Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Опыт реализации миграционной политики в Омане: оценка причин эффективности

Опыт реализации миграционной политики в Омане: оценка причин эффективности


9-06-2014, 12:20 | Политика / Статьи о политике | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 656)

Рагозина Софья - НИУ ВШЭ, 2 курс магистратуры

 

Резюме: Позитивный опыт Омана, на наш взгляд, может быть актуализирован для России. Связано это с рядом факторов, оказывающих существенное воздействие на экономическое развитие обеих стран.

По данным Национального центра статистики и Информации Омана, численность населения страны составляет 3,83 млн. человек по оценке на февраль 2013 года. Из них 44%  - это мигранты, что демонстрирует рост данного показателя по сравнению с данными переписи населения 2010 – 41%. Связано это с более чем двукратным удвоением численности мигрантов с 2010 по 2012 год с 816 до 1680 тыс. человек.

Что же касается доли мигрантов в общем объеме рабочей силы Омана, то по данным на 2008 год она составляет 68%. Стоит также указать на долгосрочную динамику данного показателя:1975 – 34%, 1986 – 64%, 1990 – 70%, 1999 – 61,7%.

Несмотря на настораживающий характер цифр, свидетельствующих о высокой доли мигрантов и потенциальной тенденции их увеличения, миграционная политика и политика в сфере трудовых отношений Омана считается одной из самых успешных по сравнению с мерами, предпринимаемыми другими государствами Залива. Действительно, вопросы сокращения численности трудовых мигрантов и привлечения поданных своих стран к занятию рабочих мест остро стоит на повестке дня для всех государств  Залива. В некоторых государствах ситуация настолько критична (Катар – 87%, ОАЭ – 70%, Кувейт – 69%), что миграционная политика оказывается связана с вопросом сохранения национальной идентичности. На фоне этих цифр, 44% мигрантов в Омане – несмотря на некоторые колебания – могут быть оценены как результат успешной миграционной политики, и политики, стимулирующей развитие национальных трудовых ресурсов. Благодаря так называемой политики «оманизации», проводимой правительством Омана, удалось избежать уровня социальной напряженности, характеризующего обстановку в соседних государствах, т.е. изменить пропорциональное соотношение национального и миграционного компонентов рабочей силы.

Позитивный опыт Омана, на наш взгляд, может быть актуализирован для России. Связано это с рядом факторов, оказывающих существенное воздействие на экономическое развитие обеих стран. Важно, однако, понимать, что в России влияние этих факторов в определенной степени ниже, чем в Омане.

Проблема растущей доли мигрантов в общем объеме населения Омана встала на повестке дня еще в начале 80-х гг. Этот период и принято соотносить с началом реализации ряда мер по ужесточению миграционной политики. Можно говорить о том, что предпосылки «оманизации» были заложены еще в начале 70-х годов, что в первую очередь было связано с радикальной переменой общего политического курса страны. В результате бескровного переворота 23 июля 1970 года, явившегося следствием неспособности Саида бен-Теймура Ас-Саида предложить решение многочисленным проблемам оманского общества, власть в стране перешла к энергичному Кабусу бен Саиду Ааль Саиду. В 1970-е годы  началась серия глубоких и всесторонних реформ в Омане, первой из которых стала реформа образования. В дальнейшем преобразования затронули основные сферы жизни, и, претерпевая различные изменения, продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Эти реформы стали возможны благодаря резко возросшим доходам от добычи углеводородов.

Добыча нефти в Омане началась позже всех остальных стран Персидского Залива – в 1967 году. По оценкам на 2002 год разведанные запасы нефти составляют 5,7 млрд баррелей, в то время как разведанные запасы газа – 20 триллионов куб. метров. Стоит отметить, что именно на газовые месторождения была сделана ставка в дальнейшем развитии экономической системы, о чем свидетельствуют непрекращающиеся активные геологоразведочные работы, а также строительство разветвленной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания газовых объектов. Доходы от продажи углеводородных ресурсов – это и благо, и главная беда государства. С одной стороны, именно на этот сектор приходится по разным оценкам от 70 до 80% поступлений в бюджет, что явилось основой для стремительного экономического роста, произошедшего в 1960 – 80–е годы. С другой же стороны, социальная политика государства, нацеленная на поддержку местного населения, способствовала его самоустранению из системы трудовых отношений в качестве низко- и среднеквалифицированных работников. Оманцы были ориентированы на занятие только руководящих постов. Это явилось причиной появления диспропорции в национальном составе рабочей силы в Омане.  Фактическая угроза суверенитету способствовала переосмыслению роли мигрантов в экономическом развитии страны.  Реакция выразилась во введении широкого набора мер по вовлечению оманцев в трудовой процесс.

