О президентских выборах в Афганистане и будущем этой страны Эксперт Online побеседовал с научным сотрудником Центра изучения современного Афганистана Никитой Мендковичем.
Эти выборы можно рассматривать как шаг в сторону стабилизации ситуации в Афганистане?
Пока что можно говорить лишь о первом туре, и уже сам факт его проведения - позитивный момент. Талибы готовили ряд терактов, однако большая их часть была предотвращена полицией и силами безопасности. В качестве еще одного плюса можно выделить сравнительно мирный ход самой предвыборной кампании - полемика идет достаточно спокойно, никаких актов насилия против ведущих кандидатов не было. А ведь сами эти выборы не простые - в стране фактически меняется правящая элита. Нынешний глава государства Хамид Карзай не мог принять в них участие(он и без того уже находился у власти фактически три срока - два как президент и еще один как глава временной администрации), а его родственник президента Абдул Каюм Карзай снял свою кандидатуру.
Каковы итоги первого тура?
Результаты первого тура еще не до конца подсчитаны, однако они, в целом, оказались предсказуемыми и совпадали с рейтингами. На первом месте с 45% голосов находится доктор Абдулла Абдулла. Он считается представителем интересов северных национальных меньшинств - таджиков, туркменов, узбеков. Себя он называет пуштуном из Кабула, однако, насколько известно, по матери он таджик. Доктор Абдулла - выходец из Исламского общества Афганистана, был в свое время близок к лидеру этого движения Бурхануддину Раббани, и в бытность последнего президентом Афганистана являлся де-факто министром иностранных дел.
Второе место занял Ашраф Гани Ахмадзай. Он этнический пуштун, университетский профессор, специалист по вопросам безопасности. Как и Абдулла Абдулла, Ахмадзай также в свое занимал пост министра. С 2011 по 2013 годы являлся председателем Переходного координационного совета, занимающегося проблемами восстановления полного суверенитета Афганистана. Считается самым сильным кандидатом от пуштунов.
На третьем месте оказался бывший министр иностранных дел Залмай Расул. Именно в его пользу Абдул Карзай и снял кандидатуру. Он не успел раскрутиться, набрал менее 10% голосов и не пройдет во второй тур.
Куда уйдут его голоса во втором туре?
Скорее всего Расул официально поддержит Ашрафа Гани Ахмадзая как кандидата от пуштунов. Доктора Абдуллу многие боятся. Он участвовал еще в предыдущей кампании и выступал с лозунгами предоставления больших полномочий регионам. А для многих афганцев это неприемлемо - государство еще не до конца состоялось, и элиты боятся его распада.
Каковы сценарии развития Афганистана при победе кандидатов?
Здесь сложно говорить о предпочтениях. Во-первых, кандидаты являются политиками, и они склонны менять свои предпочтения. А, во-вторых, это Афганистан - тут ничего постоянного вообще быть не может. Так что не исключено, что, придя к власти, кандидаты полностью поменяют свою внешнеполитическую линию. Очевидно одно - на первоначальном этапе ни один, ни другой не будут делать каких-то резких движений, и станут продолжать курс Карзая. По крайней мере, в вопросах безопасности - сочетать военно-полицейские методы и переговорный подход в отношении борьбы с терроризмом. Оба будут поддерживать контакты с США, но одновременно и развивать отношения с Москвой. У нас в последнее время активизировались инвестиционные проекты, особенно в области промышленности. Кроме того, Россия поставляет афганской армии горюче-смазочные материалы и оружие, обучает полицейские силы.
А примут ли талибы и иные пуштунские национальные движения итоги выборов? Особенно в случае победы на них человека, чье пуштунское происхождение находится под сомнением?
Я бы не стал преувеличивать роль Талибана - он уже не является доминирующей силой в обществе. Как и другие внестистемные группировки, типа Движения Хаккани. Они не признают любую власть и будут продолжать борьбу. При этом вероятность их возвращения к власти невелика - военно-полицейские силы афганских властей превосходят по численности и вооружению отряды боевиков. При этом последние остаются способны на дестабилизацию ситуации, и могут продолжать террористическую деятельность. Скорее всего ситуация в Афганистане будет развиваться по иракскому образцу - правительство удерживает власть, однако ситуация будет нестабильной.
Как идут дела с заключением нового соглашения между США и афганским правительством? Почему Карзай, к огромному неудовольствию Соединенных Штатов, отказывается его подписывать?
Формально все ведущие кандидаты еще перед проведением первого тура пообещали этот договор подписать. Однако проблема в том, что этот договор не популярен в афганском обществе. Да, Кабулу нужна поддержка Вашингтона для укрепления центральной власти, однако американцы в глазах населения являются оккупантами. И регулярные бомбардировки американскими самолетами афганской территории, аресты местных активистов не добавляют США популярности у местных.
Изменится ли ситуация при новых властях с потоком афганского героина в Россию?
Если и изменится в лучшую сторону, то не скоро. В последнее время первоочередной задачей афганских сил правопорядка было проведение спокойных выборов, и нормальная борьба с наркоторговлей была приостановлена. Афганистан еще долго будет центром героиновой торговли. Для изменения ситуации нужны будут консолидированные усилия всех глобальных игроков и как минимум 5-10 лет.