Королева Анна
КНР может стать одним из ведущих инвесторов в Крым, но едва ли полностью заменит Запад
Пока Запад раздумывает, какие бы еще санкции ввести по отношению к России, китайские власти и компании приглядываются к новым территориям нашей страны. Вполне вероятно, что в ходе предстоящего визита Владимира Путина в КНР, который запланирован на май, будут достигнуты ряд договоренностей в этой сфере.
Путин, отвечая на вопрос корреспондента китайского государственного издания «Синьхуа», заявил, что двусторонние отношения между РФ и КНР сегодня находятся «на беспрецедентно высоком уровне и по торгово-экономическим связям, и по сотрудничеству в высокотехнологичной сфере, и по взаимодействию в области обороны и безопасности, и по международной проблематике». Президент сказал, что в мае он ожидает встречи с китайскими друзьями, с которыми у него сложились не только хорошие деловые, но и личные дружеские отношения.
Перспективы и правда есть. Это подтверждает последняя статистика. Объем торговли между Россией и Китаем достиг исторического максимума в 2013 году – 88 миллиардов долларов. Китай вновь стал основным торговым партнером РФ, а Россия – в первой десятке ведущих партнеров Китая. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин в ходе встречи с представителями российского и китайского бизнеса в Приморье. «Но есть резервы и в развитии инвестиционного сотрудничества. Пока динамика роста товарооборота достигла 1,6%», – отметил чиновник.
Впрочем, тут речь идет скорее о перспективах в целом. Гораздо интереснее намерение китайцев инвестировать в Крым, который теперь стал российским. В конце прошлого года президент Украины Виктор Янукович во время поездки в КНР подписал меморандум о строительстве на полуострове глубоководного порта-хаба для перевалки грузов больших объемов. И если на тот момент для России это был не более чем проект инвестиций в соседнюю страну, сейчас он может стать одним из важнейших в развитии Крыма.
Напомним, «Киевгидроинвест» (Украина) и BICIM (КНР) в начале декабря подписали меморандум о строительстве на средства китайских инвесторов глубоководного порта с подводной акваторией 25 метров. В случае реализации проекта Украина должна была получить в собственность долю в 50%. Работы планируется начать в следующем году. Ориентировочная цена строительства первой очереди проекта составляет 3 миллиарда долларов. Первая очередь будет реализована в течение пятилетки. Вполне вероятно, что этот проект Владимир Путин также будет обсуждать в рамках своего визита в Китай.
КНР и сама благосклонно относится к предложению дружбы со стороны России и своей выгоды не упустит. США настойчиво убеждали китайское руководство присоединиться к визовым и финансовым санкциям против чиновников РФ. Однако в Китае сочли такое давление возмутительным и идею наказания россиян за политику РФ на украинском направлении отвергли. Так что этот экономический вектор России вполне жизнеспособен, хотя все же потребует немало усилий с обеих сторон.
В целом для России вопрос не стоит таким образом – Китай или Запад, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. С одной стороны, это невозможно технически, с другой – неразумно политически: Китай – ничуть не менее сложный партнер, а в чем-то даже и более неприятный. Другой вопрос, что Китай объективно заинтересован в развитии трансъевразийских маршрутов, которые выгодны для его западных провинций, и в этом отношении мы могли бы найти хорошие точки соприкосновения.
Основная загвоздка – в плохом состоянии транспортной системы России: она требует коренной реконструкции, которую способно осуществить только государство. При этом правительство даже в тучные двухтысячные не выделяло на это денег в необходимых объемах. Нужно также учитывать сложности с логистикой. Россия не в состоянии оказывать качественные логистические услуги из-за все того же неудовлетворительного качества инфраструктуры, а также низкого сервиса таможенных служб, РЖД и прочих. Впрочем, не все гладко и в самой Поднебесной: в конце 2000-х годов РЖД попыталось организовать максимально благоприятный транзитный коридор для грузов из КНР. Результатом стал резкий рост контрабанды.
Крым представляется Китаю привлекательным инвестпроектом еще и потому, что решать любые вопросы в условиях перманентного украинского бардака проще, считает Дмитрий Адамидов. По его словам, сейчас наиболее выгодным для обеих сторон была бы реализация комплексного проекта, то есть модернизация инфраструктуры плюс создание современных логистических мощностей на всем протяжении евразийского транспортного коридора. Но этот проект должен получить одобрение на самом высоком политическом уровне. Без этого ничего путного не получится, констатирует эксперт.
Россия интересна для Китая по целому ряду причин, соглашается аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. В первую очередь это сотрудничество в сфере экспорта из РФ топливно-энергетических ресурсов по сравнительно низким ценам. По данным ряда источников, примерная стоимость 1000 кубометров газа на российско-китайской границе будет около 360-400 долларов. Для сравнения: цена за 1000 кубометров для Украины сейчас выросла до 485 долларов. Китайская экономика замедляется. В первом квартале 2014 года ВВП КНР вырос на 7,4%, когда год назад за аналогичный период темпы роста составляли 7,7%.
Доступ к относительно дешевому сырью может оказать поддержку китайской экономике и важен с точки зрения энергетической безопасности. Также нельзя забывать о том, что активизация сотрудничества с РФ будет способствовать развитию слаборазвитых северных областей КНР. «Несомненно, КНР будет прислушиваться к США, так как экономика Поднебесной неотрывно связана с американской, но я не думаю, что Китай будет жертвовать своими экономическими интересами», – говорит Нигматуллин.
А вот директор аналитического департамента компании United Traders Михаил Крылов полагает, что торговля с Китаем не сможет полностью защитить от санкций. Оборот торговли со странами ЕС только за первые три квартала 2013 года составил 64,5 миллиарда долларов, в то время как с АТЭС – всего 16,8 миллиарда долларов, включая 7,5 миллиарда долларов с США и лишь 2,6 миллиарда – с Китаем. В то же время последний газовый контракт с Китаем предполагает поставку 38 миллиардов кубометров по 380 долларов и может расширить оборот внешней торговли на 15,2 миллиарда долларов в нашу пользу.
Аналитик обращает внимание на очевидные дисбалансы с точки зрения прямых инвестиций. Азербайджан и Армения доставляют прямые инвестиции на 140-160 миллионов долларов в год. Около 500 миллионов составляют инвестиции из Китая, порядка 400 миллионов – из Японии, при этом только 60-70 миллионов из Кореи и 30-40 миллионов из Индии.
Впрочем, эксперты рассчитывают на положительный эффект от партнерства с КНР. Москва тщательно прорабатывает сырьевые схемы взаимодействия с Поднебесной, рассчитывая в следующие 15-30 лет нарастить поставки нефти и газа сюда в десятки раз, напоминает аналитик МФЦ Анна Линевская. Обращаясь в сторону Азии, Россия сократит интерес к Старому и Новому Свету, снизив тем самым и ощущение последствий вероятных санкций.
Не стоит забывать, что любые санкции против РФ будут болезненными для обеих сторон, и именно поэтому Запад не торопится с их введением. Видимый эффект от сотрудничества России с Китаем будет заметен уже к 2018 году, а это совсем не за горами.
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 290
Рейтинг поста:
Верно, Китай нам не друг, Китай при возможности съест нас без размышлений.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 641
Рейтинг поста:
Скорее у автора явно прослеживается серьезная настороженность по отношению к Китаю. Впрочем она вполне обоснована, поскольку эта страна медленно, но верно преследует достижение только своих целей, используя при этом всю окружающую действительность.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2717
Рейтинг поста:
--------------------