Политика «оманизации» включает в себя два основных аспекта – с одной стороны, поощрение и стимулирование национальной рабочей силы, а с другой – жесткие ограничительные меры в вопросах привлечения трудовых мигрантов на работу. Зачастую такая миграционная политика носит в какой-то степени даже сегрегационной характер, но в сумме с протекционистскими мерами в отношении собственных граждан, она дает, как мы видели выше свои плоды.

Представляется целесообразным рассмотреть составляющие части этой самой комплексной политики, реализуемой в Омане и понять, как вписана непосредственно миграционная политика в политику «оманизации».

С образовательной реформой, на наш взгляд, следует связывать начало политики «оманизации», так как основной целью образовательной реформы было заявлено развитие высококвалифицированной национальной рабочей силы. Согласно официальным документам Министерства образования Омана, принято выделять 3 этапа в реформировании оманской системы образования.

На первом этапе с начала 1970 до середины 90-х. был поставлена задача обеспечения доступа к образованию во всех районах страны и для всех социальных слоев. В 1970 году в Омане функционировало три официальных школы, а количество студентов не превышало 900 человек. По данным ЮНЕСКО уровень неграмотности среди взрослого населения достигал 66%. К началу 90-х годов количество школ увеличилось до 780, а количество студентов до 300 000. Стоит также отметить, что с середины 80-х годов акцент со средних образовательных учреждений перемещается на высшие учебные заведения; также начинается процесс их специализации в соответствии с потребностями динамично развивающейся экономики.

Второй этап с начала 90-х до начала 2000-х подразумевал дальнейшее увеличение количества учебных заведений параллельно с созданием системы контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг.

И, наконец, третий этап развития образовательной системы Омана характеризуется развитием системы дополнительного специального образования, а также активным включением в международные проекты по исследованию уровня и качества предоставляемого образования, такие как Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS и Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS.

40 лет реформ кардинальным образом изменили ситуацию в сфере образования в Омане. На 2012 год в стране действует 1040 школ, более 50 высших учебных заведений, в которых обучается порядка 514 тысяч студентов. Женщины получили равный с мужчинами доступ к образованию: доля девочек, обучающихся в средних школах выросла с 12,7% в 1971 году до 49% в 2009. Была решена проблема с учительским корпусом, который на данный момент фактически полностью укомплектован гражданами Омана.

Столь пристальное внимание к системе образования в контексте рассмотрения миграционной политики может показаться странным. Тем не менее, оно оказывается напрямую связано с такой достаточно распространенной мерой регулирования рынка труда, а именно квотированием в различных сферах.

«Уверенность в своих силах должна стать ключевым моментом наших планов на будущее. Первый приоритет – это расширение и укрепление экономики. Наша экономика должна быть дифферсифицирована, а зависимость от единственного ресурса – нефти – снижена. Чтобы достичь этого, мы должны использовать другие национальные ресурсы нашей страны и наш промышленный потенциал.» Такие слова были произнесены Султаном Кабусом 18 ноября 1980 года на праздновании Национального дня Омана. Они и определили дальнейшее наполнение пятилетних планов планирования – основная ставка была сделана на максимальное привлечение оманцев к работе в государственном секторе экономики. В условиях стремительного роста объема иностранной рабочей силы, связанного с нефтяным бумом 1973 года, требовались самые решительные меры. За десятилетие с 1975 по 1985 год объем иностранной рабочей силы увеличился в 4 раза в абсолютных цифрах (с 74 до 313 тысяч по данным Четвертого пятилетнего плана развития Омана 1991- 1995). Замедлился, но не прекратился рост и в начале 80-х на фоне рецессии. Следующая волна притока иностранных рабочих в страны Персидского Залива связана с переселением беженцев в результате вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году.

