Оглядываясь на политическую историю нашей Родины, начинаешь невольно задумываться о тех культурологических скрепах, которые не раз спасали страну от полной и неизбежной гибели. Могучие, и, казалось, вечные в своих политических и культурологических кодах великие державы - Египет, Крит, Ассирия, Вавилон, Персия, Карфаген, Афинская Архэ, Римская империя, Византия, Блестящая Порта, Тауантинсуйю, разделившие весь мир колониальные империи Испании, Британии, Франции, Португалии, Голландии, Германии, Италии и Бельгии, - все постепенно деградировали и пали по тем или иным причинам. Россия же не только не пала, но и выстояла в самых кровопролитных войнах, революциях и социальных кризисах. Откуда же такой порог устойчивости? Здесь нет никакой тайны - истоки этой прочности стоит искать именно в русском народе.
Русская ойкумена стала складываться ещё в древнюю эпоху. О предках славян - венедах писал ещё Геродот. Римский историк Тацит отмечал в книге "О происхождении германцев и месторасположении Германии" осёдлый образ жизни венедов. Вместе с тем, уже с тех же античных цивилизаций (Греция, Рим) пошла традиция чётко отделять свою культурную ойкумену от так называемых варварских народов, - стоящих, по мнению их историков, на более низкой ступени развития. В этом плане "досталось" и предкам русских.
На основе противопоставления был заложен стереотип отчуждения, передаваемый из поколения в поколение. Западная цивилизация, культурным и геополитическим центром которого после краха Римской империи стал Рим католический, позиционировала славянство как чуждую цивилизацию, варварскую. Хотя древнерусские князья стремились укрепить связи с Западом - тот же Ярослав Мудрый пытался добиться дружеских отношений с Францией, Польшей, Швецией, Византией, Норвегией, Венгрией и др. Однако стратегия католической христианизации западно-русских земель показала, что Русь, не смотря на признаваемый политико-экономический авторитет, цивилизационно не воспринималась как равная европейская страна. Поэтому Запад всячески желал "исправить" эту ситуацию.
Несмотря на всевозможные попытки культурной ассимиляции, завоевания, экономического закабаления, - русский народ оставался той культурно-духовной матрицей, который всегда спасал положение. Это снова доказывает, что Россия - не просто страна, а специфическая цивилизация, которая сложилась не только благодаря региональным культурным, политическим и экономическим процессам, а в том числе и потому, что сам Запад не хотел признавать Русский мир частью Европейского мира, себе равным. И это не дань уважения политической философии славянофилов - это объективная реальность.
Но только ли Запад ответственен за политико-культурное обособление Русского мира как отдельной цивилизации? Конечно же нет. Ещё английский историк А. Тойнби выдвинул гипотезу "вызов-и-ответ", согласно которой только народ, сумевший ответить на вызов природной среды, создаёт цивилизацию. Действительно, природные вызовы для России тяжелее, чем для Запада. Неблагоприятная климатическая среда стала важнейшим фактором развития страны - 2/3 территории России - зоны дискомфоритные и экстремальные для проживания человека, для создания комфортных условий нужно затратить в 10 раз больше средств, чем в благоприятных климатических зонах.
Во-первых, суровый климат повлиял на социальную основу Русского мира как цивилизации. Трудные условия выживания способствовали сохранению крестьянской общины с уравнительным землепользованием и поддержкой слабых. На Западе же крестьянская община постепенно распалась и уступила главенствующей роли институту частной собственности. По мнению отечественного историка И.М. Супоницкой, у современных россиян до сих пор силён уравнительный взгляд на жизнь, особенно в деревне, где не очень то доверяют богатым. Неслучайно Столыпинская реформа не смогла уничтожить общину, которая позже мимикрировала в колхозы. Со временем на Западе были созданы пресловутые мифы о так называемой русской дремучести, лени - это, конечно, ложный стереотип. Западные путешественники просто не понимали, что русский крестьянин порой равнодушно относился к собственной выгоде из-за боязни в условиях сурового климата риска неурожая, грозящего голодом. Зависимость от общины как института выживания, сильно отличает русского крестьянина, к примеру, от американского фермера, который был больше индивидуалистом, собственником и не испытывал преклонения перед властью.
