В Республике Саха (Якутия) завершилось проектно-аналитическое мероприятие, посвященное формированию картины будущего и разработке комплексных проектов развития для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) – «Форсайт-флот 2014». Участники обсудили и оценили возможности реализации представленных «дорожных карт».
Основным организатором «Форсайт-флота» третий год подряд является Агентство стратегических инициатив (АСИ). Основным партнером этого года выступило Минвостокразвития России. Участники форума разрабатывали свои проекты с учетом трех различных сценариев развития ДФО и интеграции России в экономическую систему стран АТР.
Во-первых, это повышение отдачи от экспорта природных ресурсов (развитие транспортной инфраструктуры, центров переработки) – направление «инфраструктура».
Второе направление – «технологическое предпринимательство», его развитие на Дальнем Востоке, ориентируясь на промышленный рост стран Восточной Азии.
И третий сценарий – создание уникальных нишевых продуктов и услуг для рынков стран АТР (например, ценные породы древесины, экологически чистые морепродукты, услуги экстремального туризма).
Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, описывая различные варианты сценариев развития Дальнего Востока, подчеркнул, что сейчас Дальний Восток – это цепочка слабо связанных между собой «островов экономической активности». Можно ли их связать между собой?
По его словам, есть несколько вариантов. В первом сценарии – предложения крупных компаний, модернизация настоящего. Это добыча и транспортировка ресурсов в страны АТР. Человек становится экономически неэффективен, будущее – это время больших промышленных роботов.
Второй вариант развития ситуации – логика специализации точек роста, поиск своей ниши и прямая связь с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Каждая из этих точек развивается самостоятельно, придумывает себя, вкладывает человеческие ресурсы.
Еще один сценарий – создание альтернативного «центра притяжения» на Дальнем Востоке.
«Давайте вложимся, соберем лучшие практики. Мост на остров Русский построили, инфраструктуру построили, давайте заселим территории опережающего развития лучшими мировыми практиками, и у нас все зацветет. А может, нужно связать эти островки экономической активности «Великой русской стеной» и отгородиться от АТР?», – кроме того, задавался вопросом Дмитрий Песков.
Исходя из предложенных сценариев, участники мероприятия формировали тренды, оценивали угрозы и возможности для реализации конкретных проектов.
Заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Максим Шерейкин рассказал о площадках, на которых и будет реализовываться амбиционный замысел территорий опережающего развития (ТОР).
«Экономика Дальнего Востока – маленькая, ее надо увеличивать. Измеритель экономики – валовый региональный продукт. Источник валового регионального продукта – это бизнесы, которые приходят на Дальний Восток. Бизнесам, местным или приходящим, необходимо место для развития. В любом случае, это – земля, это инфраструктура самого широкого спектра, не только инженерная, но и социальная, инновационная и т. д. Соответственно если сегодня придет инвестор и задаст большинству из администраций вопрос: а дайте мне 50 га земли, и я через два года смогу ввести в эксплуатацию завод стоимостью в 200 млн долларов, то задача окажется нерешаемой. Большинство администраций такой продукт инвестору предоставить не смогут… Сейчас я вам ответственно заявляю, что интерес у инвесторов к Дальнему Востоку есть, и он очень высокий. Но есть другая сторона вопроса – этот интерес не реализуется в конкретные проекты. Именно поэтому мы и начали заниматься территориями опережающего развития.
Инвесторам надо куда-то приземлиться. На первом этапе мы среди этих ТОРов видели индустриальные площадки. Но, еще раз подчеркну, нигде в законе не написано, что это должны быть именно индустриальные площадки. Это могут быть самые разные нишевые территории опережающего развития, лишь бы они привлекали инвестиции, которые бы давали нам налоги, которые давали бы нам модель окупаемости государственных инвестиций в инфраструктуру тех площадок, куда приходят инвестиции», –
пояснил логику формирования дальневосточных ТОРов замминистра. На сегодняшний день определено уже 14 территорий опережающего развития Дальнего Востока.
В результате 5-дневной работы участники представили гостям форума: министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александру Галушке, мэру города Якутска Айсену Николаеву и другим 20 проектов для дальневосточных ТОРов. Среди них можно, в частности, выделить следующие.
«Остров Русский Гонконг» – организация институциональной среды и особого правого режима для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
Создание конгрессно-выставочного комплекса с центром компетенций SmartIsland. Идея проекта заключается в том, чтобы создать на территории о. Русский «витрину» России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Дальневосточное авиационно-космическое агентство «Дальавиакосмос» – инфраструктурная поддержка проекта – космодром Восточный и авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Основная цель – реализация международных и кооперационных проектов в странах АТР. Линейка продукции: военная и гражданская авиация, малая авиация, спутникостроение и легкие ракетоносители.
«Якутия – полигон арктических технологий». Авторы проекта предлагают использовать уникальные климатические условия Якутии (ежегодные перепады температур амплитудой до 60 °C) для организации центров тестирования и испытаний техники, машин и оборудования в экстремальных погодных условиях. Основной message проекта: «То, что работает в Якутии, работает везде».
«Великий Восточный Проект»– создание единой инфраструктуры, объединяющей разрозненные острова Дальнего Востока.
По материалам пресс-службы АСИ Ната Марк, Сергей Тюрин Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|