На фоне этого были приняты жесткие меры по квотированию оманцев в различных секторах экономики. Первой такой мерой стало введение в 1988 квоты на количество рабочих мест в банковском секторе, закрепленных за оманцами – 90%. Связано это было напрямую с открытием в 1983 году Института банкиров, и соответственно первый и последующие выпуски из этого образовательного учреждения автоматически определялись для работы в национальной банковской системе. В 1986 году открывается крупнейшее высшее учебное заведение страны – Университет имени Султана Кабуса. После этого, начинается стремительный рост числа технических, естественнонаучных и специализированных институтов, пользующихся поддержкой государства. Тогда же создается специальный Образовательный и тренинговый Совет, основная функция которого как раз и заключалась в координации и направлении деятельности всех многочисленных образовательных учреждений в соответствии с потребностями национальной экономики Омана. Интересно, что преференции получили не только оманские институты, но и иностранные компании, открывавшие тренинговые центры, для дальнейшего трудоустройства оманцев.

В связи с такой полномасштабной образовательной реформой, которая к началу 90-х уже начала давать свои плоды, в виде появившейся сравнительно большой группы высококвалифицированных специалистов, квотирование рабочих мест для оманцев было распространено и на другие отрасли экономики. По данным доклада Всемирного Банка 2000 года были закреплены следующие квоты для оманцев: транспортная отрасль – 60%, финансы – 45%, страхование – 45%, обрабатывающая промышленность – 35%, «рестораны и отели» - 30%, торговля – 20%. И если в первых четырех отраслях на данный момент можно говорить о достижении поставленных целей, то последние две сферы вызывают наибольшее беспокойство со стороны оманского правительства до сих пор.

Частный сектор, которому преимущественно принадлежит сфера розничной торговли и туристический бизнес, долгое время являлись наименее привлекательными для оманцев. Связано это в первую очередь с меньшими зарплатами, ненормированным рабочим днем и со сравнительно меньшим объем социальных гарантий, нежели чем в государственном секторе. Поэтому те 44% мигрантов, проживающих сейчас в Омане, фактически все заняты в частном секторе. Таким образом, в настоящий момент, когда политика «оманизации» достигла определенных результатов в государственном секторе, ее основной акцент сместился на частный сектор. Так, по последним сообщениям местной официальной прессы, правительство намерено снизить долю мигрантов в частном секторе с 39% до 33%. По неофициальным оценкам доля иностранцев, работающих в частном секторе достигает 60-65% (с учетом нелегальной миграции), что ставит под сомнение способность государства «оманизировать» частный сектор в краткосрочной перспективе.

Миграционное и трудовое законодательство Омана, видится чрезвычайно жестким, а в определенной степени даже сегрегационным. В 18-ой статье Закона о Труде (2003) закреплен основополагающий принцип всего трудового законодательства Омана: «Работодателю запрещено принимать на работу неоманского рабочего до тех пор, пока не будет получено соответствующее разрешение Министерства [Министерства рабочей силы]. Такое разрешение может быть получено в том случае, если соблюдены следующие условия: 1. Среди Оманцев нет достаточного количества представителей для занятия этих должностей; 2. Работодатель соблюдает предписанную норму Оманизации; 3. Выплата соответствующих сборов [за наем иностранного рабочего].»

Несмотря на закрепленное в нем преимущественное право коренного населения при устройстве на работу, трудовое законодательство Омана является одним из самых прогрессивных по сравнению с другими странами Персидского Залива. На наш взгляд, связано это в первую очередь с широкими полномочиями министерства в сфере контроля за соблюдением трудовых договоров. Процедура привлечения иностранного рабочего достаточно сложна. Третья часть Закона о труде полностью посвящена заключению контракта, во второй главе конкретизированы условия его заключения для иностранных рабочих: оговаривается полный комплект документов, необходимые условия работы и т.д. Дополнительные ограничения на привлечение иностранных рабочих вводятся с одной стороны в рамках постановлений относительно квотирования рабочих мест, а с другой стороны в связи с дополнительными «техническими» решениями, также существенно ограничивающими возможность привлечения мигрантов. Как правило, это связано, с усложнением процедуры или затягиванием процесса заключения контракта – например, появлением дополнительной справки и, следовательно, появлением дополнительного бюрократического звена. Устанавливаются также и дополнительные ограничительные меры: по сообщениям газеты «Оман сегодня» с 2015 года планируется ограничить срок пребывания иностранных рабочих на территории страны двумя годами.

