Однако отношения с одной страной спасают непростое положение Японии в регионе. Это отношения с Тайванем, неофициальные из-за своеобразного статуса Тайваня, и такие непохожие на двухсторонние отношения Японии с другими государствами Восточной Азии. В самом деле, не будет преувеличением называть Тайвань самым дружественным Японии государством в Азии.
Естественно, нет единого объяснения, почему Тайвань не присоединился к соседям в их коллективной нелюбви к Японии. Возможно, это связано с тем, что Тайваню необходимо поддержка Японии в ухудшающихся отношениях Китая и Тайваня. Таким же образом, в условиях противостояния Пекина и Токио из-за островов Дяоюйдао/ Сенкаку , японские политики понимают, что безопасность Японии окажется под угрозой, если Тайвань окажется по контролем Китая. С возвращением Синдзо Абэ на пост премьер-министра была подчёркнута важность Тайваня для безопасности Японии. В январе 2013 года было обнародовано официальное заявление министерства обороны Японии, которое включило нападение КНР на Тайвань в список сценариев, которые могут спровоцировать японо-китайский конфликт. Тем не менее, то же самое можно было бы сказать в отношении Южной Кореи. Хотя трудно представить ещё одну Корейскую войну, которая объединит Токио и Сеул в той или иной форме. Однако отношения Японии с Южной Кореей сильно отличаются от отношений Японии с Тайванем.
Можно привести аргумент, что связи с Вашингтоном помогли наладить отношения между Токио и Тайбеем. Соединённым Штатам, конечно, не доставило бы радости, если бы президент Тайваня примкнул к антияпонскому направлению. Тайвань нуждается в американской защите, следовательно, кто бы ни был главой Тайваня, он будет проводить дружелюбную политику в отношении Японии. То же самое в очередной раз можно сказать о Южной Корее, которая поддерживает официальный военный альянс с Вашингтоном и содержит у себя значительный американский военный контингент. Естественно, этот фактор не приводит к сердечным отношениям между Кореей и Японией. Вашингтон пытается уменьшить степень антипатии между двумя своими союзниками, но не смог добиться значительных успехов в этом направлении.
Схожая демократическая политическая система также может играть роль в дружбе Тайваня и Японии. Однако в случае с Южной Кореей можно наблюдать обратное – то, как демократия может сеять вражду между странами, когда политики стараются угодить общественному мнению.
Экономика также не может быть основной причиной сильных двусторонних отношений Японии и Тайваня. Япония – второй по величине торговый партнёр Тайваня, в то время как Тайвань в торговом обороте Японии – пятый. Но такие же обширные экономические связи с Тайванем есть и у Китая. Однако это не отменяет того, что Китай считается основной угрозой безопасности Тайваня, и недавние протесты в Тайване, которые вошли в историю как "Студенческое движение Подсолнечника", напоминают нам об этом. Китай может быть также и крупнейшим торговым партнёром Японии , но это мало чем помогло в том, чтобы снять напряжённость вокруг спора об островах в Восточно-Китайском море.
Другая причина дружественных отношений Тайваня и Японии в том, что сменяющие друг друга тайванские лидеры имеют позитивные взгляды на Японию. Ли Дэнхуэй (президент Тайваня с 1988 по 2000 годы) представлял собой поколение тайваньцев , которые получили образование в Японии во время колониального периода (1895-1945), и свободно говорил по-японски. Чэнь Шуйбянь, Председатель Демократической прогрессивной партии, президент Тайваня с 2000 по 2008 годы, также с симпатией относился к Японии и старался наладить более тесные связи с Токио.
Тем не менее, когда партия Гоминьдан во главе с Ма Инцзю пришла к власти, многие предполагали, что новое тайванское правительство будет сворачивать связи с Японией, по крайней мере, на высших уровнях государственной власти. Это предположение не было необоснованным, учитывая то, что Гоминьдан образца 2008 года фундаментально отличался от Гоминьдана 90-х годов, возглавляемого Ли Дэнхуэйем. Разочарованный потерей двух президентских сроков Гоминьдан подружился с Китаем ( и с Коммунистической партией Китая (КПК) во время визита председателя Гоминьдана Лянь Чжаня в 2005 г. Более того, стремительное улучшение двухсторонних отношений во время первых лет президентства Ма Инцзю ввело в замешательство Токио относительно позиции Тайбэя. Таким образом, почва для ухудшения отношений между Токио и Тайбэйем была подготовлена.
