В четверг, 10 апреля, Штаб объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (SHAPE) разослал в европейские СМИ ряд спутниковых снимков, которые показывают расположение и тип российских подразделений, которые альянс наблюдает вдоль границы с Украиной. На фото –вертолеты рядом с Белгородом, истребители на аэродроме Приморско-Ахтарска, артиллерийский батальон возле Новочеркасска и бронетехника в районе Кузьминки. По оценке НАТО, вблизи украинской границы сосредоточены 35-40 тысяч российских военнослужащих.
«У русских есть много единиц технического оснащения, включая самолеты, вертолеты, танки, артиллерию, БМП, и все это можно передислоцировать в течение считанных часов», - заявил бригадный генерал Гари Дикин.
В Генеральном штабе ВС РФ эту информацию опровергли – назвали снимки устаревшими. Правда, опровержение не было неофициальным. О том, что на фото «изображены подразделения российских войск Южного военного округа, которые летом прошлого года проводили различные учения, в том числе близ границ с Украиной», заявил РИА «Новости» анонимный высокопоставленный представитель Генштаба.
НАТО с такой трактовкой не согласилось. 11 апреля официальный представитель Североатлантического альянса Оану Лунгеску (Oana Lungescu) подчеркнула, что представленные снимки сделаны именно весной 2014 года. Представители НАТО также пообещали опубликовать дополнительный пакет снимков.
Сказанное позволяет предположить, что российские войска вблизи украинской границы все же имеются. Для чего они там – догадаться несложно. Ситуация на юго-востоке Украины становится с каждым днем горячее. Пророссийские митинги вспыхивают в этих регионах каждые выходные с начала марта. 6-7 апреля протестующие в Донецке и Харькове захватили административные здания и провозгласили «народные республики». В Луганске, где здание управления Службы безопасности взяли люди в масках с автоматами Калашникова, хотели последовать этому примеру.
Киевские власти уже ввели в восточных областях режим «антитеррористической операции». И.о. президента Украины Александр Турчинов разрешил стрелять на поражение в митингующих, которые не сдадутся. Как сообщают местные СМИ, наводить порядок в Донецк и Луганск направлена военная техника и бойцы Национальной гвардии Майдана при поддержке боевиков из «Правого сектора».
Нельзя исключить, что если расправа над пророссийскими манифестантами выльется в кровавую баню, Россия все же введет на Украину войска, которые засек натовский спутник – в качестве миротворческого контингента. Тем более, формальное разрешение на такой шаг у Владимира Путина имеется. Еще 1 марта президент РФ обратился в Совет Федерации о разрешении на ввод войск на Украину «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». В тот же день верхняя палата парламента обращение главы государства удовлетворила.
При каком сценарии Россия может пойти на использование военной силы для защиты жителей юго-востока Украины, и какие последствия ждут нас в этом случае?
– Главное условие ввода российских войск – кровопролитие на юго-востоке Украины, которые спровоцируют нынешние путчисты в Киеве, – уверен замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Разрешение Совета Федерации у Путина есть, есть и просьбы жителей юго-восточной Украины ввести российские войска в качестве миротворческого контингента. Но пока нет внятного повода, чтобы этот сценарий реализовать.
Если российские войска войдут в восточные регионы Украины прежде, чем там начнутся крупные столкновения с кровопролитием, большинство мировых игроков расценят этот шаг как вторжение и станут позиционировать Россию как страну-агрессора. Если же прольется кровь, Россия сможет вводить войска, не оглядываясь на мнение Запада.
В этой ситуации для путчистского украинского руководства наиболее здравым является тихое уничтожение лидеров активистов пророссийского движения в Донбассе и юго-восточных регионах. Другими словами, путчисты могут проливать кровь где-то в киевских застенках, но так, чтобы этого никто не видел. Если же расправа пойдет публично, если на юго-востоке будут публично убиты хотя бы несколько протестующих, это может спровоцировать на активные действия как самих жителей юго-востока, так и российскую сторону.
«СП»: – Предположим, что в Донецке или Луганске возникнет массовое побоище, и мы туда российские войска все-таки вводим. Какой будет международная реакция?
– Думаю, будет много визга, но мгновенно никаких серьезных военных, политических и экономических санкций по отношению к России не последует. Для этого у Запада сейчас не хватает сил. Скорее всего, Запад, вслед за Крымом, проглотит и ввод российских войск, но активизирует тактические и стратегические меры, направленные на вытеснение нашей страны с постсоветского пространства.
