К социологическим опросам можно относиться по-разному: с недоверием и пренебрежением или, наоборот, с интересом. Один скажет, что все эти аналитические центры занимаются не отражением общественного мнения, а его формированием, другой заметит, что реальное изучение общественного мнения может сыграть свою позитивную роль для выработки стратегии взаимодействия на уровне «общество-государство» и «государство-общество». В общем, как известно, сколько людей, столько и мнений, а потому оценка самих социологических опросов и их результатов – дело сугубо личное. В этом материале хотелось бы привести результаты одного из таких опросов, который был проведён около месяца назад, а результаты его подведены в конце минувшей недели.
Речь идёт о социологическом опросе, в котором автономная некоммерческая организация
«Левада-Центр» (отношение к этой организации в России тоже, мягко говоря, неоднозначно) попыталась выяснить у россиян их личное отношение к статусу двух кавказских республик – Абхазии и Южной Осетии. Авторы опроса представили несколько вопросных блоков, один из которых выглядел следующим образом:
Как вы считаете, Южная Осетия должна входить в состав Грузии, в состав России, или быть независимым государством?Как вы считаете, Абхазия должна входить в состав Грузии, в состав России, или быть независимым государством?Учитывая всю ту критику, которая в последнее время касалась работы «Левада-Центра» в России, и тех методов отражения общественного мнения, которые эта некоммерческая организация использовала в своей работе, можно было бы предположить, что «большинство опрошенных» специалистами «Левада-Центра» на радость ультралиберальной общественности заявят о «необходимости обратного включения» Абхазии и Южной Осетии (РЮО) в состав Грузии. Но «Левада-Центр» теперь с такими либеральными «результатами» гораздо осторожнее. То ли после появления на свет закона об НКО-иностранных агентах, то ли действительно возобладал дух реального служения объективной социологии.
В общем, результаты, полученные «Л-Ц» после опроса 1600 человек в 134 н.п. 46 регионов Российской Федерации, выглядят следующим образом:
Частью Грузии Абхазию и Южную Осетии в перспективе видят 8% опрошенных (по 8% для обеих республик), частью России – 25% и 24% соответственно, затруднились ответить на поставленные вопросы по Абхазии и РЮО 15% и 17% респондентов, зато большинство опрошенных, если опять-таки верить «Левада-Центру», высказались за то, чтобы и Абхазия, и Южная Осетия развивались как независимые государства (52% и 51% соответственно).
При этом 51% опрошенных, отвечая на другой вопрос, считают, что Российская Федерация правильно делает, что оказывает этим двум государствам финансовую помощь («да» – 8% и «скорее да» – 43%); 32% респондентов от оказания такой помощи Абхазии и Южной Осетии не в восторге.
Получается, что большинство граждан РФ считает сложившуюся ситуацию, при которой рассматриваемые две республики остаются независимыми и получают определённую финансовую помощь от Российской Федерации, приемлемой. Такой результат может говорить о том, что россияне далеко не склонны к географической экспансии, о которой сегодня столько говорит Запад. Многие прекрасно понимают, что сейчас уж точно не самый подходящий момент для того, чтобы говорить о присоединении к России новых территорий (да ещё и на Кавказе), да и ситуация сложна сама по себе тем, что территории-то бывают разные. Присоединение Абхазии и Южной Осетии сегодня – это очевидный путь в сторону эскалации конфликта как России с Западом, так и на всём постсоветском пространстве. Хотя, с другой сторон, куда уж конфликтнее…
Нужно просто не забывать о том, что жители Абхазии и Южной Осетии – это в основной своей массе россияне, то есть люди, которые уже давно успели получить российские паспорта, а соответственно имеют полное право на социальную и любую другую защиту со стороны Российской Федерации. Такое положение вещей, собственно, и бесит как западных партнёров, так и «патриотические» силы Грузии: близок локоток (Абхазия и Южная Осетия), а не укусишь, ведь однажды Саакашвили уже столкнулся с принуждением к миру после атаки на Южную Осетию и российских миротворцев. Теперь и на Западе, и в Тбилиси понимают, что русского медведя в этой ситуации лучше не дразнить – можно, как говорится, «принудиться» к миру уже по полной программе.
Другое дело, что ни годы, проведённые Абхазией и РЮО в составе Грузии, ни время независимости (частично признанной), не привели к столько-нибудь стабильному улучшению экономической ситуации в этих республиках. И это притом, что Россия одной только Абхазии с её 250 тысячами жителей за четыре последних года выделила около полумиллиарда долларов финансовой помощи.
Да, с одной стороны можно рассуждать о тяготах частичного признания государств независимыми, но с другой стороны само наличие общих границ с Россией, о которых, к примеру, Приднестровская Молдавская Республика, может только мечтать, дают и Южной Осетии, и Абхазии огромные возможности. И вроде бы торговля растёт, и вроде бы российский турист в ту же Абхазию, что называется, активно пошёл, и вроде бы органы полноценной государственной власти имеются, но республики эти как бы зависли в своём развитии. Складывается впечатление, что лиц, которые находились и находятся во власти РЮО и Абхазии, сложившаяся ситуация вполне устраивает: российские дотации есть, и это главное… Но в том всё и дело, что российская финансовая помощь, как выяснилось, развития республик не гарантирует. Не хотелось в очередной раз поднимать вопрос о коррупции, но, похоже, что и здесь без него не обойтись.
Есть мнение, что именно коррупционный, простите, бардак в рассматриваемых кавказских республиках, и является той главной причиной, по которой более 50% опрошенных «Левада-Центром» россиян не готовы видеть РЮО и Абхазию в составе РФ. Мысль, в принципе, понятна: зачем брать «невесту», которой вполне откровенно продолжают, извините, пользоваться лица, скажем так с сомнительной репутацией для собственного удовлетворения. Если есть желание с той стороны довести дело до «свадьбы», то «невесту» нужно для начала избавить от сундуков с коррупционным «приданым».
Справится ли с этим сама «невеста»? И поможет ли это «невесте» сделать Россия в условиях независимости «невесты» и уйме нерешённых коррупционных проблем в самой РФ? Пока одни вопросы… А потому и ситуация выглядит подвешенной: вроде бы и добрые соседи, и симпатии друг к другу имеются, и дело почти до помолвки дошло, но то у «невесты» глаза подозрительно бегают, то «жених» никак не решится ответить «да» на вопрос «а вы вообще согласны?»