На фоне сведений о том, что в ближайшее время контроль выполнения государственного оборонного заказа, будет перераспределён между ФАС (Федеральной антимонопольной службой), Счётной палатой и специальной группой при Главной военной прокуратуре, на правительственном уровне выдвигаются идеи и по поводу возможного наказания тех, кто причастен к срыву выполнения ГОЗ. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует сферу ВПК, заявляет, что одно из наиболее вероятных наказаний – дисквалификация предприятий или их руководителей из системы реализации гособоронзаказа.
«Отлучение» ожидает тех руководителей компаний, которые нарушили условия контракта при выполнении ГОЗ и нанесли материальный ущерб государству в размере, минимум, 5% от общей суммы, прописанной в контракте. В денежном эквиваленте 5% - не менее 5 миллионов рублей. Следует ли из этого вывод, что если компания взяла на себя обязательства по выполнению того или иного контракта, но выполнение сорвала, нанеся при этом ущерб государственной казне, к примеру, на 4 миллиона рублей, то руководству такой компании дисквалификация (а это термин, используемый Дмитрием Рогозиным) не грозит? Таких подробностей пока, к сожалению, не сообщается.
[AD]Зато известно, что дисквалификация неэффективных управленцев (или полностью компаний) из сферы ГОЗ не станет «пожизненной». Предельный срок – 3 года. Видимо, за это время управленец где-то повысит свою эффективность и придёт в ГОЗ с новыми силами, новыми идеями и непременным желанием исполнить контрактные обязательства…
Между тем, в кабинете министров прошло совещание с вице-премьерами, которое было посвящено, в том числе, и вопросам реализации государственного оборонного заказа, а именно – предоставлению государственных гарантий по кредитам компаниям ОПК, участвующим в системе ГОЗ. Премьер Дмитрий Медведев на совещании заявил, что госгарантии предприятиями ОПК – это работа, которая является неотъемлемой частью исполнения госпрограммы перевооружения российской армии. На один только 2014 год, по словам Медведева, государство предусмотрело гарантий на колоссальную сумму в 377,8 млрд. рублей, которые должны стать существенным подспорьем в поиске средств из внебюджетных источников для 62 предприятий из сферы ОПК, работающих с ГОЗ. Общее число государственных гарантий – 96.
Государственные гарантии – в данном случае это инструмент, который компания может получить как финансовое основание возможности брать кредит в коммерческих структурах. То есть коммерческие организации, занимающиеся кредитованием, должны быть уверены, что выделяемые средства предприятие возместит с процентами. А вселять такую уверенность в бизнес-структуры сегодня готово государство.
377,8 млрд. рублей – это рекордное значение с момента начала реализации программы государственной поддержки. По словам Дмитрия Рогозина, который по понятным причинам тоже присутствовал на совещании, динамика финансирования выглядела следующим образом: 2011 год – госгарантии на сумму 122,5 млрд. рублей, 2012 – около 188 млрд. руб., 2013 – 362,27 млрд. рублей.
При этом Рогозин подчеркнул, что рост объёмов госгарантий в плане поддержки предприятий, участвующих в реализации государственного оборонного заказа, связан с ростом госпрограммы вооружения. Так, к 2015 году, исходя из планов, перевооружение армии и флота РФ должно составить не менее 30%.
Дмитрий Рогозин:
Отсюда как раз и рост в целом объёмов финансирования. Соответственно, чтобы не напрягать федеральный бюджет, мы работаем через госгарантии и помогаем предприятиям работать с кредитными организациями.
Первое постановление Вами уже подписано, сейчас у нас в работе второе постановление на сумму 42,63 млрд. рублей. Будут, видимо, ещё третье и четвёртое, то есть в течение года по готовности самих кредитов, подготовленных кредитными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
По статистике, чем больше средств для решения того или иного вопроса выделяется из государственного бюджета, тем больше этих средств может пройти через коррупционно-мошеннические схемы. В этой связи на фоне позитивной динамики предоставления предприятиям ОПК государственных гарантий нельзя забывать о такой важной составляющей как полноценный контроль выделяемых средств. Насколько железобетонно готово вести контроль в этом секторе государство? – пока большой вопрос.
На данный момент существуют немалые опасения по поводу того, что существенная часть выделяемых финансовых гарантий может в материализованном виде раствориться в карманах и на счетах тех, кто избрал для себя ГОЗ как средство быстрого и масштабного мошеннического заработка. Такие опасения возникают хотя бы по той причине, что на днях главный военный прокурор Фридинский озвучил масштабы невыполнения ГОЗ и других нарушений в сфере работы с гособоронзаказом. Фридинский отметил, что 90 контрактов в сфере ОПК оказались сорваны только в 2013 году. При этом общая сумма задолженностей предприятий ОПК перед бюджетом Минобороны составила 60 миллиардов рублей. 90 контрактов в 2013 сорваны, 96 госгарантий в 2014 году выделены. Схожая арифметика…
Хочется надеяться, что система уже в ближайшее время государственными чиновниками выстроится так, что в процессе реализации ГОЗ будет осуществляться и полноценный контроль, и виновные в срывах выполнения контрактов будут нести наказание, которое бы раз и навсегда отбивало охоту запускать руку в кубышку с выделенными на безопасность страны бюджетными средствами.
Вряд ли трёхлетняя дисквалификация из системы ГОЗ и практикуемые сегодня условные сроки без намёка на конфискацию имущества могут стать таким наказанием.