Операционные издержки «священной войны» Боко Харам
Восток и запад, Север и Юг Нигерии никак не могут мирно «развестись». Но и жить вместе тоже не в состоянии
От редакции: Нигерийская исламистская группировка Боко Харам в последнее время стала одним из основных поставщиков новостей в международные отделы мировых СМИ. Эта организация действует в раздираемой гражданской войной африканской стране более десяти лет, но недавно приковала к себе внимание в связи с захватом более двухсот школьниц, из которых до сих пор 219 остаются в заложниках (четырем непостижимым образом удалось сбежать).
Если спросить сегодня русского и даже украинца: «Что такое Африка?», подозреваю, что большинство опрашиваемых ответит: голод, неустроенность, война… Иной раз кажется, что это пожизненный приговор континенту. Однако постоянный автор Terra America, путешественник и исследователь, «глобальный русский» Олег Шендерюк, который побывал не в одной африканской стране, придерживается иного мнения. Его мы и попросили рассказать нашим читателям о Боко Харам, ситуации в Нигерии и ее истоках.
* * *
Я бы не стал называть происходящее в Нигерии религиозной войной или каким-либо другим ярким эпитетом, которым СМИ обозначают конфликты в «непонятных» странах. В нигерийском хаосе религиозная принадлежность играет отнюдь не центральную роль.
Нынешний конфликт здесь очень напоминает период сразу после обретения независимости, и корни его, как и в большинстве других стран континента, лежат в колониальном прошлом.
Когда сюда пришли англичане, север страны уже находился под культурным и религиозным влиянием пришедших из северной Африки арабов, в то время как южане системно ассимилировались с западной верой, образованием и социальными отношениями. Как результат, уже на момент обретения независимости имело место большое различие между севером и югом в уровне доходов, образования и потенциалом прогресса.
Создав бенефиции для южан в экономическом плане, англичане создали бенефиции для северян в плане политическом – последние составили военную элиту страны.
Географически Нигерия разделена рекой Нигер и его притоком Бенуэ на три части: Западную, Северную и Восточной. Основные три этноса страны так и проживают, разделенные реками.
Народ Йоруба проживает на юго-западе, народ Игбо – на юго-востоке, а народ Хауса – на севере страны. И тогда как Игбо и Йоруба являются христианами, Хауса – в основном, мусульмане.
Со времен обретения независимости и по сегодняшний день политическая жизнь Нигерии определялась конкуренцией этих трех основных этносов. Во многом, беды страны исходили и исходят из этого присущего почти каждой африканской стране феномена – «трайбализма», то есть, системы отношений, при которой каждая из ведущих политических партий представляет свою этническую группу и соответственно географический регион. Не особо вдаваясь в подробности, можно обобщить политическую историю независимой Нигерии как (за исключением первых шести и последних пятнадцати лет) сменяющиеся военные диктатуры, в большинстве своем приводимые к власти мусульманами с севера страны.
Южные христиане тоже были «грешны» этим, но в меньшей степени. Они больше «увлекались» экономикой.
Впрочем, Нигерия не единственная страна в регионе с более развитым христианским югом и менее развитым мусульманским севером. Я в свое время прожил некоторое время в Гане, где ситуация схожа, но в этой активно развивающейся и относительно безопасной стране гражданская война никогда даже не маячила на горизонте.
Так в чем же разница?
В Гане пришедший к власти в 1957 году Кваме Нкрума сделал все, чтобы сократить неравенство между севером и югом. Он строил школы и предприятия на Севере, а также просто раздавал государственные субсидии.
В Нигерии государственные деньги вообще редко доходили до жителей страны, не говоря уже о программах, направленных на снижение социального неравенства. Главная же разница - в огромном количестве нефти, которое есть в Нигерии и которого совсем мало в той же Гане.
Основные этнические группы Нигерии вовлечены в лютую борьбу за углеводороды, основные залежи которых находятся на востоке страны и которые достаются приходящей к власти правящей верхушке. Каждый раз элиты мобилизуют своих соплеменников на борьбу за власть, и каждый раз простые люди мало что выигрывают от завоеванного доступа своего этноса к нефти.
