В мае 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали в Астане Договор об образовании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), регионального объединения, имеющего наряду с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и группой БРИКС, без преувеличения, мировое значение.
События последних лет всё больше убеждают экспертное сообщество, политиков, экономическую элиту в том, что однополярному миру, который возник после распада СССР и в котором роль «единственной глобальной державы» играли Соединённые Штаты Америки, приходит конец. Пусть пока еще основная часть мировой торговли, в том числе нефтью и газом, ведётся в долларах, однако показательно то, что доля сбережений населения мира в долларах за последние пять лет упала в два раза – с 60 % до 30 %...
И пусть пока еще американские военные базы разбросаны в десятках стран мира, мы видим, что после вывода войск США началось восстание в Ираке. То же самое, по всей вероятности, произойдёт после 2014 года и в Афганистане. Положение этих стран трагично, им предстоит пройти через очередной кровавый этап своей истории. А вместе с тем пример этих стран показывает, что методы, с помощью которых США пытались утвердить своё доминирование, распространяя его на другие континенты, оказались не только не эффективными, но и исключительно вредными как для стран, которые попали под американский каток, так и для самих Соединённых Штатов. США потеряли самое главное, на чем держались и вера в доллар, и вера в справедливость американской демократии, и вера в военное могущество Америки, – США потеряли в глазах остального мира былой авторитет.
Америка не смогла одержать победу ни в одном военном конфликте, в который она втягивалась в последнее время. Американцы вынуждены были уйти из Ирака, сейчас они уходят из Афганистана. Больше того, внезапное наступление иракских боевиков-суннитов, в ходе которого те за несколько дней взяли под свой контроль значительную часть территории страны, говорит о полном провале американской стратегии свержения законных режимов под тем или иным надуманным предлогом. Не достигнут ни одной из своих целей США и на Украине.
Начавшееся крушение веры в доллар уже не остановить. Не только население разных стран переводит свои депозиты в другие валюты, но и сами эти страны стремятся постепенно переходить на взаиморасчеты без использования доллара. Это начали делать даже такие союзники США, как Япония и Великобритания. Россия только за первые месяцы 2014 года вывела из американских казначейских бумаг более 30 млрд. долларов Американцы вынуждены сворачивать программу «количественных смягчений», так как никто больше не может потреблять доллары в таком количестве, как это хотелось бы Федеральной резервной системе, и продолжение этой программы вызвало бы только панику на финансовых рынках.
Подкошена вера не только в доллар. Открывшаяся правда о тюрьме Гуантанамо и других американских тюрьмах, недопущение на американские выборы под угрозой уголовного преследования наблюдателей из других стран, откровения Ассанджа и Сноудена подкосили веру и в такой аргумент доминирования США, как американская демократия. Король гол. Демократии нет. А вместо неё есть зловещий лик цифрового деспотизма, который позволяет с помощью новейших технологий обеспечивать тотальный контроль не то что за каждым гражданином США, но и за каждым жителем Земли, имеющим то или иное телекоммуникационное устройство.
Фундамент колосса, каким Америка ещё недавно виделась остальному миру, начал разрушаться. Процесс этот будет долгий и сложный. Еще ни одна система господства не уходила с мировой арены путем самоизменения, только путем разрушения. Какой мир идет на смену доминированию единственной сверхдержавы?
Уже нет сомнений, что это будет многополярный мир с несколькими центрами политического и экономического влияния, с несколькими мировыми технологическими и финансово-валютными центрами. В последние годы созданы региональные объединения крупных держав — ШОС, БРИКС, с 1 января 2015 года начнёт функционировать Евразийский экономический союз.
Если группа БРИКС включает пять крупнейших развивающихся стран, расположенных на трёх континентах и способных по влиятельности соперничать с «Большой восьмеркой», то ШОС призвана обеспечить стабильность в одном из геополитически наиболее значимых планетарных пространств — в Центральной и Восточной Азии.
Если сотрудничество в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и формирующегося Евразийского экономического союза носит пока преимущественно экономический характер, то в динамике развития Шанхайской организации сотрудничества складываются предпосылки для выхода на более высокую степень интеграции, в том числе и по военно-политическим вопросам. Газовое соглашение между Россией и Китаем придало новую прочность стратегическим отношениям двух стран, а присутствие России во всех трёх межгосударственных объединениях – ЕАЭС, ШОС и БРИКС - надёжно цементирует новые интеграционные процессы в меняющемся мире.