«Если вы увидели льва с оскаленными клыками –
не стоит думать, что он улыбается»
Арабская поговорка
Патовая ситуация, в которой оказался сегодня Ирак, – во многом личная заслуга Нури аль-Малики. Это человек, который с подачи резидентуры США в Багдаде и волею случая номинально возглавил страну в 2006 году, в 2010-м проиграл выборы, но остался премьером после 9-месячных мучительных переговоров. Ради сохранения власти он обещал всем и всё, заранее зная, что ничего этого он делать не будет, так как к тому времени он уже оказался заложником своего положения, и дороги назад не было. Однако у него ещё оставался выбор между несколькими вариантами дальнейших действий – и он выбрал наихудший для всех…
Некоторые наблюдатели приписывают Нури аль-Малики невероятную изворотливость и способность усидеть на двух стульях, ссылаясь при этом на то, что он сумел заручиться поддержкой как США, так и Ирана – стран, отношения между которыми трудно назвать дружескими, но которые обладают огромным влиянием на происходящее в Ираке. Между тем ни о каком «мастерстве диалога» с его стороны здесь речи нет, поскольку в данном случае всё объясняется совпадением определенных интересов Вашингтона и Тегерана, причем только на тактическом уровне.
За время, прошедшее после вывода американских оккупационных войск из Ирака (декабрь 2011 г.), у Нури аль-Малики было немало возможностей добиться если не поступательного развития страны, в которой он после ухода американцев оказался верховным правителем с неограниченными полномочиями, то хотя бы стабилизации. Этого не произошло. Напротив, страна политикой багдадских властей была доведена до края пропасти и сброшена в эту пропасть. Сложившуюся в Ираке ситуацию в сферах безопасности, здравоохранения, образования и т.д. можно характеризовать одним словом – катастрофа.
Нури аль-Малики не склонен к компромиссам и отличается редким упрямством. В 2012 году он отказался идти даже на минимальные уступки иракским суннитам (а это почти треть населения страны, которые, в общем, требовали одного – прекратить дискриминацию), назвав их террористами и пообещав силой покончить с акциями протеста, которые были массовыми, но носили мирный характер. Отдав приказ о разгоне лагерей протестующих суннитов в аль-Хувейдже (провинция Дияла), а затем в Рамади и Феллудже (провинция Анбар), он вверг страну в полномасштабную гражданскую войну: с начала 2014 года в Ираке убиты более 7,5 тыс. человек, и это по самым минимальным подсчетам. Только в июне сего года погибли 1974 человека – самый высокий месячный показатель с сентября 2007 года!
Неспособность договариваться в итоге обернулась тем, что сегодня Ирак живет без бюджета, без правительства и без парламента, власть осуществляется по какой-то неясной схеме управления, где все замыкается лично на Нури аль-Малики. В то же время федеральный центр полностью или частично утратил контроль и все рычаги влияния в 8 из 18 провинций страны, и этот процесс набирает силу.
Премьер-министр Н. аль-Малики умудрился за сравнительно короткий срок вступить в острый конфликт практически со всеми ведущими политическими силами страны. Развязав войну против граждан Ирака из числа арабов, исповедующих суннизм, он одновременно до предела осложнил отношения с руководством Иракского Курдистана. В результате курды не упустили шанса воспользоваться ситуацией наступившего полупаралича власти и нарастающего хаоса и, что называется, под шумок прихватили богатые нефтью районы провинции Таамим, которую они называют Киркук и на которую уже давно предъявляли свои права. Кроме Киркука, курдские отряды пешмерга контролируют значительные районы провинций Салах эд-Дин, Дияла и даже участок границы с Сирийским Курдистаном в провинции Нейнава.
Явное недовольство деятельностью багдадских властей и лично премьера нарастает и среди шиитов, хотя именно на них опирается нынешняя пирамида власти. С призывами к Н. аль-Малики не выдвигать свою кандидатуру и покинуть пост обратились даже ведущие шиитские религиозные авторитеты, включая Великого аятоллу Али аль-Систани. На эти призывы, доносящиеся уже со всех концов Ирака, премьер ответил категорическим отказом и заявил о своем намерении остаться у руля.
