Если прислушаться к украинской пропаганде, то жизнь в Крыму сегодня представляет собой непрерывную цепь кошмаров, под тяжестью которой стонут и плачут жители «оккупированной украинской территории». Пропаганда пропагандой, а вот увидеть собственными глазами, как живёт курортная Ялта и её окрестности, – совершенно другое дело.
Поездка в Крым на машине не может быть лёгким делом по определению. Поскольку попасть на полуостров из «континентальной» России можно ровно двумя путями: либо через воюющий Донбасс, что смертельно опасно, либо паромной переправой через Керченский пролив. Поезда из России, увы, больше не ходят из-за взорванных железнодорожных путей и мостов. Зато с полной загрузкой работает аэропорт Симферополя, из которого до Ялты можно доехать либо на такси за 1500 рублей (500 гривен), либо на единственном в мире междугородном троллейбусе.
Мы выбрали паромную переправу, хотя нас пугали огромными очередями на ней. За две недели до нас знакомым пришлось отстоять в очереди 22 часа, но у нас ушло ровно 7 часов с момента, когда мы нашли конец очереди (приехали ночью и долго катались по территории порта Кавказ), до высадки в Керчи. Как объяснили люди, частенько пользующиеся паромом, ситуацию сильно разгрузило введение так называемого единого билета.
От Феодосии специально поехали горной дорогой через Судак на Алушту, чтобы полюбоваться крымскими красотами и искупаться в небольших приморских посёлках. Огромное удивление вызвала пустота пляжей в Морском, Рыбачьем, Малореченском и Солнечногорске. Как объяснили местные жители, сезон действительно хуже, чем обычно, но конкретно утром 20 июля отдыхающих напугал прошедший ночью и утром ливень, после которого на горной дороге местами попадались следы сошедших селевых потоков. Кроме того, эти мелкие посёлки всегда были ориентированы на небогатых отдыхающих из Украины, численность которых упала в этом году очень серьёзно.
Традиционная ялтинская пробка на улице Киевской от автовокзала до рынка никуда не далась. Как и суета с разъездами встречных машин на вечно забитой припаркованными авто улице Дражинского, идущей прямо над Массандровским пляжем. Только существенно изменилась география машин отдыхающих. Раньше было очень много номеров Киева и Киевской области, а теперь – Москвы и Московской области. Киевлян, как и жителей других украинских регионов, очень мало, буквально единицы. За исключением машин с донецкими и луганскими номерами, которых никак не меньше половины (если не учитывать крымчан) всех автомобилей с буквами UA в номерном знаке.
Массандровский пляж показался вначале пустым, но потом поняли, что это не так. Если раньше бесплатными было всего пара секций пляжа, то теперь не нужно платить за доступ ни на одну секцию, и люди просто равномерно распределились везде. На набережной пляжа людей меньше не стало, как и в пляжных ресторанчиках. То же самое и на центральной городской набережной им. Ленина. А вот желающих прокатиться на экскурсионных корабликах вдоль побережья и посетить прибрежные достопримечательности существенно прибавилось.
Разумеется, есть большие перемены в инфраструктуре – чуть было не написал привычно АРК, но на самом деле теперь Республики Крым. Например, закрылись, присоединившись к санкциям против России, автозаправки «Шелл», пустуют многие АЗС «Укрнафты». Цены на бензин пока заметно выше, чем в «континентальной» России (АИ-95 – от 37,2 до 38,2 против 35-36 рублей в Краснодарском крае), но в полтора раза ниже, чем на Украине. Идёт ликвидация сети украинского «Сбербанка России», через который невозможно ни отправить, ни получить деньги, зато стали появляться российские коммерческие банки. По-прежнему работают украинские операторы мобильной связи и мобильного интернета, а автоматы пополнения счетов принимают рубли и для российских, и для украинских операторов.