И всё же ничего подобного не произошло. Наоборот , в апреле Тайбэй и Токио подписали соглашение о рыболовстве, где заложены правила, по которым тайванские рыболовы должны действовать в районе островов Дяоюйдао/ Сенкаку . Это примечательное соглашение, особенно если рассматривать его в широком контексте споров в Восточной Азии. Подписание подобных соглашений с Южной Кореей или Китаем выглядит немыслимым в настоящее время.
Короче говоря, отношения обеих стран с Соединёнными Штатами, экономические связи, схожая политическая система и некая близость их национальных лидеров – всё это способствует сильным двухсторонним связям Тайваня и Японии. Но, как отмечено выше, эти факторы присутствуют в отношениях с другими странами, включая такие государства, как Южная Корея, которая имеет натянутые отношения с Японией. Возможно, самой большой причиной такого отличия в отношениях является то, что связями с Японией дорожат практически все тайваньцы.
Опрос, проведенный Японской Ассоциацией по обмену данными (Interchange Association Japan) и японским посольством в Тайване, показал что 65 процентов тайваньцев считают отношения с Японией " близкими" либо "очень близкими" , что резко контрастирует с Китаем, где более 90 процентов китайцев имеют "неблагоприятные" либо "относительно неблагоприятные" мнения о Японии.
Конечно, Япония чрезвычайно популярна среди тайванцев. В том же опросе на вопрос, какая у них любимая страна, 43 процентов сказали – Япония, и лишь отдельные люди – Сингапур, США или Китай. Поддержка Японии наиболее сильна среди тайванской молодежи в возрасте 20-29 лет. 54 процентов респондентов этого возраста включили Японию в список своих любимых стран. Для сравнения, только 2 процента людей в возрасте 20-29 лет любимой страной назвали Китай.
Доклад МИДа Японии о японо-тайваньских отношениях открывает некоторые подробности, почему Япония считается любимой страной среди тайваньцев. Например, 67 процентов японцев считают "близкими" либо "очень близкими" отношения с Тайванем, который 2012 году посетило 1,5 миллиона туристов.
Такие радушие между японцами и тайваньцами фактически исключило любые антияпонские настроения в Тайване, о чём свидетельствует большое количество тайваньских пожертвований Японии (в основном частных) после землетрясения и цунами в 2011 году. Существует также аспект положительного толкования общей истории. Поколение бывшего президента Ли обычно поддерживает положительную интерпретацию истории колониального периода. Это время сравнивают с благоприятным для многих тайваньцев периодом Белого Террора, которое проводилось Гоминьданом после его отступления в Тайвань в 1949 году. Плюс к этому, как отмечалось выше, существует массовая поддержка Японии среди молодёжи. Это, в свою очередь, приводит к большой популярности всего японского. Молодые тайваньцы предпочитают использовать Line (японское приложение) взамен WhatsApp и WeChat для передачи мгновенных сообщений , японская Hello Kitty (персонаж японской поп-культуры, маленькая белая кошечка в упрощённой прорисовке, герой одноимённого аниме-сериала) везде и повсюду на тайванских улицах , японское аниме также имеет внушительную армию поклонников в Тайване. Позитивное отношение к истории соединяется с восхищением японской культурой и модой.
Дружба – процесс, которым нельзя управлять сверху, он имеет двухстороннее направление, и благодаря этому Тайвань стоит особняком среди японских соседей. Японцы, в свою очередь, чувствуют симпатию тайваньцев и отвечают взаимностью. С точки зрения отношений Тайваня с Китаем, партнёрство с Японией обеспечивает стране дополнительную безопасность, в тоже время обширные контакты между людьми делают Японию, наверное, самой дружественной страной по отношению к непризнанной независимости Тайваня. С позиции американо-тайваньских отношений, неподдельная заинтересованность Японии в сохранении статус-кво положения Тайваня дополняет интересы США в области защиты Японии. Более того, региональные попытки укрепить двухсторонние отношения как раз соответствуют объявленной США политике восстановления равновесия в Азии и защиты американских союзников.
И всё это опирается на прочную и обширную сеть контактов между людьми, представителями этих двух островных наций.
Об авторах:Майк Тим – аспирант в Институте китайской политики по кафедре исследований Тайваня Ноттингемского университета, начинающий эксперт, публикующийся в блоге Института, научный сотрудник Пражского аналитического центра международной политики.
Мисато Мацуока – аспирант Отдела политики и международных исследований Университета Уорвика и начинающий эксперт блога Института политики Китая. Область исследований – американо-японский союз, нео-грамшианизм и регионализм в азиатском тихоокеанском регионе.