Когда человек становится взрослым? Законодательство разных стран в определении совершеннолетия не совпадает. Где-то человека считают вполне взрослым в 16 лет, где-то – в 18, где-то – в 21. Но понятно другое. Возраст, когда наступает «личное» совершеннолетие, четко прописан в законе. Здесь оговаривается, с какого возраста можно садиться за руль, голосовать, вступать в брак, считаться владельцем недвижимости или покупать сигареты.
Куда труднее определить «совершеннолетие» государства. И четко заявить, что десять лет на карте мира – этого еще слишком мало, а вот двадцать – уже достаточно. Постсоветское пространство дает здесь сколько угодно примеров и «состоявшихся», и, увы, «несостоявшихся» государств.
Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева в страсбургском Дворце Европы эксперты будут анализировать и комментировать еще долго. И в немалой степени потому, что для Европы речь Алиева стала ярким и зримым доказательством, если угодно, политического совершеннолетия Азербайджана.
Основные тезисы выступления Алиева цитировали и цитируют сегодня многие СМИ, и не только в Азербайджане. И, честно говоря, в Совете Европы уже очень давно не было выступлений, даже первых лиц государств, где акценты были бы расставлены столь четко, а приведенные факты были бы столь неоспоримы.
Алиев в своей речи напомнил о трудностях первых лет независимости Азербайджана и об успехах, достигнутых нашей страной. Он подчеркнул, что в Азербайджане обеспечены основные права и свободы граждан, осуществлены важные реформы в области свободы слова и печати, особо подчеркнул наличие в Азербайджане свободного Интернета.
Большое внимание в своем выступлении Алиев уделил существующей в Азербайджане атмосфере толерантности, традиции которой имеют многовековую историю. Напомнил он и о том, что сегодня Баку – важный мировой центр мультикультурализма, что именно наша страна является инициатором начавшегося в 2008 году Бакинского процесса (форум, инициированный в 2008 году Ильхамом Алиевым и предусматривающий развитие диалога между различными культурами и цивилизациями – прим. ред.).
Подробно рассказал о борьбе с коррупцией и взяточничеством, о реформах в сфере образования. Отметил реализацию программы развития регионов Азербайджана. Напомнил о том, что ведущие международные рейтинговые агентства повышают кредитный рейтинг нашей страны (и можно представить, как это восприняли делегаты от стран «старой Европы», чей рейтинг с начала кризиса еврозоны неотвратимо ползет вниз). Говоря о внешней политике, Президент Ильхам Алиев напомнил о деятельности Азербайджана в Совете безопасности ООН, подчеркнул, что наша страна наладила конструктивные связи со многими государствами мира.
Но самое пристальное внимание привлек раздел выступления Алиева, где речь шла об армяно-азербайджанском конфликте. Президент поблагодарил Совет Европы за позицию, связанную с признанием территориальной целостности нашей страны. Алиев заявил, что этот конфликт представляет угрозу всему региону. Напомнил о весьма «неудобных» для многих исторических реалиях: о том, что Карабах – это исторический регион Азербайджана, а армяне являются здесь пришлым, вернее, переселенным народом. Говорил об этнических чистках, устроенных Арменией на исторических азербайджанских землях, и об оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих к нему регионов Азербайджана.
Алиев подчеркнул, что международное право признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана, и напомнил, что Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции, связанные с конфликтом, однако они все еще не выполнены, несмотря на то, что в аналогичных случаях такие резолюции осуществляются в течение нескольких часов. Напомнив заявления глав государств стран-сопредседателей Минской группы о невозможности сохранения статуса-кво, президент Азербайджана отметил также важность выполнения решений и резолюций, принятых другими международными организациями. Глава Азербайджанского государства подчеркнул, что посетившая регион миссия ОБСЕ по изучению фактов также подтвердила, что армянская сторона разрушила на оккупированных территориях историко-культурные памятники, социальные объекты и даже могилы, что квалифицируется как вандализм. И напомнил, что Ереван, являющийся исторической азербайджанской землей, был передан Армении в качестве столицы только в начале ХХ века.
А потом были те самые ответы президента Ильхама Алиева на вопросы депутатов ПАСЕ. Столь же четкие и выверенные, и для многих – будем откровенны – весьма и весьма неприятные. Как, к примеру, для того уважаемого европолитика, который в одном вопросе умудрился не единожды прилюдно солгать, на что ему указал Алиев. И если речь еще можно было подготовить заранее, то ответы на вопросы – это по определению «экспромт». И эти ответы были логичным продолжением той самой подготовленной речи. В той же, если угодно, тональности, такие же четкие, выверенные, основанные на неоспоримых фактах.
Жесткая, логичная, безупречно выстроенная «квинтэссенция правды», не столько даже неудобная, сколько, если можно так выразиться, непривычная для Совета Европы. Где, возможно, кто-то был не вполне готов к такому выступлению президента. Нет, дело не в логичной выстроенности самого текста и даже не в том, что президент выступал на английском языке. Просто для того, чтобы вот так, без обиняков, без оглядки на чье-то «зарубежное» мнение, выступить с трибуны Дворца Европы, чтобы с такой принципиальностью отстаивать интересы собственного государства, нужен, конечно, и беззаветный патриотизм, и высокий политический профессионализм. Но еще необходимо представлять уже другую страну, не похожую на многие государства, с которыми еврочиновники привыкли иметь дело на постсоветском пространстве.
Азербайджан – не просто важный для Европы партнер в обеспечении энергетической и не только энергетической безопасности, не только авторитетный инвестор. Куда важнее, что наша страна – это состоявшееся, самодостаточное государство, которое сегодня ни от кого не зависит и может позволить себе такую роскошь, как выстраивание равных, действительно партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и достоинстве. Том самом достоинстве, о котором на мировой арене позволяют себе вспоминать и говорить немногие лидеры. Выступление Алиева в Страсбурге напоминало уже не «окно в Европу» для нашей страны. Такое «окно», будем откровенны, остается открытым еще с конца минувшего века. Теперь настало время уже для Европы открывать окно в новый Азербайджан.
Но есть еще один итог выступления Алиева в Совете Европы. Наверное, можно долго спорить о том, насколько неравными были у республик бывшего СССР «стартовые позиции». Но пример Азербайджана слишком показателен: эта самая «стартовая позиция» у нашей страны была, мягко говоря, далеко не лучшей. Уже в первые годы независимости Азербайджан столкнулся не только с политической нестабильностью, но и с внешней агрессией, и с этническими чистками, и с настоящей гуманитарной катастрофой: каждый седьмой гражданин страны был беженцем или вынужденным переселенцем…
В самом деле, слишком уж явным, слишком ярким был контраст между тем, что в своем выступлении Алиев рассказывал о трудностях первых лет независимости нашей страны, и сегодняшним Азербайджаном – с продуманной программой реформ, с неоспоримыми успехами экономического развития… А для таких перемен нужно много составляющих, где «удача» и «везение» стоят на последнем месте. В то время как на первом – стратегия управления, продуманный государственный менеджмент, сочетание решительности и гибкости, умение отстаивать интересы своей страны и выстраивать политику, отвечающую требованиям сегодняшнего дня и нацеленную в будущее.
Именно ту политику, о которой рассказывал с трибуны Дворца Европы Алиев. Представляя в Страсбурге уже состоявшуюся, самодостаточную страну. И, возможно, главный итог его речи состоит именно в этом.
"Day.Az", Азербайджан
Куда труднее определить «совершеннолетие» государства. И четко заявить, что десять лет на карте мира – этого еще слишком мало, а вот двадцать – уже достаточно. Постсоветское пространство дает здесь сколько угодно примеров и «состоявшихся», и, увы, «несостоявшихся» государств.
Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева в страсбургском Дворце Европы эксперты будут анализировать и комментировать еще долго. И в немалой степени потому, что для Европы речь Алиева стала ярким и зримым доказательством, если угодно, политического совершеннолетия Азербайджана.
Основные тезисы выступления Алиева цитировали и цитируют сегодня многие СМИ, и не только в Азербайджане. И, честно говоря, в Совете Европы уже очень давно не было выступлений, даже первых лиц государств, где акценты были бы расставлены столь четко, а приведенные факты были бы столь неоспоримы.
Алиев в своей речи напомнил о трудностях первых лет независимости Азербайджана и об успехах, достигнутых нашей страной. Он подчеркнул, что в Азербайджане обеспечены основные права и свободы граждан, осуществлены важные реформы в области свободы слова и печати, особо подчеркнул наличие в Азербайджане свободного Интернета.
Большое внимание в своем выступлении Алиев уделил существующей в Азербайджане атмосфере толерантности, традиции которой имеют многовековую историю. Напомнил он и о том, что сегодня Баку – важный мировой центр мультикультурализма, что именно наша страна является инициатором начавшегося в 2008 году Бакинского процесса (форум, инициированный в 2008 году Ильхамом Алиевым и предусматривающий развитие диалога между различными культурами и цивилизациями – прим. ред.).
Подробно рассказал о борьбе с коррупцией и взяточничеством, о реформах в сфере образования. Отметил реализацию программы развития регионов Азербайджана. Напомнил о том, что ведущие международные рейтинговые агентства повышают кредитный рейтинг нашей страны (и можно представить, как это восприняли делегаты от стран «старой Европы», чей рейтинг с начала кризиса еврозоны неотвратимо ползет вниз). Говоря о внешней политике, Президент Ильхам Алиев напомнил о деятельности Азербайджана в Совете безопасности ООН, подчеркнул, что наша страна наладила конструктивные связи со многими государствами мира.
