Как известно, любая проблема имеет простое, очевидное и неправильное решение. Аналогично, при анализе Газовой Войны существуют две очень распространенных, очень простых и понятных, но в корне неправильных интерпретаций.
Первая неправильная интерпретация: »Газ перекрыли слишком поздно, теперь у хунты есть запас до октября. Миллер — жадина, Путин — все слил.» (вариант: »А почему так долго ждали?!!!»)
Вспомним, что главное требование Газпрома на переговорах было «заплатите долги!» и при этом российская компания всеми силами демонстрировала готовность к разумному компромиссу по следующим поставкам. В этом контексте, пресловутая жадность Миллера плохо объясняет ситуацию, ведь тогда нет смысла обещать долгосрочную многолетнюю скидку ради получения всего 2 миллиардов долларов сейчас.
Гораздо более логичное объяснение заключается в том что перед Миллером была поставлена задача вытащить из бюджета хунты максимально возможное количество денег. Игроки в покер (особенно любители турниров) легко поймут эту стратегию: когда у противника осталось мало денег, стоит сконцентрироваться на том чтобы заставить его выложить их на стол. Несмотря на громкие обещания западной поддержки, у хунты очень мало денег. По признанию Яценюка, хунте нужно 35 миллиардов долларов до конца года, МВФ обещал примерно половину но выделил только 3 миллиарда с условием дать остальное если будет восстановлен контроль на Юго-Востоком (ха-ха!), ЕС добавил примерно 0,75 миллиарда евро, США дали гарантии на выпуск облигаций на 1 миллиард. Эти деньги хунта очевидным образом тратила на войну и стратегия по выкачиванию любой ценой этих денег из хунтовского бюджета является полностью оправданной. Газпром дожимал до последней возможности и таки отжал примерно 1.9 миллиарда, что можно считать хорошим результатом. Если учитывать что боевые юристы ВТБ «сожгли» еще 1 миллиард долларов из бюджета хунты, то получается что финансовая ситуация Киева сейчас смотрится совсем кисло. Конечно, хунта может приказать НБУ сливать остатки золото-валютных резервов, но тогда даже последнему майдауну будет очевидно, что это уже предсмертные конвульсии, не говоря уже о том, что такой маневр отправит реальный курс гривны в зону 18-20. Эффективность «отжатия» денег у хунты можно считать достаточно высокой, а переговорщиков российской стороны можно похвалить за терпение.
Вторая популярная и неправильная интерпретация: »Ну все! Сейчас в Европу пойдет сланцевый американский газ или иранский газ, Газпром останется с носом! США победили: разорвали связи ЕС и РФ». Особенно популярна эта интерпретация среди свидомитов и сочувствующих им белоленточников.
Нужно учитывать, что Газпром выстроил правильную стратегию переговоров. Он 4 раза переносил дэдлайн и каждый раз делал это подчеркнуто по просьбе Еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. Вообще, за эти месяцы был достигнут колоссальный прогресс в процессе изменения позиции ЕС. Сравним заявления Баррозу, который говорил в апреле что украинский транзит это проблема исключительно Газпрома и нынешние действия Эттингера, который всеми силами пытается все-таки этот транзит спасти. Миллер обеспечил европейскому бизнесу, который значительно рациональнее европейского политикума и для которого США — враг и конкурент, полный набор аргументов для того чтобы бороться с брюссельской бюрократической гидрой. В конце-концов тот же Эттингер признал, что Россия «не использует газ как политический инструмент», а если дело перевести в коммерческую плоскость значит все будет хорошо для нас и плохо для хунты.
Про американский сланец и иранский трубный газ я напишу отдельно и развернуто, но сейчас достаточно сказать, что даже самые оптимистичные прогнозы конченных русофобов не предполагают что американский или иранский газ появятся в ЕС быстрее чем через 3-4 года. Немецкий институт DIW Berlin, который не отличается про-российским настроем, уже подсчитал какой эффект окажет отказ от российского газа и описанный сценарий выглядит как энергетический апокалипсис для Восточной Европы и как огромная проблема для Германии ( http://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.465398.de/14-22.pdf ). Конечно, блокировка украинского транзита не будет иметь таких апокалиптических последствий, но будет вполне достаточна для того чтобы зима 2014-2015 стала временем похорон любых надежд на восстановление европейской экономики. Кстати, сценарий описанный DIW для случая остановки только украинского транзита по всей видимости исходит из странной предпосылки о том что газпромовские объемы в Европе есть чем заменить по чуть более высокой цене, но это явно не соответствует действительности.
Газпром уже положил на стол европейцам правильный выход из ситуации:
1. Включение на полную мощность Северного Потока и OPAL для того чтобы компенсировать часть потерей по транзиту
2. Согласие Еврокомиссии на то строительство Южного Потока на условиях Газпрома (стоит напомнить что придание Северному Потоку преференциального статуса состоялось при аналогичных обстоятельствах)
В этих условиях Москве даже выгодно чтобы газовый кризис на Украине продлился как можно дольше ибо это сильно увеличит шансы на принятие нужных решений. Все альтернативные способы решения газового вопроса стоят больших денег (переход на СПГ или постройка альтернативной трубы) и имеют значительные политические издержки (просто представьте себе что будет делать с Еврокомиссией израильское лобби когда узнает о планах покупать иранский газ), в то время как предлагаемые Газпромом опции не стоят ни цента для Европы.
Не стоит обращать внимание на тех, кто утверждает что Европа гарантированно совершит сепукку во славу Госдепа США. Европа — разная и стоит приложить все усилия чтобы дать вменяемым частям европейской элиты работать в своих и наших интересах.
Еще не стоит обращать внимание на тех, кто уверен что «Газпром прогнется и опять сольет». Уже есть четкое требование ( http://vz.ru/news/2014/6/16/691389.html ): до предоплаты, хунта должна оплатить все 4,5 миллиарда долга, что эквивалентно требованию полной капитуляции: »мы включим Вам газ после того как вы останетесь полностью без денег, даже на поддержание трусов». Так же, Путин недвусмысленно указал на то, что попытки «включить реверс» на Украину, закончатся просто уменьшением физических поставок газа, что указывает на желание идти до конца в процессе «удушения» украинской экономики.
Маркеры развития ситуации на ближайшие месяцы:
1. Плохо: - если ЕС будет активно стараться включить реверс
2. Хорошо: - если будет полная загрузка Северного Потока - если будет полная загрузка OPAL - если будут активно загружать газовые хранилища (это еще и признак того что Европа смирилась с тем, что газовая война будет долгой)
Выводы:
1. Газовая война — надолго. Минимум на несколько месяцев. Скорее всего: до ноября-декабря. 2. У РФ есть шансы получить с газовой войны хорошие бонусы3. У ЕС есть выбор: экономический суицид или выполнение требований Газпрома, причем Москва сделала все что можно для того чтобы у вменяемой части европейской элиты было максимум возможностей продавить правильное решение.
crimson alter. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|