Например, европейцы могут разработать программу, рассчитанную лет на десять, которая позволит резко сократить зависимость Евросоюза от российского газа. Возможно, НАТО разместит вокруг России сеть военных баз. В случае отделения юго-восточных регионов, оставшуюся часть Украины, не исключено, начнут накачивать вооружениями и финансами, создавать из нее агрессивный противовес на восточнославянском пространстве. Возможно, Запад активизирует поддержку оппозиции в Белоруссии, другие инструменты мягкой силы.
Но, повторюсь, резкой мгновенной реакции не будет. НАТО может ввести еще пару кораблей в Черное море, возможно, нарушить конвенцию Монтрё. Но воевать с Россией за юго-восток Украины не станут ни США, ни европейские страны.
«СП»: – Если мы введем на Украину войска, мы будем присоединять юго-восток, или признаем его в качестве независимого государства?
– Россию бы устроили оба варианта. Нам важно контролировать де-факто территорию от Харькова до Одессы, с выходом на Приднестровье и даже на Гагаузию. В Гагаузии, напомню, 2 февраля прошел референдум, на котором 98,4% жителей высказались за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Если на всей этой территории будут находиться российские миротворцы, это позволит избежать провокаций со стороны Центральной Украины.
С другой стороны, если эти регионы будут существовать в качестве независимого государства, останется риск, что в определенный момент против нас сработают юридические механизмы. Российское руководство, рано или поздно, могут вынудить вывести вооруженные силы с юго-востока, после чего территория останется беззащитной.
«СП»: – Выходит, правильнее присоединить и юго-восток?
– На мой взгляд, сейчас, когда Россия уже пошла на конфронтацию с Западом и включила в свой состав Крым, ничто не мешает ей присоединить и юго-восточные регионы. Можно не сомневаться, что большинство населения на этой территории выскажется – пусть не с таким феноменальным результатом, как в Крыму – за вхождение в состав России. И тогда РФ с полным основанием сможет включить юго-восточный пояс в свой состав. Тем более, исторически эти территории не имеют к Украине никакого отношения. Достаточно напомнить, что тот же Днепропетровск – до революции Екатеринослав – был основан князем Григорием Потемкиным-Таврическим.
После Крыма можно уже не рассматривать в качестве угрозы просто сам факт конфронтации с Западом. Большинство россиян не боятся западных санкций и одобряют курс руководства страны на поддержку юго-востока Украины. А жители Донбасса и юго-востока сами хотят интеграции с Россией, поскольку видят в ней союзника и защитника – недаром протесты идут под российскими флагами.
Если Россия присоединит юго-восток Украины, то получит значительный промышленный потенциал и дружественное население. А главное, как мы сейчас видим – подобные действия чрезвычайно сплачивают российское общество. Именно собирание русских земель является сейчас национальной идеей…
– Международная реакция на ввод российских войск на Украину будет зависеть от формата действий России, – считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – Полутонов в этом формате может быть очень много – от официального введения войск до появления людей в камуфляже без опознавательных знаков, как было в Крыму. Плюс, все зависит от того, как российские военнослужащие будут себя вести. В Крыму, как мы помним, удалось взять ситуацию под контроль практически без крови.
Кстати, нервозность западных военных, проявившаяся в истории со снимками НАТО, обусловлена тем, что из-за Крыма они получили сильный нагоняй от своего политического руководства. Западные СМИ подняли скандал, поскольку разведки США и НАТО проспали момент переброски российской группировки в Крым – тех самых «вежливых людей». Поэтому сейчас западные военные перестраховываются: если такая ситуация повторится, в НАТО и вооруженных силах США последуют серьезные кадровые выводы.
Я не уверен, что сегодня в российском руководстве есть окончательное решение о применении военной силы на Украине. Дело в том, что ситуация на юго-востоке «незалежной» во многом патовая. Подавляющее большинство населения этих регионов ведет себя довольно пассивно. В отличие от Крыма, если на юго-восток будут введены российские войска, неизвестно, что за этим последует.
Думаю, ввод российских войск может состояться, только если боевики из Западной Украины, действительно, устроят на юго-востоке кровавое побоище, и число жертв – не дай Бог – пойдет на десятки и сотни человек Источник: voenvesti.ru.
Рейтинг публикации:
|