Габор Штайнгарт рассказал всему миру о выгодах дружбы с русскими
Габора Штайнгарта «товарищем» не назовёшь при всём желании. Он самый что ни на есть махровый капиталист и соиздатель одной из ведущих газет Германии — «Handelsblatt», пишущей в первую очередь на финансовые темы. И вот именно финансовый интерес, вероятно, и подтолкнул этого человека, ранее работавшего главным редактором названной влиятельной газеты, к написанию эссе, опубликованного в одном из последних номеров «Хандельсблатт» аж на трёх языках — немецком, английском и русском.
Русский перевод, несмотря на отвратительное его качество (капиталист сэкономил на переводчике?) вообще симптоматичен. После введения ответных санкций Россией русскоязычный текст в немецкой газете, несмотря на то, что diese Übersetzung ist sehr schlecht, — своего рода историческое явление. Это не что иное, как реакция немецкого капитала на войну санкций.
Дабы правильно понять передовую капиталистическую мысль герра Штайнгарта, мы обратимся к немецкому оригиналу эссе.
Во вступлении к длинному тексту, озаглавленному «Ложный путь Запада» («Der Irrweg des Westens»), герр Штайнгарт вспомнил кое-что из событий 1914 года и процитировал заявления некоторых известных личностей того времени: «Немецкая армия и немецкий народ едины».
А как обстоят дела в 2014 году? Может, история повторяется?
Оказывается, ныне у лидеров Запада «больше нет вопросов, а есть лишь ответы». К примеру, Конгресс США открыто обсуждает вооружение Украины. Збигнев Бжезинский рекомендует украинцам превратить их дома в убежища, а улицы подготовить для боёв. Канцлер Германии выражается хоть и не столь агрессивно, но всё равно «зловеще»: «Мы готовы предпринять радикальные меры».
Немецкая журналистика, полагает господин капиталист, за несколько недель перешла от «благоразумного обсуждения» к возмущению. «Спектр мнений сузился до размера амбразуры».
Заголовки разных изданий дают примеры агрессивного настроя, которое больше подходит для поведения «хулиганов», болеющих за футбольные команды. Вот те образцы агрессии в заголовках, что нашёл в немецкой прессе Штайнгарт, вовсе не являющийся поклонником политики Путина.
«Der Tagesspiegel»: «Genug gesprochen!» («Сказано достаточно!»); «Die FAZ»: «Stärke zeigen» («Покажите силу»), «Die Süddeutsche Zeitung»: «Jetzt oder nie» («Сейчас или никогда»).
А журнал «Der Spiegel» зовёт покончить с трусостью и пишет, что «Putins Gespinst aus Lügen, Propaganda und Täuschung ist aufgeflogen» (то есть «путинская паутина сплетена из лжи, пропаганды и иллюзий»), а катастрофа малайзийского авиалайнера «Боинг-777» — это крах дипломатии.
«Западные политики и немецкие СМИ — одно целое», — пишет автор.
Ему представляется, что вернуться обратно к фактам уже вряд ли возможно.
Но кто кого обманул первым?
Штайнгарт переформулирует этот вопрос: «Всё началось с вторжения России в Крым, или с того, что Запад ранее способствовал дестабилизации Украины?» И ещё один вопрос: «Хочет ли Россия расшириться на запад, или НАТО желает расшириться на восток?» И далее: «Или здесь, вероятно, две мировые державы встретились ночью у одной и той же двери дома», принадлежащего «беззащитной третьей стороне», которая и расплачивается теперь за это беспорядками, похожими на «гражданскую войну»?
По мнению Штайнгарта, сегодня из политики исчезло то, что следует называть реализмом (Realismus). Эскалация в политике Европы есть, но вот реалистичной цели нет.
В США всё иначе — там риторика угроз представляет собой часть предвыборной кампании. К примеру, та же Хиллари Клинтон сравнивает Путина с Гитлером. Зачем? Да просто потому, что многие американские избиратели никого, кроме Гитлера, из «иностранцев» и не знают. Поэтому Адольф Путин (Adolf Putin) — «хорошо продуманная фигура кампании». И таким образом Клинтон, да и Обама тоже, ставят перед собой вполне реальные цели: демократы должны выиграть выборы в США.
Но немцы-то? А немцы, европейские соседи россиян, заинтересованы в другом: получать от России энергоресурсы. Поэтому немцам важны стабильность и взаимопонимание, и немцы не могут смотреть на происходящее глазами американской «Чайной партии».
«Любая ошибка начинается с ошибки мышления» (Denkfehler), полагает автор. Раньше экономические отношения были построены на основе взаимной выгоды, а теперь, когда их «закупорили», Германия получила медаль, у которой две стороны: первая — «наказание», вторая — «самонаказание».
Автор не видит ничего прогрессивного в мышлении тех, кто затеял поставить Россию «на колени». Пусть это стратегам бы удалось, но что дальше? «Как можно жить в одном европейском доме с униженной нацией?..»
Штайнгарт полагает, что «дуэту Меркель — Штайнмайер» ещё не поздно выработать концептуальную идею. Ясно одно: нет смысла придерживаться стратегических планов Обамы. «Проверка политики не в том, как она начинается, а в том, как она заканчивается», — говорит Генри Киссинджер. Демонизация Путина, по его мнению, — вовсе не политика, а повод для отсутствия таковой. Киссинджер советует уменьшить масштаб украинского конфликта, дабы затем найти его подходящее решение. Однако США в настоящее время не уменьшают конфликт, а наоборот, подливают масла в огонь, отмечает Штайнгарт.
Американская военная политика, считает автор, сплошь состоит из провалов. «…Последняя успешная крупномасштабная военная акция, которую осуществила Америка, была высадка в Нормандии. Всё остальное — Корея, Вьетнам, Ирак и Афганистан — шло ужасно неправильно».
В отношениях же между Европой и Россией («в стене») есть «большая дверь». «И ключ к такой двери, — пишет автор эссе, — называется балансом интересов».
И какие же интересы? Всё просто: Россия — «энергетическая сверхдержава», отмечает Штайнгарт, и промышленно развитая страна. Вот отсюда и должны отталкиваться политики, радеющие о равновесии, выстроенном на основе взаимных интересов. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер ведь уже подобрал и нужное определение: «Модернизация партнёрства» (Modernisierungspartnerschaft).
Россия, отмечает Штайнгарт, — часть интеграционных процессов, а не изолированная страна. И «маленький шаг» к ней лучше «большой глупости политики блокирования».
Итак, эссе прогрессивного капиталиста герра Штайнгарта говорит всему миру (именно всему миру, а не только немцам, ибо изложено на трёх языках): Германии нельзя плестись в политическом хвосте у США. Пришло время определять собственную политику, построенную на реализме, а не на предвыборных лозунгах, эксплуатируемых в США. Если Берлину выгодно иметь дела с Москвой, то надо иметь их, заботясь тем самым о «стабильности» и «взаимопонимании». Даёшь Modernisierungspartnerschaft!
Обозревал и переводил Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|