Интернет-технологии отлично подходят для организации государственных переворотов. Это было доказано "Арабской весной", когда люди использовали социальные сети, чтобы координировать антиправительственную деятельность. Но что если революция устраивается в стране, которая официально считается демократической? И что если вариант с отключением неугодных от сети оказывается абсолютно бесполезным?
Ирак уходит в "интернет-подполье"
Мы говорим об Ираке, где власти больше не могут отслеживать действия своих граждан в интернете благодаря мобильному приложению из солнечной Калифорнии под названием FireChat. Программа пользуется ажиотажным спросом: за последнюю неделю ее скачали 40 тыс. иракских подданных - лояльных и не очень.
FireChat использует Bluetooth и может работать даже тогда, когда доступа к интернету нет.
FireChat позволяет создавать закрытый интранет, способный функционировать даже в случае отсутствия подключения к интернету. Данные как бы "перепрыгивают" с одного гаджета на другой, в результате, все, у кого на смартфоне или планшете есть приложение, могут общаться, не привлекая внимания. Создатели FireChat называют систему "частный интернет" и преподносят ее как отличную альтернативу обычному мобильному подключению к интернету в условиях нестабильного сигнала сети. В частности, программу часто скачивают во время путешествий.
FireChat использует Bluetooth как основной способ передачи данных, что накладывает на чат определенные ограничения и не дает возможности сделать его "безграничным".
Но и у людей, которые скачивают приложение в Ираке, совершенно другие задачи. Они хотят уйти от надзора спецслужб. Но почему?
Предвзятое мнение?
Западные СМИ преподносят новость в интересном ключе: так Financial Times упоминает о том, что иракцы с помощью FireChat могут продолжать общаться, если власти отключат интернет, но не затрагивает вопрос о том, могут ли приложение использовать злоумышленники, например, исламисты. А казалось бы, этот вопрос на поверхности: в закрытом чате можно обсуждать все что угодно, а государство не будет иметь об этом ни малейшего понятия. Разумеется, можно попытаться перехватывать сообщения, но в условиях войны и на фоне хаотичной активности пользователей в рамках локальных интранетов, это практически невозможно.
Поддерживает ли FireChat террористов? Конечно же, нет. Но это еще одна технология, которая отлично подходит для планирования антигосударственных действий. И в данном случае, речь идет не о народе, который хочет свергнуть диктатора, а о сепаратистах, которые раздирают страну на куски и хотят прибрать к рукам нефтяной экспорт.
Власти сами роют себе могилу
Но все-таки есть основания полагать, что большинство владельцев FireChat в Ираке - обычные граждане, которые не хотят революции, а просто пытаются общаться в условиях блокады интернета. Еще в середине этого месяца Багдад объявил, что боевики ИГИЛ используют интернет для распространения своей пропаганды и ищут в социальных сетях рекрутов. После этого интернет-провайдерам страны приказали полностью отключить доступ к сети в пяти провинциях.
Вполне возможно, что политика иракских властей только усугубляет проблему распространения терроризма через интернет. По мере того, как блокируется доступ к сети, все больше людей узнают о приложениях вроде FireChat. И если искать информацию в открытом интернете, пусть сложно, но все-таки можно, то интранет живет своей локальной жизнью. Он хуже подходит для поиска рекрутов за пределами страны, но обеспечивает платформу для любого инакомыслия. А действия государства только подливают масла в огонь.
Силы FireChat не безграничны
И все-таки, интранет FireChat и интернет отличаются примерно как рация и телефон. Возможности мобильного приложения ограничены. Например, зона покрытия мини-сети составляет всего 70 метров, если по дороге не попадется еще одно устройство с установленной программой, через которое можно будеть "перепрыгнуть" через этот барьер. Разумеется, сигнал Bluetooth зависит от ряда факторов, и переговоры между двумя бетонными бункерами будут существенно затруднены.
Но чем больше пользователей, тем сильнее FireChat. В Ираке за последние пять дней было открыто 7 тыс. чатов. Во всем мире, со времени создания приложения, было организовано 75 тыс. интранетов. Ирак уже второй по важности рынок после США. Власти могут запретить программу, как они сделали это с WhatsApp, но нарушителей придется ловить очень долго, так как у этой сети нет ни единого центра, ни зависимости от интернет-подключения. Америка Ираку в данном случае едва ли поможет.
История вопроса
После нападения боевиков движения “Иракское государство Ирака и Леванта” (ИГИЛ) на Ирак и быстрого продвижения вглубь страны, которое продемонстрировало низкую боеспособность иракской армии, официальные власти Ирака запросили военной помощи у США. Премьер-министр Нури Аль-Малики призвал США помочь с нанесением авиаударов по позициям боевиков. Однако США вместе со своими союзниками на Ближнем Востоке в лице Саудовской Аравии заняли осторожную и, более того, враждебную позицию по отношению к властям Ирака. Буквально на глазах всего мира атака радикальной террористической группировки на Ирак представляется в виде "гражданской войны". Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|