Над страшилками про пустые полки магазинов можно смело посмеяться: продолжают успешно действовать сетевые супермаркеты «Сельпо», «Фуршет», «Кишеня», «АТБ», значительная доля продуктов в которых – именно украинского производства. Правда, магазины «АТБ», принадлежавшие клану Юлии Тимошенко, поменяли собственников, из-за чего в них могли возникать некоторые перебои в снабжении. Количество продуктов на городском рынке ничуть не уменьшилось, хотя разброс цен даже в пределах одного базарного ряда порой шокирует. Например, помидоры продают по цене от 60 до 180 рублей (20-60 гривен). Недёшево, но и покупатели нынче в Ялте намного богаче, чем в прошлые годы, когда кое-кто являлся на отдых с мешком собственной картошки и упаковками мороженых кур.
Проблемы в банковской системе серьёзно ударили по пенсионерам, вынужденным получать пенсии через почту, создавая огромные очереди. Сами пенсии уже существенно выросли, постепенно догоняя среднероссийские, которые вдвое выше украинских. Зарплаты госслужащих и бюджетников также выросли, но коммерсанты, пользуясь объявленным переходным периодом, на повышение зарплат наёмным работникам идут неохотно. Как и на переоформление их в соответствии с требованиями российского законодательства, обеспечение социальными гарантиями.
Возможно, это на руку многочисленным беженцам из Донбасса, отношение к которым очень благожелательное. Часть из них расселили по пансионатам и санаториям, многие снимают жильё самостоятельно, находят себе работу в городе. Например, в одном из солидных ресторанов у моря вся ночная смена укомплектована беженцами из Донбасса.
Разумеется, с воссоединением Крыма и России существенно вырос спрос на недвижимость. Но… приобрести её практически невозможно из-за того, что украинская система регистрации недвижимости, по которой раньше жила республика, не соответствует российской. Да и само ялтинское жильё, являющееся страшным сном инспекторов БТИ и госстройнадзора, правильно оформить крайне проблематично. То же самое касается прав собственности на земельные участки. А в этом вопросе виновато даже не несоответствие систем регистрации, а тотальная коррупция украинской земельной системы, доведшая ситуацию до того, что на один участок сегодня могут претендовать несколько собственников. Думаете, зря все украинские власти саботировали создание Единого земельного реестра?
Тем не менее жизнь не останавливается, собственники имущества меняются. В первую очередь – имущества, принадлежавшего государству Украина, органам государственной власти и украинским должностным лицам. Так из «звёздной» собственности Арсения Яценюка «ушёл» ялтинский кинотеатр «iMAX». Не принимают больше украинских нардепов санатории «Нижняя Ореанда» и «Дюльбер».
Каково отношение людей к этим переменам? Разное. Разумеется, есть те, кто посчитал себя ущемлённым и остался недоволен. Но таких – подавляющее меньшинство. Практически все остальные с пониманием относятся к тому, что все их трудности – лишь временное явление, вызванное переходным периодом.
Ялта – город сезонной работы, и многие жители уже присматриваются к тому, чтобы по окончании сезона выехать в центральные российские регионы на заработки. Те, кто уже ездил «на разведку», с удивлением и удовлетворением рассказывают, что их принимают как своих, даже если они не успели поменять украинский паспорт на российский, просто поглядев на прописку. Они почувствовали себя гражданами России.
Ну и в завершение маленький штришок к тому, кем воспринимают себя жители «оккупированной территории»: несмотря на то, что в республике уже началась замена украинских автомобильных номеров на российские с цифрами 777 в коде региона, машин с украинскими номерными знаками ещё очень много. Но часть из них «бегает» с нестандартными номерами, которые «не замечает» ГИБДД. Их владельцы заклеили левое поле номера, где находится жёвто-блакитный флажок, наклейками с российским триколором и двуглавым орлом, что является предметом особого шика, как, например, у одесситов раскрашенные «в шашечку» брызговики. Согласитесь, недовольные «оккупацией» и живущие «в постоянном кошмаре» люди так проявлять отношение к своему новому гражданству не будут.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 183
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 132
Рейтинг поста: