Группировка ISIS в Сирии
Начиная с 10 декабря в сети стали появляться разоблачающие материалы о деятельности террористической организации Исламское Государство Ирак и Сирия (ISIS). Их публикует пользователь twitter @wikibahdadi.
Достоверность выкладываемой информации невозможно подтвердить. @wikibahdadi, теоретически, является одним из бывших лидеров ISIS, который дезертировал и перешел на сторону Джабхат ан-Нусра.
@wikibahdadi дает важнейшую информацию об истории организации, личностях ее руководителей и сути текущего конфликта с сирийскими мятежниками.
Кто такой Абу Бакр аль-Багдади
Согласно этой информации, реальное имя Абу Бакра аль-Багдади – Ибрагим Аввад Ирагим Боу Бадри бин Армуш, также известный как Абу Аввад или Абу Доа.
Багдади работал в Фаллудже и был имамом в провинции Дияла. Багдади – не из Багдада, поскольку он принадлежит к клану Боу Бадри, являющегося частью клана Абу Абасс из Самарра. Клан утверждает, что происходит от имама аль-Хассана бин Али. Это означает, что предки Абу Бакра происходят из племени Курейш, что является одним из обязательных условий для того, чтобы стать эмиром в джихадистской группировке. В то же время, Фонд Алауи, занимающийся сохранением хашимитского наследия,, опубликовал в 2009 году исследование, согласно которому Боу Бадри не происходят ни от Мухаммеда аль-Джавада, ни от Бин Идриса, ни от аль-Хасана, вопреки их утверждениям.
@wikibahdadi пишет, что руководство ISIS на сто процентов состоит из иракцев. Багдади не допускает участия представителей других национальностей, поскольку он не верит никому. Количество людей в шура постоянно варьируется – от 8 до 13. Руководят шура три бывших офицера армии Ирака, служивших при Саддаме Хуссейне.
Ими командует бывший полковник иракской армии Хаджи Бакр. Он присоединился к ISIS, когда организацией руководил Абу Умар аль-Багдади (убит в 2010).Хадж Бакр был назначен советником Абу Умара и Абу Хафса аль-Мухаджира – после того, как он предоставил им информацию о боевых планах и способах коммуникации иракской армии, полученную им от баасистских офицеров.
Абу Бакр аль-Багдади не был членом шуры ISIS тогда, когда ее возглавлял Абу Умар аль-Багдади. Тем не менее, он был членом ISIS в Фаллудже. Полковник Хаджи Бакр удивил всех , когда после убийства Абу Умара и его заместителя он поддержал Абу Бакра в качестве нового эмира организации.
С его избранием началась новая эра в истории ISIS. Абу Бакр работал на публику, Хаджи Бакр – за кулисами. Внешний вид полковника – “безбородого подражателя Западу” раздражал руководство ISIS, и ему пришлось отрастить бороду и изменить манеры.
ISIS начал работать по двум направлениям. Во-первых, она должна была сохранить сплоченность и предотвратить внутренние раздоры и раскол. Абу Бакр и Хаджи Бакр согласились с тем, что они прекратят встречи с второстепенными функционерами, и все приказы им будут отдаваться через специальный учрежденный полковником совет. Во-вторых, был создан специальный аппарат, занимающийся секретными убийствами. Его возглавил бывший полковник иракской армии Абу Сафван ар-Рифаи. Он подчинялся напрямую руководству организации. Цель данной структуры – ликвидация диссидентов и дезертиров, а также местных лидеров, вставших на пути ISIS.
Финансовой основой деятельности организации стало продолжение политики Абу Умара аль-Багдади – конфискация собственности шиитов, христиан, немусульман и коллаборационистов с режимом. В дополнение к этому, был установлен контроль над нефтяными месторождениями, ТЭЦ и нефтезаводами, любой инфраструктурой, собственником которого являлось иракское государство. Те бизнесы, которые невозможно было конфисковать, подвергались шантажу. Их владельцы были вынуждены ежемесячно платить ISIS деньги “на защиту”. Также были установлены блок-посты на шоссе, взимавшие дань с водителей грузовиков.
Таким образом, финансовые доходы группировки росли, что позволяло платить членам завидное жалованье и выплачивать бонусы за успешные военные операции. Это привело к тому, что все больше людей хотело вступить в организацию. В этот период полковник Бакр назначил шуру, в которой всеми членами были иракцы. И в это время началась сирийская война.
Когда началась сирийская война, члены ISIS начали думать, что делать. Полковник Бакр опасался, что боевики могут предать организацию, если будут посланы в Сирию, что это может привести к коллапсу – в случае, если ISIS откроет двери в Сирию, и этим воспользуются те, кто задумал предательство. Поэтому Багдади запретил членам ISIS ехать в Сирию, и тех, кто не подчинился данному приказу, рассматривал как изменников. Он оправдывал подобное решение тем, что ситуация еще не ясна, и для ее оценки потребуется время.