Но самое пристальное внимание привлек раздел выступления Алиева, где речь шла об армяно-азербайджанском конфликте. Президент поблагодарил Совет Европы за позицию, связанную с признанием территориальной целостности нашей страны. Алиев заявил, что этот конфликт представляет угрозу всему региону. Напомнил о весьма «неудобных» для многих исторических реалиях: о том, что Карабах – это исторический регион Азербайджана, а армяне являются здесь пришлым, вернее, переселенным народом. Говорил об этнических чистках, устроенных Арменией на исторических азербайджанских землях, и об оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих к нему регионов Азербайджана.
Алиев подчеркнул, что международное право признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана, и напомнил, что Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции, связанные с конфликтом, однако они все еще не выполнены, несмотря на то, что в аналогичных случаях такие резолюции осуществляются в течение нескольких часов. Напомнив заявления глав государств стран-сопредседателей Минской группы о невозможности сохранения статуса-кво, президент Азербайджана отметил также важность выполнения решений и резолюций, принятых другими международными организациями. Глава Азербайджанского государства подчеркнул, что посетившая регион миссия ОБСЕ по изучению фактов также подтвердила, что армянская сторона разрушила на оккупированных территориях историко-культурные памятники, социальные объекты и даже могилы, что квалифицируется как вандализм. И напомнил, что Ереван, являющийся исторической азербайджанской землей, был передан Армении в качестве столицы только в начале ХХ века.
А потом были те самые ответы президента Ильхама Алиева на вопросы депутатов ПАСЕ. Столь же четкие и выверенные, и для многих – будем откровенны – весьма и весьма неприятные. Как, к примеру, для того уважаемого европолитика, который в одном вопросе умудрился не единожды прилюдно солгать, на что ему указал Алиев. И если речь еще можно было подготовить заранее, то ответы на вопросы – это по определению «экспромт». И эти ответы были логичным продолжением той самой подготовленной речи. В той же, если угодно, тональности, такие же четкие, выверенные, основанные на неоспоримых фактах.
Жесткая, логичная, безупречно выстроенная «квинтэссенция правды», не столько даже неудобная, сколько, если можно так выразиться, непривычная для Совета Европы. Где, возможно, кто-то был не вполне готов к такому выступлению президента. Нет, дело не в логичной выстроенности самого текста и даже не в том, что президент выступал на английском языке. Просто для того, чтобы вот так, без обиняков, без оглядки на чье-то «зарубежное» мнение, выступить с трибуны Дворца Европы, чтобы с такой принципиальностью отстаивать интересы собственного государства, нужен, конечно, и беззаветный патриотизм, и высокий политический профессионализм. Но еще необходимо представлять уже другую страну, не похожую на многие государства, с которыми еврочиновники привыкли иметь дело на постсоветском пространстве.
Азербайджан – не просто важный для Европы партнер в обеспечении энергетической и не только энергетической безопасности, не только авторитетный инвестор. Куда важнее, что наша страна – это состоявшееся, самодостаточное государство, которое сегодня ни от кого не зависит и может позволить себе такую роскошь, как выстраивание равных, действительно партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и достоинстве. Том самом достоинстве, о котором на мировой арене позволяют себе вспоминать и говорить немногие лидеры. Выступление Алиева в Страсбурге напоминало уже не «окно в Европу» для нашей страны. Такое «окно», будем откровенны, остается открытым еще с конца минувшего века. Теперь настало время уже для Европы открывать окно в новый Азербайджан.
Но есть еще один итог выступления Алиева в Совете Европы. Наверное, можно долго спорить о том, насколько неравными были у республик бывшего СССР «стартовые позиции». Но пример Азербайджана слишком показателен: эта самая «стартовая позиция» у нашей страны была, мягко говоря, далеко не лучшей. Уже в первые годы независимости Азербайджан столкнулся не только с политической нестабильностью, но и с внешней агрессией, и с этническими чистками, и с настоящей гуманитарной катастрофой: каждый седьмой гражданин страны был беженцем или вынужденным переселенцем…
В самом деле, слишком уж явным, слишком ярким был контраст между тем, что в своем выступлении Алиев рассказывал о трудностях первых лет независимости нашей страны, и сегодняшним Азербайджаном – с продуманной программой реформ, с неоспоримыми успехами экономического развития… А для таких перемен нужно много составляющих, где «удача» и «везение» стоят на последнем месте. В то время как на первом – стратегия управления, продуманный государственный менеджмент, сочетание решительности и гибкости, умение отстаивать интересы своей страны и выстраивать политику, отвечающую требованиям сегодняшнего дня и нацеленную в будущее.
Именно ту политику, о которой рассказывал с трибуны Дворца Европы Алиев. Представляя в Страсбурге уже состоявшуюся, самодостаточную страну. И, возможно, главный итог его речи состоит именно в этом.
"Day.Az", Азербайджан