Российско-американские споры
Пару дней назад я был в московском метро. При переходе на другую ветку я попросил двух девушек (слегка за двадцать на вид) помочь мне сориентироваться. Они спросили, нравится ли мне в России. Потом я задал им тот же вопрос, и они сказали «нет».
Они добавили, что они не в восторге от того, как президент Владимир Путин подавляет их свободу. Тогда я спросил их, что они думают об Украине. Они сказали, что происходящее там их расстраивает. У них есть русскоговорящие друзья, которые живут на востоке Украины и не считают ополченцев своими представителями. Любопытно, но обе они уверяли, что они знают о присутствии российских войск на Украине.
Это было одно из самых открытых, но редких обвинений в адрес России, с которыми мне приходилось сталкиваться.
Я также беседовал с двумя группами студентов престижного Московского института мировой экономики и международных отношений, от которого я получил приглашение принять участие в американо-российском форуме, в ходе которого «умные головы» и учёные со степенями разных стран пытались достичь взаимопонимания.
Одной из тем было присоединение Крыма. Российские представители не скрывали своего энтузиазма по этому поводу, хотя и понимали, что этим шагом их страна нарушила международное право. При этом они указывали на многочисленные нарушения международного права американцами. Несколько представителей российской делегации критиковали поспешность, с которой был проведён референдум в Крыму и сравнивали его с 18-месячной подготовкой и дебатами, предшествовавшими референдуму по отделению Шотландии. Один человек сказал, что необходимо пригласить представителей ООН, чтобы мониторить процесс выборов. Другой одинокий голос высказал озабоченность возможностью войны между Западом и Россией. Третий заявил, что такая война невозможна, поскольку существует ядерная угроза.
Кажется, все сходились на том, что российские войска на Украине точно есть. К моему удивлению, несмотря на то, что в дискуссии принимали участие студенты, изучающие международное право, никто из них не вспомнил обещание уважать границы Украины, данное в 1994 году, когда находившееся на её территории ядерное оружие было отправлено в Россию.
Американо-российские споры были жаркими, причём россияне постарше оказались менее уступчивыми, чем студенты. Самокритика исходила почти исключительно от представителей Запада, которые говорили, что расширение НАТО, нарушение Америкой обещаний, данных при распаде Союза Михаилу Горбачёву, запустили процесс политического противостояния, которое привело к тому, что сейчас происходит на Украине.
Некоторые представители российской делегации говорили о возвращении холодной войны. Нашёлся, однако, человек, который сказал, что никаких идеологических разногласий между Россией и США не существует. Ещё один говорил, что сейчас главная задача — предотвратить Третью мировую войну, и что «Запад сейчас поддержал бы Гитлера».
К счастью, такое видение ситуации оказалось единичным, хотя один этнически русский сотрудник консервативного Гудзоновского института (США) утверждал, что на Украине идёт прокси-война между Америкой и Россией. Он также задал вопрос: как бы Америка отреагировала, если бы Россия вторглась в страну, поддержав сепаратистов Квебека, во время их референдума 20 лет назад.
Ещё один выступающий сказал, что возвращение к холодной войне стало бы улучшением существующей в настоящее время ситуации — во время холодной войны ни одна сторона не пыталась свергнуть правительства второй стороны.
Как отношения между Россией и Западом могли так накалиться? В 2000 году Путин думал, что со временем Россия может вступить в НАТО. Почему Запад не смог протянуть руку дружбы, как это было после поражения Германии во Второй мировой войне? Более того, нет никаких свидетельств, что Путин планировал захватить Крым до переворота и свержения украинского президента Виктора Януковича 22 февраля. Тогда Путин, кроме прочего, был сильно раздражён тем фактом, что за несколько дней до этого события Запад продемонстрировал свою поддержку майдановцам, многие из которых представляли собой силы, открыто проповедующие насилие и фашизм.
Один из наиболее весомых анализов предложил бывший чиновник НАТО, считавший разговоры о новой холодной войне преувеличением. Украинские события выглядят бледными по сравнению с войной в Сирии, войной против ИГИЛ, войной в Афганистане и даже войной с «Боко харам» (радикальная нигерийская исламистская секта; прим. mixednews).
Это был первый раз, когда мне удалось пообщаться на тему украинских событий с хорошо информированными россиянами, американцами и ещё одним европейцем, кроме меня самого.
Когда форум закончился, я ещё четыре дня гулял по улицам Москвы и Петербурга, разговаривая с самыми разными людьми. Мне показалось, что я нахожусь в очень западной стране, но вместе с тем, в стране Толстого и Чайковского. Во многих отношениях Россию можно назвать центром европейской высокой культуры.
Нет никаких сомнений, что враждебность, расколовшая общество в связи с украинскими событиями, уйдёт, как только дипломаты приложат для этого необходимые усилия.
Автор: Джонатан Пауэр — аналитик, специалист в области международных отношений Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|