Мариса Порджес (Marisa Porges)
В настоящий момент на борту одного из кораблей военно-морского флота США, находящегося где-то между Средиземным морем и Вашингтоном, содержится человек, подозреваемый в терроризме. Ахмед Абу Хаттала (Ahmed Abu Khattala), предполагаемый организатор нападения на американское посольство в Бенгази, Ливия, произошедшего в сентябре 2012 года, оказался пленником на корабле USS New York и, вероятнее всего, содержится в пустой камере, куда обычно попадают американские военнослужащие, ожидающие мер дисциплинарного взыскания в море. По пути в США в течение недели его допрашивали военные и гражданские следователи, которые хотят получить от него ключевую информацию до того, как ему зачитают его права, официально арестуют и доставят в окружной суд Вашингтона, где его будут судить. Между тем, моряки на борту этого судна продолжают выполнять свою работу по управлению этим транспортным кораблем — несмотря на то, что появление нового пассажира на нем несколько изменило его назначение.
Это не первый случай, когда в борьбе с терроризмом военно-морской флот берет на себя такую серьезную и необычную роль, которая практически никак не освещается в прессе. В 2011 году Ахмед Абдулкадир Варсаме (Ahmed Abdulkadir Warsame), командующий сомалийской радикальной группировки "Аш-Шабаб", был насильно доставлен на борт рыболовецкого судна в Аденском заливе и задержан военнослужащими американского флота на два месяца. В 2013 году Абу Анас аль-Либи (Abu Anas al-Libi), предполагаемый зачинщик террористических атак на американские посольства в Кении и Танзании в 1998 году, удерживался на борту корабля USS San Antonio — точно такого же корабля, как и тот, который превратился в тюрьму на этой неделе. Их обоих допрашивали в море, прежде чем доставить в США, где федеральные суды предъявляли им официальные обвинения. Варсаме в конце концов признал себя виновным по девяти пунктам, в том числе в предоставлении материальной помощи "Аль-Каиде" на Аравийском полуострове и обучении других террористов особенностям изготовления взрывчатки. Аль-Либи настаивает на своей невиновности, и его дело до сих пор находится на рассмотрении.
Во многих отношениях нет ничего удивительного в том, что правительство США использует военные корабли в качестве плавучих тюрем, где содержатся эти опасные преступники. Длительное путешествие обратно в США дает следователям время и возможность получить важную информацию из ценных источников, таких как руководители террористических группировок, связанных с "Аль-Каидой". В течение двух месяцев, которые Варсаме провел на корабле, группа следователей из ФБР, ЦРУ и чиновников Министерства обороны, то есть представители Группы для работы с особо ценными подозреваемыми при администрации Обамы, допрашивали сомалийского террориста "почти ежедневно". Он согласился с ними сотрудничать, и, согласно ряду докладов, часть американских контртеррористических операций, в том числе атака беспилотников в Сомали, стали прямым следствием той информации, которую Варсаме выдал американским властям. Хотя аль-Либи удерживался на борту корабля всего в течение недели — его хроническое заболевание не позволило властям держать его на судне в течение более длительного периода времени — согласно докладам, в его случае тоже предпринимались подобные попытки получить важную информацию.
Правительство США использует этот прием с удерживанием подозреваемых на борту военных кораблей, потому что у него достаточно мало возможностей удерживать и допрашивать таких людей, как Абу Хаттала, после их захвата. Администрация Обамы все еще хочет закрыть тюрьму в заливе Гуантанамо на Кубе. Хотя там до сих пор содержится почти 150 предполагаемых террористов, США не отправляли туда новых подозреваемых с марта 2008 года. Содержание предполагаемых террористов в других тюрьмах на территории иностранных государств также неприемлемо. В течение некоторого времени существовала возможность организовать управляемые американцами тюрьмы в Афганистане. Однако тюрьмой в Парване теперь управляют власти Афганистана, а использование тюрем на территории других стран вызовет массу вопросов и опасений правового, оперативного и гуманитарного толка. Даже если бы американские чиновники захотели отказаться от возможности допросить Абу Хаттала, прежде чем он предстанет перед федеральным судом и получит адвоката, переправка предполагаемых террористов в США по воздуху связана с массой трудностей. Несмотря на то, что сам процесс перевозки предполагаемых террористов, захваченных на территории других государств, на первый взгляд кажется довольно простым, он может повлечь за собой серьезные стратегические последствия, особенно с учетом вопросов, касающихся выдачи преступников США, которые возникли в связи с действиями администрации Буша-младшего. В этом контексте военно-морской флот взял на себя роль тюремного надзирателя, несмотря на то, что юристы продолжают оспаривать законность задержания предполагаемых террористов на борту корабля.
Два года назад я оказалась на борту одного американского военного корабля, который вошел в Аравийское море и на который тоже была возложена обязанность удерживать опасных преступников. Около дюжины предполагаемых пиратов, которые, как Варсаме, аль-Либи и Абу Хаттала, должны были вскоре предстать перед судом, были только что выпущены с гауптвахты, располагавшейся внизу. Корабельная гауптвахта представляла собой помещение, где находилось несколько двухъярусных кроватей и тумбочек, и на его стенах не было никаких знаков, позволяющих определить, в какой именно части корабля оно расположено. Подобно охранникам тюрьмы в Гуантанамо, грузный руководитель корабельной полиции снимал табличку с именем на то время, пока пираты находились на корабле, чтобы они не смогли его вычислить. По его словам, его люди на корабле не знали, чем кормить пиратов и что им можно дать почитать, чтобы скоротать время. По крайней мере, говорил он, задержанным нравится выходить на взлетную палубу, чтобы подышать свежим воздухом, и получать сигареты и шоколадные батончики, которые моряки давали пиратам за хорошее поведение. Но любопытнее всего было то, что присутствие этих опасных людей на борту накладывало определенный отпечаток на само судно. Как однажды объяснил мне один бывший офицер флота США, "в конце концов, мы стали просто плавать у берегов, чтобы удерживать их [в международных водах]… Вся наша деятельность была подчинена необходимости содержать этих болванов".
Обычно сомалийских пиратов отпускают, если ни одно государство не готово или не хочет предъявить им обвинение. В таких случаях у американских военных не остается иного выбора, кроме как одеть на них спасательные жилеты, посадить их в шлюпки и спустить их на воду недалеко от берега. Между тем, предполагаемый организатор атаки в Бенгази скоро предстанет перед судом в США. А пока корабль USS New York направляется на запад от Средиземного моря. Абу Хаттала допрашивают. А какой-нибудь рядовой моряк думает, что приготовить ливийскому террористу на обед.
Оригинал публикации: Americas Floating Prisons
|