждающих и не признающих выборы ДНР и ЛНР, руководство республик Центральной Азии вряд ли сделает, поскольку это не в их интересах.
Казахстан. Скорее всего, Астана будет придерживаться риторики о мирном разрешении конфликта, необходимости ускорить переговорный процесс. При этом не стоит исключать вероятной жесткой критики Н. Назарбаева со стороны национал-патриотов и западников за излишне пророссийскую позицию.
Узбекистан. Жесткая критика И. Каримовым П. Порошенко на встрече лидеров Стран независимых государств (СНГ), а также проходящие политические консультации Москвы и Ташкента не оставляют сомнений, что молчаливая позиция Узбекистана будет выгодна более компромиссно настроенной Москве, чем Западу.
Туркменистан. А вот молчаливая позиция Ашхабада не будет выгодно никому, равно как и никому не принесет вреда. К изоляционистской позиции Туркменистана постепенно все стали привыкать, проблема лишь в том, что она приводит к уменьшению влияния этой суверенной страны на ситуацию на постсоветском пространстве.
Таджикистан. Недавние события, связанные с возможными акциями протеста в Душанбе показали, что Э. Рахмон боится майданного сценария в стране. В этом контексте Душанбе проявляет склонность к осуждению любого регионализма и сепаратизма, однако жизненная важность России для экономики и сектора безопасности Таджикистан нейтрализуют всякое желание Душанбе осуждать выборы в ДНР и ЛНР.
Кыргызстан. Страна находится на пути вступления в Таможенный Союз и, в этой связи, А. Атамбаеву важно попытаться избежать любых, в том числе и необоснованных, негативных коннотаций, могущих повлиять на характер сближения России и Кыргызстана.
Несмотря на то, что ситуация с ДНР и ЛНР не влияет напрямую на евразийские интеграционные инициативы России в Центральной Азии, реакция государств этого региона по этому поводу может косвенно повлиять на характер евразийской синергии. Однако, судя по всему, все страны региона настроены на сохранение сложившегося в постмайданный период баланса во взаимоотношениях с Россией, которая продолжит свои инициативы по деэскалации ситуацию на Украине и не ожидает сопротивления со стороны центрально-азиатских стран.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+