У севера, востока и запада, мягко говоря, не так много причин и желания быть вместе, но они не могут развестись по обоюдному согласию сторон. Война за независимость востока Нигерии уже имела место почти полвека тому назад. В 1967 году после погромов выходцев с Востока в северных частях страны полковник Эмека Оджукву объявил о независимости государства в восточной Нигерии – Бъяфра. Это положило начало гражданской войне, длившейся 30 месяцев и унесшей жизни от одного до трех миллионов человек. В этой войне, в конце концов, Бъяфра была повержена.
Нефтяное богатство стало главным проклятием Нигерии.
Основная часть нигерийской нефти сосредоточена именно в юго-восточной части страны. Как следствие, ни одна из трех ведущих этнических групп, разделенных также географически, не может отделиться, так как это неминуемо лишит эту группу или другие этнические группы доступа к нефтяным доходам. Так что Нигерия вынуждена продолжать напряженное сосуществование – чувствующего себя обделенным севером, в 12 штатах которого действуют законы шариата в разной форме, и христианских запада и востока.
Любая попытка южных регионов запада или востока (север на отделение не пойдет по экономическим соображениям) неминуемо закончится новой кровопролитной гражданской войной.
* * *
Если говорить о группировке Боко Харам, то организация образовалась в начале 2000-х на Севере страны, но не приобрела особой популярности и мощи до 2009 года, когда эйфория от прекращения бесконечной смены диктатур и введения демократии спала на нет – в стране воцарилась беспрецедентная даже для Африки коррупция и преступность.
Антикоррупционный, консервативный и смелый мессадж Боко Харам в основном апеллировал к обделенному и неурбанизированному Северу. Недавно северный сенатор, представитель оппозиционной партии Прогрессивного Конгресса, в ответ на заявления представителей африканских государств об объявлении войны Боко Харам, заявил:
«На самом деле, нам следует сфокусироваться на реальных корнях проблемы – бедности, неграмотности и безработице».
Популярность парамилитаристских групп укоренилась в Нигерии еще до появления Боко Харам. В конце 1990-х в восточных районах Нигерии, в местах проживания народа Игбо, стали очень популярны Bakassi boys, устраивавшие самочинную расправу с представителями криминала. В итоге они свели к минимуму преступность у себя в штате и способствовали снижению ее уровня в штатах соседних.
И все же, несмотря на определенную популярность движения Боко Харам, большинство население мусульманского севера не разделяет его радикальные ваххабитские взгляды. Кстати, название движения можно нестрого перевести как «Книги Харам!» (то есть, книги нельзя). Да и сам по себе Север весьма неоднороден этнически (что главное в Нигерии), социально и даже культурно.
Боко Харам хотят провозгласить отдельное государство, с чем большинство северян будет несогласно, так как сразу лишится доступа к южной нефти.
Однако продолжающийся экономический и криминальный беспредел, а также абсолютная некомпетентность властей, чьи силовые структуры не способны справиться даже с мелкой преступностью, позволяют Боко Харам продолжить расшатывать страну, которую нельзя разделить мирным путем.
Организация в той или иной мере связана с Аль-Каидой. В какой – доподлинно неизвестно. Но известно, что она получает финансирование от северных оппозиционных партий, использующих ее для дискредитации коррумпированного и некомпетентного христианского правительства президента Гудлака Джонатана. Кроме того, группировка занимается второй по популярности и доходности после нефти индустрией в Нигерии – криминалом. В частности, захватом банков и заложников, что позволяет финансировать «операционные издержки» священной борьбы.
Вряд ли Боко Харам продержится долго. Однако если продолжающие сменять друг друга нигерийские власти будут продолжать демонстрировать вопиющую некомпетентность и коррумпированность, не исключено, что подобные организации будут продолжать возникать.
Подведем итог. Нигерия является жертвой трех основных «эпидемий» африканского континента: ошибок колониалистов, рисовавших границы порой «от балды» и руководствовавшихся принципом «разделяй и властвуй», трайбализма политической жизни страны и «ресурсной болезни» – легких доходов от добычи нефти, обогащающих правящие элиты, но создающих коррупцию и социальную напряженность.
И пока это так, будущее страны, имеющей хорошие макроэкономические показатели, образовательный и культурный потенциал населения, похоже, обречено на этническую напряженность в единении и на гражданской войну при любой массовой попытке сепаратизма. Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|