Кроме того, предусмотрен строгий порядок депортации нелегальных мигрантов – ежегодно из Омана депортируется несколько тысяч человек.

Для Омана также как и для всех остальных государств Залива характерна проблема «договорного рабства». Прогрессивным моментом в случае Омана является тот факт, что распространяется она только на категорию «домашних слуг», в то время как в других арабских монархиях фактические все рабочие находятся в абсолютной зависимости от своих нанимателей. Данная категория рабочих – наряду с военными и членами семей нанимателей – не попадает под действие Закона о Труде. Не существует официальной статистики, относительно того, насколько велик сектор таких «домашних рабочих» в общем объеме рабочей силы. Но с учетом того, что эта категория предполагает наименьшую квалификацию, а по последним данным около 70% мигрантов в Омане не имеют диплома о среднем образовании, то с определенной долей уверенности можно говорить о том, что подавляющее число «вакансий» в этом сегменте занято мигрантами. Обвинения в сохранении практики рабовладения в адрес Омана раздаются в правозащитной среде не так часто, только потому, что оно не приобрело таких масштабов как, например, в Катаре. Возможно, это также связано с тем, что мигрантов из Южной Азии никто не заставляет подписывать «рабский договор», и они сами соглашаются на предлагаемые условия и не жалуются на условия своей работы и проживания.

Существенным достижением Омана в вопросах реализации трудового законодательства является отсутствие такого явления, как рабочие городки. Такого рода поселения занимают, как правило, отдаленные районы больших городов; плотность населения там чрезвычайно высока, и работодатель не обеспечивает минимальные условия проживания – часто в них не бывает электричества, перебои с водоснабжением. Такой феномен особенно ярко наблюдается в Катаре и ОАЭ. В Омане эта проблема фактически сведена на нет, по причине жесткого контроля Министерства за соблюдением трудовых договоров нанимателя и иностранного рабочего.

Наконец, последний, на наш взгляд, важный фактор, определяющий успех политики «оманизации», это активное привлечение женщин к работе в различных отраслях экономики.

По данным переписи 2010 года женщины составляют 41.9% от всего населения Омана, и 49.4% среди оманцев. Несмотря на доступ к образованию, который женщины получили в результате образовательной реформы, процент официально работающих достиг лишь 28% в 2010 году. Фактор традиционной роли женщины в семье продолжает играть существенную роль: такой процент участия женщин в рабочей силе сохраняется, несмотря на более высокий уровень образования по сравнению с мужчинами. По данным исследования, проведенного Министерством по делам рабочей силы в 2008 году, 43% мужчин имели образование ниже среднего, и лишь 11% окончили университет, в то время как доля женщин, не имеющих диплома о среднем образовании составила всего 23%, а закончили университет – 29%.

Тем не менее, сравнивая показатель количества официально работающих женщин в Омане с теми же показателями в других арабских монархиях, ситуация не выглядит такой безнадежной: 12% - в Катаре, 15% - в Саудовской Аравии. Учитывая большое количество реализуемых государственных программ по стимулированию получения образования женщинами, открытию ими собственного бизнеса (например, программы SANAD - Self-Employment and National Autonomous Development), можно говорить о положительной динамике развития в этой области.

Подводя итог, можно сказать, что именно долгосрочный комплексный подход к реформированию всех сфер общественной жизни обусловил успех миграционной политики, оказавшейся напрямую связанной с образовательной политикой, протекционистской политикой «оманизации» рабочей силы и политикой эмансипации. И, несмотря на сохраняющиеся проблемы (высокий процент мигрантов в частном секторе экономики, нелегальные мигранты и т.д.) созданная система уже продемонстрировала свои успехи, и сохраняется потенциал для дальнейшей реализации долгосрочных целей, поставленных оманским правительством.



Источник: globalaffairs.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map