Упорство премьера зиждется на том, что на минувших выборах (апрель 2014 г.) за его блок «Государство закона» было подано более миллиона голосов. Здесь надо отметить, что абсолютное большинство поддержавших Нури аль-Малики составляют его соплеменники, назначенные им чиновники и, самое главное, военнослужащие и сотрудники спецслужб и других силовых структур - недаром вооруженные силы в Ираке часто называют «армией Малики».
Основа эта, однако, оказалась зыбкой: 10 июня три дивизии практически без боя сдали город Мосул с 2,5 млн. населением. В последующие несколько дней иракские войска оставили противнику территорию, почти равную по площади Греции или Болгарии. Это был даже не отход, а паническое отступление – бросали все, включая тяжелую технику и вооружение. Уже полгода армия не может войти в город Феллуджу в провинции Анбар, а этот город находится всего в 40 км от Багдада. Многократные заявления Багдада о входе войск в Тикрит говорят лишь о том, что накануне их оттуда опять выбили. Войска деморализованы, армия не понимает, за что воюет - утверждения официальной пропаганды про сонмища пришлых наймитов «Аль-Каиды» уже не работают. Нарастает дезертирство, даже офицеры бросают свои подразделения, в среде высшего командного состава – засилье бездарных людей, получивших должности по протекции или за взятку.
Н. аль-Малики как верховный главнокомандующий и в этой ситуации предпочел прибегнуть к наиболее понятному ему методу – он призвал ввести смертную казнь за дезертирство и оставление позиций. Одновременно он начал лихорадочно перетасовывать военное командование и руководство полицией и спецслужбами, за последний месяц своих постов лишилось более 30 генералов, в том числе командующий сухопутными войсками. В некоторых провинциях с апреля сменилось уже по 2-3 командующих армейскими группировками. В связи с этим ряд экспертов сделали вывод, что Н. аль-Малики всерьез опасается военного переворота и перестает доверять даже ближайшему окружению.
Чем быстрее Нури аль-Малики покинет свой пост, тем больше шансов на то, что удастся сохранить Ирак как единое государство, пусть и на федеративной основе - в этом сегодня сходятся все основные политические силы страны (кроме самого аль-Малики и его сторонников), именно такой подход стал объединяющим для вчерашних непримиримых противников. Главным становится уже другой вопрос: кто его заменит?
Через свое посольство в Багдаде Белый дом в последнее время проводит интенсивные консультации с иракскими шиитскими лидерами Аммаром Аль-Хакимом (глава Высшего исламского совета Ирака) и Муктадой ас-Садром, а также другими видными политическими и религиозными деятелями. Не обходит Вашингтон своим вниманием и руководство курдской автономии – в Эрбиле за последнее время побывало с визитами немало американских официальных лиц. По сообщениям СМИ, в ближайшее время состоится специальное заседание Совета национальной безопасности США, посвященное данному вопросу.
Кроме того, администрация Обамы якобы обратилась с просьбой провести переговоры с суннитскими лидерами на предмет участия в новом иракском правительстве к Абдель Кадиру аль-Обайди – сунниту, бывшему министру обороны Ирака (2006-2010), который после отставки живет в Вашингтоне и имеет гражданство США. У аль-Обайди хорошие отношения с американскими официальными лицами, а также с влиятельными суннитскими фигурами в Ираке, поэтому выбор такого посредника выглядит вполне логичным.
Иракцы рассказывают, что на днях бывший заместитель Саддама Хусейна Иззат Ибрагим ад-Дури якобы прислал Нури аль-Малики личное послание, в котором призвал готовиться и даже указал дату – конец Рамадана. В качестве обратного адреса Иззат ад-Дури указал: Ирак, город Багдад.