Значительная часть русскоязычного населения США (по разным данным от 5 до 7 млн человек) проживает на западном побережье страны, в основном в Калифорнии[1]. В административной столице штата Калифорния – Сакраменто – легально проживает более 300 тысяч человек, выходцев из Российской империи и СССР. Примерно 80–85% всей русскоязычной общины Сакраменто представлено выходцами из Украины, второе место по численности занимают русские, третье – молдаване[2].
При этом около 90% украинских эмигрантов приехали в Америку из разных областей западной Украины в период с 1985 по 1995 гг., имея статус беженцев, как христиане-протестанты разных деноминаций, «гонимые на родине за веру». Однако в отличие от иных национальностей русскоязычной диаспоры украинцы в своем большинстве не теряли связи с родиной. Зарабатывая в США деньги и предпочитая проживать в Америке, они регулярно посещали и посещают родные места, покупают там дома и квартиры, многие организуют предпринимательскую деятельность (создают различные торговые фирмы, риэлтерские конторы, вкладывают средства в гостиничный бизнес и т.п.). Все это обусловило в украинской части русскоязычной диаспоры значительный интерес к событиям на Майдане. Не остались в стороне от украинских событий русские и белорусы, живущие в США.
Подавляющее большинство калифорнийских украинцев прочно стоят на промайдановских позициях. Первоначально, с ноября по декабрь 2013 г. многие украинцы рассматривали Майдан как организованно-стихийное выступление, направленное на принуждение Президента Януковича к подписанию договора о сотрудничестве с Евросоюзом и не воспринимали майдановцев всерьез. Однако, с 22 февраля 2014 г., после насильственного низложения Януковича, украинские эмигранты, под влиянием американских СМИ, практически единодушно стали активно поддерживать «Майдановскую революцию». В Сан-Франциско перед консульством РФ начались манифестации, осуждающие позицию России в украинском конфликте. Митинги проходили организовано, но непродолжительное время. Дважды украинцы устраивали демонстрации у резиденции Губернатора Калифорнии в Сакраменто. Вместе с тем следует учитывать, что возможности изъявления чувств и взглядов в США весьма ограничены. Полиция не допускает никаких манифестаций без разрешения властей, о чем все проживающие в США прекрасно знают. Более того, в случае угрозы жизни или здоровью полицейского он имеет право незамедлительно открыть огонь на поражение. Это право применяется полицейскими достаточно часто и протестов у населения не вызывает.
Огромное влияние на умонастроение украинцев оказывают пасторы протестантских церквей, где каждое воскресенье собираются тысячи верующих на богослужения. В большинстве русскоязычных протестантских церквей, а их только в Сакраменто официально зарегистрировано 80 (реально значительно больше), пасторы, как правило, стараются не касаться политики, однако события на Майдане стали исключением. И местные пасторы, и приезжие с Украины протестантские богословы, собирают деньги для майдановцев, позволяют себе давать политические оценки событиям на Украине как во время богослужений, так и по русскоязычным каналам радио, телевидения и на страницах многочисленных русскоязычных СМИ Калифорнии. Именно эти пронизанные национализмом высказывания провоцируют обострение отношений в русскоязычной общине между сторонниками и противниками Майдана. Так, в последнее воскресение марта, после одного из воскресных богослужений в крупнейшей в США церкви пятидесятников «Вифания» (6 000 членов), когда заезжий украинский пастор начал проповедь бандеровским приветствием «Слава героям!» между украинцами и русскими эмигрантами началась словесная перепалка, закончившаяся потасовкой. Событие получило большой общественный резонанс в регионе.
Для поиска выхода из углубляющегося конфликта между местными украинскими и российскими иммигрантами, вызванного присоединением Крыма к Российской Федерации, шериф Сакраменто Скотт Джонс вынужден был встретиться с семью церковными лидерами славянской диаспоры[3]. На этой же встрече Николай Бугриев, русский пастор – президент Тихоокеанского побережья славянской баптистской ассоциации – привлек внимание к полному ненависти выступлению одной украинки по местному телевидению, которая эмоционально рассказывала о том, как она ненавидит русских. Шериф Джонс дал понять, что его ведомство не потерпит никакой дискриминации и насилия и призвал жителей немедленно звонить 911, если они стали свидетелями агрессивных действий украинских или русских эмигрантов по отношению друг к другу.
Украинские «активисты» в США уважают американские законы, исполняемые неукоснительно всеми, и очень боятся полицию. Поэтому они стараются «действовать» строго в правовом поле. Свой протест украинцы выражают тем, что пытаются достаточно мелко «мстить русским оккупантам»: отказываются ремонтировать русским эмигрантам машины в автомастерских либо портят их, требуют, чтобы украинские владельцы магазинов запретили продавцам говорить по-русски (в Америке абсолютное большинство украинцев, молдаван, узбеков, азербайджанцев, армян говорят в настоящее время на русском языке), стараются не афишировать былой дружбы с русскими и т.д. Следует констатировать, что многие делегации и пасторы, приезжающие из Украины, своими многочисленными интервью, проповедями и выступлениями отнюдь не способствуют охлаждению страстей[4].
Из противостояния украинцев и русских в США можно извлечь следующие уроки. В Америке правоохранительные органы четко исполняют прекрасно сформулированный закон, согласно которому любые действия отдельных граждан, их групп и сообществ, мешающие жизнедеятельности населения, пресекаются молниеносно с применением огнестрельного оружия. Тексты законов широко изучается во всех средних школах и вузах США. Никто и никогда искать компромисс с «оппозицией», мешающей жизни граждан или угрожающей законной власти не будет. Однако жестко пресекается и противозаконная стрельба в людей.
Со времен Античной Греции аксиомой является тот факт, что демократия должна обеспечиваться строжайшим правопорядком со стороны всего населения государства. В противном случае она неизбежно превращается в охлократию – власть толпы, что таит смертельную опасность для государства. Евромайдан – это не революция, а государственный переворот, т.е. незаконный вооруженный захват власти, показавший слабость государства на Украине. Угрозой правопорядку является то, что такие действия в любой стране весьма «заразительны» и при слабой власти аналогичные движения толпы, направляемый невидимыми, но заинтересованными лицами, очень опасны для любой государственной системы. Нацизм, показавший свой оскал на Украине, как наихудший вариант бандитизма, легко превращается в международный терроризм под любыми лозунгами (националистическими, религиозными, территориальными). Не только в многонациональной России, но и в мультикультурной толерантной Америке вполне вероятны вспышки огня национальной нетерпимости. Однако едва ли они смогут приобрести здесь серьезный размах при существующей системе защиты правопорядка.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+