Одновременно, Бакр предложили идею формирования не-иракского батальона, которым командовал бы сириец. Таким образом, ни один иракский офицер не мог бы отколоться от группы под предлогом войны в Сирии.Новое руководство в Сирии могло бы привлекать иностранцев на джихад.
Это было началом Джабхат ан-Нусра под руководством Джулани. Он прославился на весь мир и привлекал джихадистов из стран Залива, Йемена, Северной Африки и даже Европы.Хадж Бакр и Багдади опасались этого молниеносного подъема и популярности.
Хадж Бакр предложил приказать Джулани, чтобы тот официально заявил – высшим авторитетом для Джабхат ан-Нусра является Исламскоt Государство Ирак и Сирия. Джулани обещал об этом подумать, но много времени прошло, а объявления все не было.
Багдади послал ему предупреждение. Джулани собрал исламских ученых и моджахедов и проконсультировался с ними. После этого он ответил Багдади, что подобное заявление “не будет в интересах революции”, и речь идет о мнении шуры Джабхат ан-Нусра. Багдади и Бакр пришли в ярость, в особенности после того, как США внесли Джабхат ан-Нусра в список террористических организаций, а Джулани стал самым знаменитым человеком в Сирии. Багдади и Бакр поняли, что Джабхат ан-Нусра превратилась в прямого конкурента ISIS в Сирии.
В политическом отношении Джулани – прагматик, но страхи полковника и Багдади были больше, чем его обещания. Бакр решил пойти на инкорпорацию Джабхат ан-Нусра в ISIS. На встрече в Турции Багдади потребовал от Джулани провести военную операцию против военных советов ССА, поскольку они являются “будущими агентами Америки”.
Шура Джабхат ан-Нусра единогласно отклонила подобное предложение. Багдади и Бакр расценили это в качестве акта прямого неповиновения. Багдади направил Джулани письмо, в котором указал, что у того есть выбор – выполнить приказ или расформировать Джабхат ан-Нусра. Джулани на письмо не ответил, и отказался принять личного посланника Багдади.
Багдади начал осознавать, что Джулани вышел из-под контроля. Он послал в Сирию иракских офицеров, задачей которых было охмурить лидеров Джабхат ан-Нусра. Некоторые из них, большей частью из числа мухаджирин (эмигантов) поддались на эту пропаганду. Но Нусра скоро бросила их в тюрьму, обвинив в том, что они распространяют такфир.
Багдади был решительно настроен, и лично поехал в Сирию с тем, чтобы объявить о слиянии двух группировок. Иракский эмир встретился с влиятельными лидерами Нусры, и пригласил на встречу Джулани.
Джулани отказался, сославшись на соображения безопасности.Тогда Багдади потребовал, чтобы тот публично объявил о роспуске Нусры и о слиянии с ISIS. Джулани ответил, что подобный акт будет ужасной ошибкой, который уничтожит ту популярность, которую ему удалось создать среди сирийцев.
Бакр посоветовал Багдади издать заявление о роспуске Нусры, но без изоляции Джулани – в надежде, что тот придет в себя. Они проинформировали лидеров Нусры о дате, когда такое заявление будет сделано, в ожидании, что те лично присягнут на верность Багдади.
Джабхат ан-Нусра разделилась на три фракции. Первая пошла за Джулани, вторая – за Багдади, третья осталась нейтральной. Так начался первый раскол среди мусульманских муджахеддинов. И в это время на сцене появился саудовский офицер Бандар аш-Шалаан. Он стал связующим звеном между Багдади и теми лидерами Джабхатан-Нусра, которые последовали за ним.
Поняв, что Джулани не будет выполнять их приказов, Бакр и Багдади начали готовить заявление о его исключении. Одновременно, полковник подсказал, что необходимо сформировать специальную ударную силу, перед которой будет поставлено две задачи. Первая – захват военных складов и баз Нусры и ликвидация всех, кто попытается оказать сопротивление. Это должно было лишить Нусру оружия, и вынудить ее боевиков присоединиться к ISIS.
Вторая задача – устранение Джулани и его окружения. Их автомобили должны были взорвать. Эта активность вынудила Джулани обратиться к лидеру Аль-Каиды, Айману аз-Завахири. Завахири призвал влиятельных джихадистов Йемена и саудовской Аравии выступить в качестве посредников, но Багдади отказался встречаться с ними. Все это еще более усугубило и без того неприятную ситуацию, и Завахири был вынужден выступать с публичными заявлениями. Остальное мир уже знает из сообщений в прессе.
