Словно по мановению волшебной палочки, после украинских выборов 25 мая европейские СМИ перестали запугивать граждан стран Евросоюза угрозой с востока, мистически усиленной зловещим юбилеем рокового выстрела в Сараево. Открывая выставку в Германском историческом музее, приуроченную к 100-летию начала Первой мировой войны, Ангела Меркель избежала прямых упоминаний об усилении напряженности в центре Европы. У европейской элиты есть сейчас заботы поважнее, чем болезни послемайданной Украины. После выборов в Европарламент наступила горячая пора перераспределения властных полномочий внутри брюссельской бюрократии, и Европе сейчас не до того, чтобы расчищать авгиевы конюшни Порошенко…
Кто станет председателем Еврокомиссии – вот в чем вопрос! Быть ли Юнкеру или не быть, что делать с социал-демократическим кандидатом Мартином Шульцем? Останется ли комиссаром Гюнтер Эттингер (а он не прочь), и если останется, то каким? Всё это затмило украинский кризис, который грозит перейти в хроническую стадию. Впрочем, если признать сходство майдановского переворота с событиями «арабской весны», например с Египтом, то скорого выхода из кризиса ждать и не приходится. Да и кто поручится за долгожительство Порошенко как президента страны, находящейся на грани политического и экономического банкротства?
«Шоколадный президент» заявил о своем видении стоящих перед ним задач. Запад пообещал поддержку: как снисходительно выразилась М. Олбрайт, «мы должны дать ему шанс». К высокомерию американского истеблишмента все привыкли, а украинскую прессу такой тон и вовсе не коробит, наоборот, из уст бывшего госсекретаря США он звучит почти как благословение свыше.
Американские эксперты хором утверждают, что итоги выборов гарантируют Украине стабильность. В Германии такого оптимизма меньше; здесь, скорее, надеются, что легитимация рождённого переворотом киевского режима позволит начать диалог между Украиной и Россией. «Сейчас востребованы дипломатическое искусство, готовность к компромиссу и гибкость. Порошенко не может повернуть часы вспять и вернуть Крым, отошедший России. Но он может при поддержке Москвы предотвратить дальнейший распад», - пишет Neue Osnabruecker Zeitung (1). Эта газета склонна видеть у Порошенко ряд достоинств: образование (будущий президент – выпускник факультета международных отношений университета им. Т. Шевченко), успешная коммерческая деятельность. Куда более сдержанно высказывается ведущая деловая газета Handelsblatt (2). Она называет избрание Порошенко «наименьшим злом» и с сожалением констатирует, что Украине без олигархов не обойтись. На майдане всё громче слышны разочарованные голоса тех, кто хотел «новой Украины», а в итоге привел к власти старые потрёпанные фигуры. Государственный переворот, а затем выборы нового президента просто произвели замену одного олигарха на другого.
И если кто-то ещё надеялся на готовность киевской власти к компромиссу, то победа Порошенко на выборах эти надежды рассеяла. После 25 мая в Киеве вообразили, что получили карт-бланш на продолжение карательной операции на Юго-Востоке. Немецкие газеты сразу поняли, чем это грозит, и стали переносить свои корпункты из Донецка и Луганска в Днепропетровск и Киев. Надеются, что там безопаснее, чем на Юго-Востоке, который, как заявил Порошенко в интервью для Bild, находится в состоянии войны.
Не видно, чтобы в Киеве понимали сейчас и серьёзность положения по вопросу о долгах за российский газ. Вместо этого собираются в Стокгольмский арбитраж (?) да ещё заговорили о «компенсации за Крым».
Пока что немецким экспертам прекращение транзита газа через украинскую территорию не представляется катастрофой. Сами немцы от этого транзита почти не зависят, располагая возможностью получать российский газ напрямую по «Северному потоку» и через Белоруссию и Польшу. Больше того, в случае кратковременных перебоев, как это было зимой 2009 г., немцы снова могут предстать спасителями Южной Европы, перепродавая газ из своих газохранилищ. Однако не стоит забывать, что времени для игр уже не осталось: закачка газа в украинские газохранилища должна начаться летом, чтобы в осенне-зимний сезон газоснабжение европейских потребителей было надежно гарантировано.
Трезво оценивая ситуацию, Берлин накануне новой трехсторонней встречи по газу предпринял попытку урезонить украинских политиков. Похоже, А. Меркель смогла привести приехавшему в Берлин А. Яценюку новые аргументы: на пресс-конференции с канцлером 29 мая украинский премьер заявил, что в рамках обязательств по Энергетической хартии и членства в Энергетическом сообществе Украина готова предоставить доступ к своей ГТС россиянам. Нужно ли в нынешних условиях это России – вопрос праздный. Конечно, Ж.-М. Баррозу называл противодействие строительству «Южного потока» первой настоящей экономической санкцией против России, но Баррозу – фигура уходящая, а «Южный поток» уже строится.
Наконец, имеется еще один аспект энергобезопасности Европы, который связан с украинским кризисом и к которому на Западе относятся серьезно. Речь идёт о четырех атомных электростанциях, производящих на Украине почти половину электроэнергии. В марте украинский парламент направил письмо генеральному секретарю МАГАТЭ с просьбой оказать помощь ввиду угрозы «незаконных вооруженных акций российских войск». Просьбу услышали в НАТО: генеральный секретарь альянса А. фог Расмуссен 19 мая заявил, что на Украину отправлена небольшая группа гражданских экспертов для усиления безопасности ядерных объектов. В Германии, население которой очень чутко реагирует на вопросы безопасности АЭС, такое сообщение вызывало обеспокоенность: вспомнили, что в 2012 г., при Ющенко, предпринималась попытка перевести украинские АЭС на американское топливо и результат получился противоположный целям «повышения безопасности»: из-за неполадок пришлось остановить работу энергоблоков.
(1) Westdörp U. Ukraine nach Wahl/Neue Osnabrücker Zeitung, 26.05.2014.
(2) Das kleinere Übel/Handelsblatt, 24.05.2014.