На фоне неутихающих боев в Славянске и Краматорске, громких заявлений киевских властей, постоянных перемещений украинской армии и прочих резонансных событий практически без внимания средств массовой информации остается вопрос: а как именно осуществляется управление в Донецкой Народной Республике, пусть и частично, но оккупированной украинскими правительственными силами?
Дел здесь – без преувеличения, невпроворот. С одной стороны, предприятия Рината Ахметова пока что не высказывают желания платить налоги в бюджет ДНР, с другой – Национальный банк Украины заявил о прекращении деятельности в Донбассе, что автоматически повлечет за собой повсеместное закрытие всех банков, лицензированных НБУ. Также киевскими властями официально сокращен в разы завоз медикаментов, что ставит под угрозу здоровье и жизнь населения бывших Донецкой и Луганской областей.
Но несмотря на имеющиеся и намечающиеся трудности и военную угрозу со стороны украинских военных и нацистов из «Правого сектора», закамуфлированных под национальную гвардию, несмотря на угрозы со стороны олигарха Ахметова увольнять с подотчетных ему предприятий всех сторонников независимости ДНР от Украины, народ Донбасса пасовать не намерен. Не для того, чтобы подчиниться негативным обстоятельствам и угрозам, проголосовал он 11 мая за самостоятельность своих республик.
Эффективный кризисный менеджмент Славянска
Образцом стойкости в Донбассе сегодня выступает Славянск, который уже прославился на весь мир не только эффективными операциями ополченцев под командованием Игоря Стрелкова, но и успешным управлением городских властей в условиях кризиса.
Здесь вместе с немногочисленной командой действует народный мэр Вячеслав Пономарев. Публичной фигурой он стал с середины апреля, когда начал активно выступать в средствах массовой информации с довольно сильными, а то и бескомпромиссными обращениями к населению, с обличением варварства украинских военных. С первых дней своей работы по налаживанию обороны 120-тысячного города и жизни славянцев в непосредственной близости от театра военных действий В. Пономарев лично держит под контролем все вопросы обеспечения и функционирования городских служб Славянска. Поддержание жизнеспособности городской инфраструктуры проводится без надрыва и без дележа портфелей, поскольку в аппарате народного мэра остались работать небезразличные к судьбе города управленцы.
Вячеслав Пономарев
Например, начало Киевом так называемой антитеррористической операции вызвал среди значительной части горожан панику, после чего многие продукты были буквально сметены с прилавков магазинов. Но уже сегодня подвоз продовольствия в город налажен должным образом, и в гастрономах можно купить не только свежий хлеб, но и все виды продуктов, которые были представлены в «довоенное» время.
Вячеславу Пономареву удалось решить вопросы и с наполнением бюджета города. Для этого народный мэр пообщался с предпринимателями городского рынка и предложил им такую схему: они платят деньги напрямую городу, а город для них снижает арендную плату на 20%. Подобные соглашения были достигнуты практически со всеми предприятиями Славянска. Также В. Пономареву удалось достичь взаимопонимания и взаимодействия и с налоговой службой, и с представителями ЖКХ города.
Определенные трудности в системе здравоохранения также постепенно решаются. После того как в аптеки прекратился подвоз лекарств, поскольку нацгвардия перестала пропускать в город машины с медикаментами, лекарства доставлялись на блокпосты ополчения из Донецка, где их передавали из рук в руки. Когда одна из городских больниц решила списать медикаменты на склад, мотивируя это тем, что якобы со склада лекарства все равно потом будут выдаваться больным по рецептам, такое положение дел вызвало подозрения у городских активистов. После этого в Славянске было принято решение взять ситуацию под контроль городских властей и создать резерв медикаментов. Как сообщили местные СМИ, на аппаратном совещании 13 мая начальник отдела здравоохранения Славянского городского Совета Елена Джим, «поблагодарила всех небезразличных жителей города за пополненный резерв медикаментов и перевязочных материалов, которые позволяют оказывать помощь в полном объеме. Благодаря созданному резерву появилась возможность оказывать не только экстренную и неотложную помощь, но и выполнять процедуры восстановительной терапии». При этом сотрудники амбулаторий Славянска пока что работают в сокращенном режиме, тем не менее семейные доктора находятся на своих рабочих местах, а скорая помощь выезжает практически на все вызовы, проводя к тому же консультации в телефонном режиме.
Транспортная проблема в Славянске пока решена частично: все городские маршруты действуют до центра, который окружен баррикадами. К тому же весь троллейбусный парк пока что стоит «на приколе», а на маршрутах действуют микроавтобусы, поскольку не на всех улицах троллейбусы могут разъехаться или развернуться. Тем не менее славянцы уверены в том, что длительные пешие прогулки – это временная вынужденная мера.
