Югоосетинские выборы: вид с российской стороны
На прошедших 8 июня парламентских выборах в Южной Осетии предсказуемо победила партия «Единая Осетия», основной лозунг которой — вхождение республики в состав Российской Федерации. Вывод, который политологи сделали после выборов: избиратели проголосовали за Россию. Но надо ли России этому радоваться?
Прежде всего надо отметить, что официально Россия и не радуется. Ну, и не печалится, конечно.
Из Москвы на итоги выборов в РЮО отозвался только МИД РФ, назвав их «важным шагом на пути поступательного развития институтов государственной власти и гражданского общества республики». О возможном присоединении РЮО к РФ в Москве никто из российского истеблишмента и слова не сказал.
За «Единую Осетию» проголосовало около 43% избирателей. Партия получит двадцать мандатов в 34-местном парламенте (абсолютное большинство мест).
А вот дела в РЮО идут неважно. Экономика слабая.
«В Южной Осетии довольно сложное социально-экономическое положение, — цитирует «Коммерсантъ» руководителя медиацентра «Ир» Ирину Гаглоеву. — Перемены есть, что-то строится, но всё происходит очень медленно. Нет стратегического видения будущего. Село умирает. Люди уезжают. Поэтому многие связывают свои надежды с Россией. По сути, они голосуют за гипотетическое будущее — никто им не обещал, что эти надежды реализуются».
В статье для ИА «REGNUM» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Яна Амелина отмечает, что впечатляющие результаты, достигнутые партией «Единая Осетия», обусловлены простотой программы «Пять шагов в Россию», предусматривающей вхождение РЮО в РФ на правах отдельного субъекта Федерации через проведение в республике соответствующего референдума и последующее обращение к президенту, Государственной думе и Совету Федерации РФ.
Вопрос о вхождении в состав РФ был поднят и Народной партией, тоже прошедшей в парламент (4 мандата). Поэтому выборы эксперт называет «репетицией референдума о воссоединении Осетии в составе российского государства».
Правда, явка составила всего 60%, и это «значительно меньше аналогичных показателей на предыдущих президентских и парламентских выборах». А многие избиратели Цхинвала вообще проигнорировали выборы, а ведь эти люди — наиболее политически активная и подготовленная публика в республике.
Некоторые голосовавшие, отмечает аналитик, испортили бюллетени, самостоятельно вписав в них отсутствующую графу «против всех». Тем самым люди протестовали против застоя, в который, как они полагают, Южная Осетия погрузилась за два года правления президента Тибилова. По мнению югоосетинских политиков, абсентеизм объясняется и разочарованием общества, неверием в перемены.
«Постепенное осознание объективной невозможности строительства суверенного государства в условиях полной дотационности со стороны России, неблагоприятный социально-экономический фон, а также охватившая югоосетинское общество после президентских выборов-2011 апатия сделали вариант вхождения РЮО в РФ практически безальтернативным. Очевидно, что Москва примет и реализует волю народа Южной Осетии, однозначно высказанную на референдуме».
А что будет, если Россия в свой состав РЮО не примет?
Промедление с решением о вхождении в РФ, считает эксперт, приведёт к усугублению «осетинской депрессии», а затем к «усилению антироссийских (и даже антирусских) настроений, каким бы абсурдным сейчас это не казалось: основная масса населения будет рассматривать это как «предательство» со стороны России».
Евгений Крутиков, аналитик газеты «Взгляд», обобщил «угрозы» югоосетинской избирательной кампании.
Кампанию фаворита парламентской гонки — партию «Единая Осетия» — аналитик называет громкой и навязчивой. Кампания эта шла «с привлечением чужеродных пиарщиков и эксплуатацией по-человечески понятных ожиданий народа Южной Осетии. Это выглядело не слишком морально, поскольку лозунг этот не осуществим сейчас ни в каком виде и явился, по сути дела, откровенным обманом избирателей».
Что до оценки выборов Кремлём, то, отмечает автор, «парламентские выборы в РЮО остались на глубокой периферии. Федеральные телеканалы, например, их практически проигнорировали». Почему, понятно:
«В общей атмосфере почти новой холодной войны российское руководство тщательно старается избежать любых провоцирующих обострение международной обстановки событий. Потребовались усилия, чтобы минимизировать потери от вспышки протестов в Абхазии, приведших к добровольной отставке президента Анкваба. Россия сейчас ни в какой мере не настроена на инкорпорацию в себя новых территорий. Навязчивый лозунг о вхождении РЮО в состав РФ и раньше вызывал, скажем так, недоумение, теперь же и вовсе становится просто опасен для внешней политики России».
Отмечает журналист и тот факт, что никто из политического истеблишмента РФ в Цхинвал не приехал.
«Дополнительным раздражающим фактором становится навязчивость, с которой эти политические силы в РЮО стремятся обозначить себя как чуть ли не главного идеологического союзника России в регионе. Возможно, при каких-то небольших допущениях это и так, но столь громогласное и бесконтрольное тиражирование лозунгов типа посылки добровольцев в Донецк подрывает систему ценностных отношений, которую Кремль сейчас в чудовищно сложных условиях выстраивает вокруг границ государства. Отсутствие широты политического взгляда на мир (Тибилов публично заявил, что в международной политике он не разбирается и не хочет разбираться) приводит к поступкам, от которых Москва впадает в ступор. Уговорить же людей иногда просто промолчать не удаётся, поскольку представление о себе как о центре геополитической игры, к сожалению, вообще свойственно таким государствам».
Что имеем в итоге? Аналитик полагает, что Кремлю придётся «пересмотреть своё отношение к происходящему в РЮО». Политика невмешательства должна смениться чем-то более действенным. Ситуацию нельзя пустить на самотёк.
Ну, и реакция Запада. Как передаёт ИТАР-ТАСС, Евросоюз объявил, что не признаёт парламентские выборы в Южной Осетии легитимными. «Европейский союз поддерживает территориальную целостность и суверенитет Грузии в соответствии с международным правом. В связи с сообщениями о выборах в сепаратистском регионе Южная Осетия 8 июня вновь заявляем, что Европейский союз не признает конституционные и правовые рамки проведения данных выборов», — отмечается в заявлении внешнеполитической службы ЕС.
В этих-то условиях, учитывая трагическую ситуацию на Украине и заморозку «Южного потока», Кремлю очень трудно будет принять решение, к которому в РЮО отнесутся с пониманием.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|