Заявления Завахири лишь подлили масла в огонь вражды между Багдади и Джулани. Лидер ISIS отказался принять навязываемое Аль-Каидой решение, и его поддержал влиятельный саудовский проповедник Абу Бакр аль-Кахтани.
Кахтани послал в качестве своего представителя в Леванте упомянутого Бандара бин Шалаана. Он стал офицером связи между ядром религиозных сторонников ISIS в Заливе и Багдади. Шалаан начал активно действовать и набирать спонсоров. Его поддержал муфтий из Бахрейна, Насер а-Такил.
Шалаан, работая в Бахрейне, встретился с Турки Бинали, который высказал интерес к “государству” Багдади. Шалаан расширил свою деятельность и создал шариатский совет в поддержку ISIS. Шалаан превратился в человека, координирующего активность ISIS в прессе и занимающегося мобилизацией боевиков по всему миру.
Между тем, все попытки Заахири и Джулани разрешить конфликт с Багдади ни к чему не привели. Несмотря на то, что Завахири высказался в поддержку Джабхат ан-Нусра, полковник Бакр настаивал на необходимости ее расформировать. Согласно его предложению, должна быть продолжена политика ликвидации лидеров Нусры и усиления поддержки Багдади со стороны влиятельных религиозных кругов.
Издание Syria Deeply опубликовало интервью с Крисом Луни, американским аналитиком, специализирующимся на изучении террористической группировки Исламское Государство Ирак и Сирия (ISIS). Интервью посвящено целям и практике управления ISIS в Ракке.
Ниже следуют отрывки интервью.
Под поверхностью вызывающей жестокости в отношении оппонентов лежит ясно выраженная стратегия управления захваченными территориями и интеграции их бастионами движения в Ираке.
Самая важная вещь в сфере государственного управления, которую ISIS пытается осуществить в восточной Сирии – это изоляция контролируемых ими районов от остальной территории страны и создание экономики, зависящей от их товаров и услуг. Они пытаются интегрировать восточную Сирию с их базами в Ираке и создать независимую зону под своим контролем между двумя государствами.
Следует понять, с точки зрения ISIS, Ирак и Сирия – это не два изолированных конфликта. Мы видели поток оружия боевиков из Ирака в Сирию. Точно также военные “трофеи” и некоторые практики рэкета джихадистов перекочевали из Сирии в Ирак. Если в тактическом смысле речь идет о двух очень разных кампаниях, в более широкой перспективе они преследуют на территории двух стран одну цель.
Краткосрочная цель ISIS в Ракке – создание опорной базы, консолидация контроля над близлежащими территориями. Долгосрочная цель – создание исламского эмирата, в котором будет осуществлена агенда ISIS и их жесткое истолкование шариата.
История установления контроля на Раккой демонстрирует, что ISIS в состоянии быстро и эффективно добиваться своих целей.
Когда ISIS появились в Ракке, город контролировался конгломератом мятежных бригад, одна из которых была весьма популярная среди местного населения – Бригада Ахфад ар-Расул, входившая в состав ССА. ISIS использовала четырех террористов-смертников для того, чтобы ликвидировать руководство бригады. Это был первый случай применения смертников оппозицией против оппозиции, а не против режима.
За этим последовала исламизация города. Даже Джабхат ан-Нусра, которая никогда не поддерживала христиан, никогда не изгоняла их. ISIS немедленно изгнала из города христиан и алавитов, и это частично объясняет, как им удалось добиться такого уровня контроля над Раккой.
Конечная цель ISIS – установление исламского эмирата с жестким истолкованием шариата требует все возрастающей жестокости по отношению к покоренному населению. Подобную цель трудно примирить с завоеванием популярности.
Джабхат ан-Нусра предоставляет товары и услуги населению, и эта группа ориентирована на Сирию. ISIS интересует только контроль, и потому она обрушилась на ан-Нусра и подобные ей группы, популярные среди населения. Она также атаковала гражданских диссидентов. И это работает.
Следует отметить, что Ракку практически просто отдали ISIS. Это была первая провинциальная столица, захваченная мятежниками, и они не упустили этой возможности – установить свою власть в столь значительном центре. Кроме Ракки, они контролируют Ад-Дана, Азааз и значительную часть провинции Идлиб.
В тоже время, специфически в Ракке, жесткие методы ISIS могут создать эффект бумеранга. Уже появились слухи о том, что несколько более “умеренные” группы – такие, как Джабхат ан-Нусра, пытаются выдавить ISIS, и существует потенциал мятежа против ISIS. Группировка, однако, вцепилась в город мертвой хваткой, и подобный мятеж вполне может завершиться провалом. В настоящий момент ни у кого просто нет достаточных боевых возможностей для того, чтобы выбить их оттуда.
Оригинал Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|