В газете Star советник премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Йигит Булут выступил с любопытной статьей, демонстрирующей определенные политические настроения в турецкой правящей элите «после Крыма». Он предсказывает утрату Европейским Союзом своей роли в новом мировом балансе и заявляет о грядущем прекращении отношений с ЕС со стороны Турции. «Новый мировой порядок, - пишет советник Эрдогана, - будет состоять из трёх основных компонентов: США и двух групп - Турция, Россия, Евразия и Ближний Восток, и Китай, Индия и Иран». При этом «западный центр силы и его ценности», в представлении Булута, «обозначен только США, но никак не Европой» и «Турции Европа больше не нужна», поскольку она становится «лишь бременем для нее», потому, что «Европа только использует ее в своих интересах».
Конечно, первая возникающая мысль заключается в том, что Анкара в отношении Брюсселя использует уже проверенный прием: шантажировать его возможностью переориентации своей политики с Запада на Восток, чтобы решить, прежде всего, свои европейские проблемы. Переговоры о вступлении к ЕС между Анкарой и Брюсселем длятся годами, срываются под разными предлогами, все больше напоминая бесконечный телесериал. Но положение стало усугубляться тем, что в результате успешных экономических реформ, которые провела правящая партия « Справедливость и развитие», Турция не только оказалась по темпам развития своей экономики в числе лидеров среди стран мира, но и стала заметно проявлять свои геополитические амбиции и независимость в политике.
Одно время Вашингтон поощрял дрейф правительства Эрдогана в сторону исламизации общественно-политической жизни с расчетом на то, что с опорой на Анкару ему будет легче определять новые культурно-политические контуры исламского мира на Ближнем Востоке. Но по ходу развития феномена так называемой «арабской весны» Анкара увидела не столько «силу», сколько слабость Вашингтона и проявление к себе с его стороны политического недоверия. Как ни крути, Вашингтон не только не позволил Анкаре возглавить план «Большого Ближнего Востока», но и подвел ее через курдский вопрос к проблеме федерализации страны.
Еще в сентябре 2013 года все тот же советник турецкого премьера Булут констатировал: «Арабская весна» в Северной Африке и на Ближнем Востоке совпала «со стадией распада ЕС». Поэтому он рекомендовал правительству Турции «отказаться от попыток получить членство в ЕС и придать приоритетное значение восточному внешнеполитическому вектору». Мы это к тому, что украинские «потрясения» не застали Анкару врасплох. Ведущие эксперты страны почти сразу поставили политический диагноз: через кризис на Украине при самом активном участии США с опорой на ЕС, происходит проектирование будущего всей Европы и взаимоотношений между крупными межгосударственными объединениями и военно-политическими блоками. При этом они уловили взаимосвязь между «арабской весной», политическими потрясениями в Турции и киевским «евромайданом», стали выстраивать, как советник турецкого премьера Булут, возможные геополитические комбинации и конфигурации, прежде всего, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и на Кавказе. Неслучайно глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что предвидит возможность - по ходу украинского кризиса - появления цепной реакции «домино», которая, по его словам, «отразится на ситуации в Абхазии и Нагорном Карабахе». При этом Турция, фиксируя ситуацию ослабления ЕС, не желает «выполнять для США роль Польши на Ближнем Востоке», как это сейчас происходит в Европе. В этой связи спикер по внешнеполитическим вопросам фракции социал-демократов в Бундестаге Рольф Мютцених многозначительно заметил: «Мы видим, что в связи с событиями в арабском мире, а также через экономическое развитие Турции все крепче становятся группы, которые считают, что можно обойтись и без европейских партнеров».
И еще. Так получилось, но две страны - Россия и Турция - почти одновременно подверглись политической атаке со стороны структур Евросоюза. ПАСЕ лишило до конца года Россию права голоса из-за событий на Украине. Вместо того чтобы искать общие решения, Запад решил изолировать себя от России, что еще более усугубляет положение на Украине. Особенно в ситуации, когда, как, отмечается в письме президента России Владимира Путина 18 лидерам европейских стран, включая и Турции, Украина на грани экономического коллапса. В то же время на 74-м заседании совместной парламентской комиссии Турция-ЕС в Европарламенте в Брюсселе комиссар ЕС по расширению Штефан Фюле под предлогом событий последних трёх месяцев в этой стране, вообще усомнился «в приверженности Турции европейским ценностям и стандартам». Более того, член правящего в Германии Христианско-демократического союза Дэвид МакАллистер, один из ближайших соратников канцлера Ангелы Меркель, заявил, что «Турция не должна становиться членом ЕС, Европа не готова принять ее».
Чтобы сейчас ни говорили и ни писали в Европе о последних мерах правительства Эрдогана - реформе Высшего совета судей и прокуроров, ограничениях на социальные сети в Интернете и т.д. - в Турции у власти находятся все же не радикальные силы. Но Европа их отторгает, а на Украине делает ставку на националистов. При этом Запад пытается оказывать давление на Турцию, шантажируя ее тем, что «Путин будет использовать энергетическое оружие». В этой связи министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу на конференции в Японии заявил, что «никаких кризисов и перерывов в поставке российского газа в республике не ожидают». Анкара доверяет достигнутым с Россией договоренностям, как и Россия Анкаре.
Но атака на Турцию продолжается. Международное агентство Moody's понизило прогноз по суверенному кредитному рейтингу страны с отметки «стабильный» до «негативный» по причине «политической неопределенности в стране и внутриполитических волнений». Русские в таких случаях говорят: «На воре и шапка горит».
Ппостиянный адрес материала - ИА REX
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста: