УГКЦ участвует в пропагандистской кампании, развернутой Киевом против России и Донбасса. Принципиальный борец с украинским национализмом польский ксендз Тадеуш Исакович-Залесский обратил внимание на молитву, которую боевики «Азова» произносят перед отправкой на Донбасс в присутствии греко-католического священника. В ней есть строки о желании отомстить за «…геройську смерть героїв Української Нації, Української Національної Революції – полковника Євгена Коновальця… Шухевича, Бандери».
Автором молитвы был оуновец Осип Мащак, написавший ее в 1936 г. Киевские идеологи обновили молитву, добавив имена Коновальца, Бандеры и Шухевича. В ней упоминается и «соборная Украина». В головах украинских националистов это понятие подразумевает право Украины требовать возвращения «етнічних українських земель» от всех соседей сразу – России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Словакии, Румынии.
Т. Исакович-Залесский указывает еще на одну особенность: в молитве не упоминается Бог. Его место занимает Украина, к которой молящийся обращается вместо Бога, и даже обозначающие ее местоимения пишут с большой буквы («Твоя слава», «Твої Святі Ідеї»). С богословских позиций такая молитва считается языческой, поскольку объектом ее поклонения является материальный предмет, пусть и виртуального характера. Не говоря уже о вознесении до уровня божественного таких человеконенавистников, как эсэсовец Шухевич и прочих под стать ему. Согласитесь, не много в мире найдется государств, где эсэсовцев поминают в молитвах вместо праведников.
Для УГКЦ такие «мелочи» не являются препятствием для благословения боевикам «Азова». УКГЦ взяла на себя роль духовного опекуна украинских националистов, т.е. вернулась к той функции, которую она выполняла в 1920-1950 гг., благословляя карателей ОУН-УПА резать «ляхів» и «москалів».
Украинский национализм предполагает наличие в душе у человека чуждой Православию ненависти по расовому признаку к «кацапам», «жидве» и «ляхам». Правда, перед последними двумя украинский националист всегда готов прогнуться, что и показывают события на Украине, когда такие боевые единицы, как «Азов» создаются на деньги этнического еврея И. Коломойского и с одобрения официальной Варшавы.
УГКЦ является церковью, проповедующей национальную идею бандеровцев. Во время «евромайдана» священники УКГЦ своими речами разжигали в толпе низменные националистические инстинкты, призывая ее идти на штурм правительственных зданий. Сейчас же они пошли еще далее, превратившись в координаторов поставок средств защиты членам всевозможных необандеровских формирований («Азов», «Донбасс», Национальная гвардия), воюющих против мирного населения Юго-Востока.
На Западной Украине ординариат УГКЦ занялся сбором средств для закупки бронежилетов, шлемов и камуфляжей в Польше с дальнейшей их переправкой отрядам боевиков и военнослужащим украинской армии. УКГЦ действует в спайке с т.н. самообороной «евромайдана»: сообща организовывается «марш мрувек» (марш муравьев) – так польская пресса окрестила колонны украинских челноков (по 150 и более человек) из приграничных украинских городов и сел, въезжающих в Польшу.
Там каждый «муравей» покупает шлем и бронежилет (официально – для личной безопасности) и беспрепятственно провозит все на украинскую территорию. В военных магазинах Белостока, Пшемышля, Жешува, Люблина и др. восточно-польских городов наблюдается многократное увеличение клиентов с Украины. Та же ситуация в магазинах Словакии и Венгрии. Пока украинские олигархи у власти купаются в золоте, посылая украинских солдат на бессмысленную бойню, сами украинские солдаты, по сообщениям польских СМИ, просят родственников прислать им средства спецзащиты. Родственники делают все возможное: обращаются к националистическим организациям и в приходы УГКЦ, сами заказывают средства через Интернет в магазинах Чехии, Испании и т.д.
Синод епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ выразил сочувствие родным военнослужащих украинской армии, погибшим в сбитом Ил-76. И ни слова сочувствия в адрес тех, кто безвинно погиб под украинскими бомбами и ракетами.
Известно, в нападении на российское посольство в Киеве принимали участие боевики из «Азова», который ранее отметился в карательных акциях против населения Донбасса. Что не удивительно: батальон состоит из почитателей Бандеры и Шухевича, всеми силами старается подражать своим кумирам, а те, как известно, к мирному населению жалости не испытывали.
Тем временем УГКЦ нашла очередной повод для разжигания у своей паствы ненависти к России и Православию: греко-католические порталы повествуют о «тяжкой» доле униатских священников в Крыму. В период «евромайданного» противостояния Симферополя и Киева последний грозился прислать в Крым «поезда дружбы» с украинскими неонацистами. Крымские греко-католические священники, подобно своим предшественникам, ожидавшим в 1941 г. фюрера как мессию, с нетерпением ждали националистический десант. Сообщалось, что в некоторых униатских церквях хранилось оружие и спецсредства, которые могли бы понадобиться «українським патріотам» для «перевоспитания» крымчан.
После этого униатам трудно рассчитывать на благосклонность со стороны местного населения. Тем более что целевой аудиторией УГКЦ в Крыму являются прежде всего украинствующие особи (как правило, выходцы с Западной Украины). За 23 года украинской независимости многие западно-украинские офицеры облюбовали Крым, получили здесь квартиры и со злобно-затравленным видом наблюдали уход полуострова под юрисдикцию России. Вся эта публика кучковалась вокруг приходов УГКЦ, и сами настоятели этих приходов тоже были выходцами из западно-украинских областей.
Каким видит свое будущее УГКЦ в Крыму? Главная задача: удержаться на достигнутом уровне, не допустить рассеяния своей паствы, не дать малозаметным очагам украинского национализма окончательно исчезнуть с крымской земли.
Россия – демократическое государство, которое не преследует людей за их религиозные взгляды. Но украинские греко-католики сами допустили ситуацию, в которой слово «униатство» служит синонимом слова «необандеровщина» (единственное исключение здесь – униаты-русины на Закарпатье).
УГКЦ в силах сделать широкий примирительный жест и разом покончить со всеми двусмысленностями вокруг собственного статуса в Крыму. Достаточно открыто осудить порочную практику киевской хунты по героизации гитлеровских прихвостней из ОУН-УПА и признать преступный характер украинских националистических формирований в годы Великой Отечественной войны. Но УГКЦ, напротив, старается этими язвами заразить здоровое крымское тело и бредит созданием языческой соборной Украины «от Сана до Кавказа».