Что касается транспортного сообщения с Донецком и соседним Краматорском, добраться туда сложно, но все-таки можно. И это при том, что в районе Славянска практически прекратили курсировать государственные маршруты, а частники существенно подняли цену за проезд. К тому же, отправляясь в поездку, пассажиры рискуют нарваться на досмотр боевиков национальной гвардии, действия которых бывают довольно неадекватными. Поэтому в соседний Краматорск славянцы предпочитают добираться по проселочным дорогам, плохо известным украинским карателям.
Долгая раскачка Донецка
Миллионный Донецк пока что не претерпел такого количества невзгод, с которыми столкнулись жители Славянска. 11 мая в областном центре без сучка и задоринки проведен референдум, на котором жители проголосовали за независимость ДНР, переведя свой город, по сути, в ранг столицы. На следующий день были оглашены результаты референдума, дававшие право надеяться на то, что республика заявит о начале социальных и экономических преобразований, после проведения которых через несколько лет ДНР сможет предстать в качестве самостоятельного и вполне самодостаточного региона. В таком случае он смог бы стать как достойным партнером России, так и – если будет на то воля населения – войти в ее состав в качестве развитого региона-донора.
Напомним, что к тому моменту и Донецкая, и Луганская области отказались от проведения второго референдума, связанного со вступлением в Россию, хотя изначально на 18 мая в том же Луганске было запланировано проведение второго народного волеизъявления. Но вдруг вечером 12 мая правительство ДНР озвучило обращение, в котором просило Кремль принять республику в состав Российской Федерации. Непонятность данного хода была отмечена не только большинством жителей Донецка, но и многими сочувствующими республике активистами.
Затем в ДНР имело место объявление состава правительства, которое происходило так: на сессии Народного Совета, который был утвержден в качестве высшего государственного органа власти, чуть ли не списком прошло утверждение кандидатур кабинета министров ДНР даже без какого бы то ни было предварительного озвучивания в местных СМИ. На пост премьер-министра был избран (избран ли?) московский политолог Александр Бородай, абсолютно неизвестный до этого жителям города. Именно о нем в статье «Бородай – ставленник олигархов или революционный романтик?» газета «Московский комсомолец» устами одного из экспертов отозвалась 18 мая так: «Сейчас в Донецкой республике нет интересов российской власти. Там есть интересы спонсоров, которым российская власть не запрещает делать какие-то свои проекты. Но при этом они хотят еще и друг друга съесть. Под спонсорами я имею в виду тех, кто хочет прибрать к рукам шахты в Донецке, – крупный российский бизнес и посреднический бизнес (различные инвестиционные фонды, которые могут финансировать определенные рисковые мероприятия, а потом уступить свои позиции в руководстве, конвертировав их в деньги). Ведь то же самое происходит и на самой Украине – олигархов назначают губернаторами. Только там напрямую, а в Донецке – через посредников».
На поименный разбор кандидатур вице-премьеров и министров потребуется немало времени. Однако все же стоит отметить, что, помимо профессионалов высокого уровня, там встречаются люди откровенно случайные. В правительство назначены представители малого и среднего бизнеса, не только не авторитетные по меркам города и области, но и с подмоченной репутацией: в Интернете на этот счет легко найти много компрометирующих материалов.
Именно поэтому до сих пор в Донецке не утихают слухи о том, что данное правительство не может не быть компромиссным, поскольку являет собой пример сосуществования представителей проахметовских сил и Партии регионов, пророссийских сил, актива ДНР и даже представителей… украинской власти и силовых структур. Какую работу может показать такое разношерстное правительство? Неизвестно. И если всем предельно ясно, против чего боролась ДНР, то большинству непонятно, за что именно боролась и какой общественно-политический строй в конечном итоге победил в Донбассе. Ведь даже текст конституции, который сейчас разрабатывается в Донецке, перестал быть тайной за семью печатями только 15 мая после опубликования на сайте ДНР. Правда, представители правительства заявляют, что это – черновой вариант Основного закона, (провозгласивший ДНР парламентской республикой с непонятным «приоритетом православия среди других религий»), который, мол, должен пройти соответствующую доработку и получить народное одобрение. Аналогично состав правительства также называют временным и «экстренно собранным», который со временем будет меняться и корректироваться.
Такое несвоевременное и некачественное информирование общественности о планах, целях и задачах кабинета министров приводит к тому, что народ пока не горит особым желанием прийти ему на помощь: многие эксперты и специалисты прямо говорят об этом при личных встречах, хотя идея самостоятельности поддерживается всеми опрошенными.
Пока что самой авторитетной фигурой среди министров ДНР остается командир Славянского ополчения Игорь Стрелков, избранный на пост министра обороны. Среди других членов правительства имеет заслуги группа лиц, ответственных за проведение референдума, которую координировал депутат Кировского районного Совета Донецка Борис Литвинов. Остальным министрам, скорее всего, придется либо зарабатывать себе авторитет с нуля, либо освободить места для подлинных специалистов.
Пока же остается надеяться на имеющийся в ДНР положительный опыт кризисного управления. Продемонстрированный активистами и ополчением Славянска он в экстренном случае может быть распространен на всю республику в целом. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|