Американские стратеги одержимы идеей холодной войны с Кремлем, не имея представления о том, чем она может закончиться. Стремление Белого дома представить Россию виновной за происходящее на Украине не находит поддержки у международного сообщества. На стороне Вашингтона лишь сателлиты США, даже у стран НАТО на национальном уровне нет единства. Ссылки американцев на антироссийские решения Еврокомиссии можно не принимать во внимание, здесь условия диктуют три десятка назначенных Европейским Советом комиссаров, к мнению которых ведущие страны Старого Света никогда не прислушивались. Политика США на Украине мало стыкуется с интересами большого числа государств, в числе которых и один из лидеров Ближнего Востока – Иран.
Несколько дней назад иранский религиозный деятель аятолла Ахмад Хатами на традиционной пятничной молитве в Тегеранском университете назвал американское вмешательство «актом агрессии». «Вмешательство США в происходящие на Украине события поставило эту державу на грань войны», - заявил аятолла Хатами. Его оценка отражает позицию иранского руководства, хотя в США не прекращаются попытки представить Иран страной, якобы стремящейся использовать противоречия между Россией и Америкой в своих интересах. Распространяются вымыслы о готовности Тегерана обрушить в ущерб интересам России цены на нефть и заменить российский газ в Европе. Вашингтон реально напуган возможностью ответных мер Кремля на иранском направлении и пытается не допустить решительного разворота Москвы в сторону Тегерана. По мнению многих, именно это может стать самым эффективным ответом на попытки США осуществлять свой диктат на Ближнем Востоке. Стратегический альянс России и Ирана может заставить Вашингтон ощутить последствия своей украинской авантюры далеко за пределами Восточной Европы. Речь не идет о какой-то «геополитической мести» американцам, здесь уместно говорить о последовательной защите Россией своих национальных интересов совместно с государством, испытывающим потребность избавиться от диктата США.
И, наверное, первое, что здесь могла бы сделать Москва, - это отобрать у Белого дома рычаги давления на Тегеран, разрушить американскую конструкцию антииранских санкций. Ведь Россия подписалась только под санкциями Совбеза ООН, а односторонние ограничения, принятые США и Евросоюзом, считает противозаконными. Теперь Кремль подтвердил эту неизменную позицию конкретным шагом навстречу Тегерану. Россия и Иран успешно завершили переговоры о поставках российских товаров в обмен на иранскую нефть. Общая сумма контракта может составить 20 млрд. долларов. Речь идет о планах по закупкам 500 тысяч баррелей иранской нефти в день. При этом сделка, заключенная российской стороной с Ираном, не нарушает введенные в отношении Тегерана международные санкции, что само по себе вызвало в Вашингтоне реакцию, близкую к истерике.
После появления сообщений о сделке пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил, что Белый дом намерен добиваться санкций против Тегерана и Москвы, если сделка действительно состоится. «Нам совершенно, предельно ясно, что все подобные сделки потенциально могут подпадать под санкции и способны привести к огромным рискам, которые усложнят для «шестерки» достижение более полного соглашения (по иранской ядерной программе), если и вовсе не сорвут его», - считают в Госдепартаменте США. На деле все наоборот. Россия и Иран ведут переговоры о нефтяной сделке вне зависимости от позиции США, чтобы усложнить попытки администрации Обамы применить новые санкции против Тегерана, которые готовит конгресс. Кремль отвергает призывы США не заключать договор с Ираном об обмене нефти на товары. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что расширение российско-иранской торговли – «естественный процесс, и он не несет в себе никаких элементов политического и экономического вызова кому бы то ни было». Он охарактеризовал подход США как создание «искусственных препятствий» для развития российско-иранского сотрудничества.