Во-вторых, климат влиял на культурные основы Русского мира. Сохранение архаичных кодов русской общины - следствие живучести коллективисткого, традиционного сознания, что постоянно подпитывается климатической средой. Это видно везде - в былинах, сказках, песнях, частушках, народном творчестве, народной кухне, традиционной одежде, православной культуре, архитектуре, народном театре... Даже этика коммуникации отлична - западный человек часто недоумевает, почему на его шутки и улыбки русские не отвечают взаимностью. Важно заметить, что культурные основы Русского мира становятся более актуальными в современных условиях XXI века. Постсоветский мир - это расколотый, разделённый Русский мир. После развала советского государства - русские стали одним из самых разделённых народов на планете. И это на фоне дискриминации русских по языку, социальным и экономическим правам в новых постсоветских странах. Парадокс в том, что в этой разделённости сам Русский мир стал больше оформляться. Сравнение с Испанией и латиноамериканским миром здесь будет, конечно, не совсем корректно - конкистадоры и колонизаторы практически истребили местные народы и племена. Русские же всегда были той "третейской силой", которая не просто приходила на новые земли Сибири, Дальнего Востока, Севера, Кавказа, Средней Азии, Америки.., а помогала урегулировать местные конфликты, хоть как-то налаживать жизнь и переводить ситуацию политического хаоса в политическую упорядоченность. В этих условиях те русские и российские соотечественники, проживающие в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии и Азербайджане, и для которых русская культура и русский язык - не пустой звук, а очень дороги, должны всячески поддерживаться российской властью, как минимум, - в дипломатическом, культурном и информационно-коммуникационном плане. В случае рисков ассимиляции и деградации - поддержка должна быть экономическая и политическая. Это важно именно для сохранения Русского мира, без которого Россия не выживет. Посмотрите на тот же Англо-саксонский мир - его патроны США и Великобритания довольно агрессивно продвигают его же интересы (в том числе и культурно-цивилизационные) по всему миру, так как знают, что без этой поддержки не будет и их.
В-третьих, условия географии и климата, сильно воздействовали на политическую основу Русского мира как цивилизации. Ограниченность плодородных земель способствовала колонизации новых территорий. Этот фактор превратил Россию в одну из самых огромных держав мира. Также на современный российский политический абсентеизм влияют прошлые культурные коды крепостного права, - русский крестьянин был аполитичным, его не интересовали сложности общественной жизни. Кроме того, долгое время сохранялся большой крестьянский миф о добром царе, народном защитнике от чиновников и помещиков. Архаичный миф позже трансформировался в сакрализацию правителя страны. Коды архаичной русской крестьянской общины никуда не исчезли, - они повлияли на современную ментальность русского человека и большинства россиян. Свой вклад внесли и традиции советской политической инерционности, доверия к власти.
В настоящее время важно переосмысление для России значения Русского мира как феномена. Русский мир - это русская культура и русский язык. Конечно, оппоненты могут возразить, что русская культура размыта и уже не так чётко позиционируется самим народом. Действительно, русские уже не носят косовороток, живут в основном в городах, и в большей мере не питаются кулебяками... Молодёжь затянута в современный мейнстрим вестернизации.
Однако русский язык - как стержень русской культуры - не единственное, что может сцеплять невидимыми нитями части Русского мира. Никуда не делись те архаичные коды русской общины, которые повлияли на политическую культуру как русского человека, так и россиянина. Если эти архаичные коды серьёзно исследовать, то становится понятным и электоральное поведение россиян и их политическая мифология и даже пресловутый политический абсентеизм. Но не это главное. Важно осознать, что кроме культуры и языка у Русского мира пока ещё есть то общее, что не даст России в самых агрессивных условиях окончательно кануть в небытие. Это ощущение единства.
У современной России есть уникальный шанс в условиях охлаждения отношений с Западом наконец-то заняться более близким для себя - Русским миром, защитив его и получив от него же мощную геополитическую подпитку. Вот почему требуется мощная поддержка русской культуры и русского наследия в самой России. Вместе с тем, важна и более активная политика России по отношению к русским диаспорам в других странах.
Сергей Николаевич ФедорченкоМосковское областное отделение Российского общества политологов