В Белом доме, имея в виду членство Украины в НАТО, считают, что президент Путин хочет создать «новый миропорядок», отрицающий принцип, согласно которому «страны обладают свободой выбирать альянсы». Возвращаясь ко временам холодной войны, Вашингтон требует от стран НАТО увеличить расходы на оборону и трансформироваться в более жесткий военный союз с чёткой направленностью против России. Американский сценарий уже написан: принять в члены НАТО Украину, Молдавию, Грузию и Азербайджан, разместить войска и авиацию США в Польше и странах Балтии. Беря Россию в военную блокаду, создавая новые плацдармы у российских границ, Вашингтон отстаивает свою «свободу выбирать альянсы», а Москве указывает на недопустимость военно-технического сотрудничества с Ираном. Уже по одной этой причине возвращение России к полномасштабному ВТС с иранцами абсолютно правомерно. Начало может положить реанимация сделки по поставкам в Иран комплексов С-300.
Ведь и в этом случае, как с контрактом на закупку иранской нефти в обмен на товары, Россия не нарушает требования резолюции Совбеза ООН № 1929 от 9 июня 2010 года, которая стала поводом для приостановки выполнения российских обязательств перед Ираном по ЗРК С-300. Ограничения, содержащиеся в этой резолюции, не касаются поставок С-300, так как эти ЗРК являются оборонительными, и их продажа Ирану никаким международным соглашениям не противоречит. В своё время Вашингтон выразил признательность России за «сдержанность» в реализации контракта по поставкам С-300 Ирану. Представитель Госдепа Филип Кроули отмечал, что «принятая Советом Безопасности резолюция как раз и призывает все страны демонстрировать осторожность и сдержанность в продаже любых вооружений». При этом он согласился, что продажа С-300 не запрещается решением Совета Безопасности. Получается, что Москва разорвала тогда свое военное сотрудничество с Тегераном в обмен на американскую признательность.
Наверное, пришло время провести «работу над ошибками» и в отношении сотрудничества с Соединёнными Штатами по афганской повестке. В Тегеране считают, что дальнейшее военное присутствие США и НАТО в Афганистане может иметь отрицательные последствия и для этой страны, и для региона в целом. С аргументами иранцев насчёт того, что Афганистан может стать рычагом, с помощью которого США начнут регулировать с пользой для себя уровень угроз для приграничных с Афганистаном государств, трудно не согласиться. Тем более что сами афганцы не желают подписывать колониальное соглашение с американцами, желающими оставаться в стране еще долгие годы. Теперь, когда блок НАТО объявил о приостановке военного сотрудничества с Россией, есть смысл и в отказе от несущественного для России взаимодействия с натовцами по Афганистану. От транзитного узла НАТО в Ульяновске для переброски людей и грузов на афганском направлении альянс отказываться не спешит, но Москва может принять решение об этом по собственной инициативе в любое удобное для неё время…
Напомним, что ни оттепель в отношениях между Вашингтоном и Тегераном, ни уступки новой иранской дипломатии на переговорах по иранской ядерной программе не изменили позицию США, отклоняющих участие Ирана в сирийском примирении. Иран по степени своего влияния на кризис в Сирии - в числе первых. Тем не менее, оставаясь на авансцене сирийских событий, Тегеран был оттеснён за рамки международных усилий по урегулированию конфликта. Со стороны Вашингтона это было провокацией в адрес Ирана и желанием досадить Москве. В новых условиях и на сирийском направлении альянс России и Ирана вполне может составить конкуренцию Соединённым Штатам, опирающимся на сотрудничество с террористическим интернационалом.
В этом году готовится визит В. Путина в Иран. Помимо дальнейшего развития регионального партнёрства, ожидается, что Россия и Иран могут прийти к «Большому договору» о сотрудничестве в рамках новой повестки двусторонних отношений. Иранская сторона заинтересована в дальнейшем взаимодействии с Россией в области атомной энергетики. Прорыва на высшем уровне требует подготовка Конвенции о правовом статусе Каспия. Есть обоюдный интерес к совместным проектам в нефтегазовом секторе Ирана, в освоении космоса, в развитии транспортной инфраструктуры. Главное теперь - отказаться от определения глубины и масштабов двустороннего сотрудничества с оглядкой на Вашингтон. Как гласит персидская пословица, «Собака лает, ветер носит, а караван идет».