Североатлантический альянс был создан в 1949 году в качестве противовеса СССР в Европе. В первые годы своего существования эта организация рассматривалась США всего лишь как один из нескольких антисоветских блоков, созданных в разных частях Евразии, однако со временем НАТО приобретало все большее значение и достигло апогея могущества к концу 20 века, когда в его состав вошли страны Средиземноморья, а Советский Союз был парализован Перестройкой и «демократическими» реформами. Однако история не стоит на месте – как известно, любые империи разваливаются, и американская – не исключение. Сейчас альянс переживает не лучшие годы: между его членами наметились серьезные разногласия по фундаментальным вопросам внешней политики. Вашингтон в своих авантюрах больше не может рассчитывать на поддержку европейских союзников.
Призрак холодной войныОкончание холодной войны привело к тому, что США стали меньше уделять внимания европейскому направлению. К сожалению, включение Польши, Румынии, стран Прибалтики и других государств Восточной Европы в состав Североатлантического альянса происходило практически без сопротивления со стороны российского руководства. Брюссель столкнулся с серьезными трудностями только тогда, когда посягнул на Украину и Грузию, но соответствующих выводов не сделал.
Текущий украинский кризис показал, насколько НАТО расслабилась и размякла. Соединенные Штаты хотят жесткого наступления на всех дипломатических фронтах, но вынуждены ограничиваться голословными обвинениями в адрес России.
Но почему США так слабы? Ответ прост: члены Североатлантического альянса считают, что больше не должны подчиняться приказам из Вашингтона. Россия – не враг Франции, Испании, Великобритании или Германии. Времена холодной войны, когда в Западной Европе боялись, что советские танки за несколько дней достигнут Лиссабона, давно остались позади. Западноевропейские лидеры, в отличие от американских, не видят причин для конфронтации с Россией.
Оппозицию Вашингтону составляет Берлин. Германия – один из важнейших партнеров России в Европе и краеугольный камень ЕС. К мнению Ангелы Меркель и других немецких политиков прислушиваются во всех столицах Союза, начиная от Дублина и заканчивая Бухарестом. Если Германия захочет, она сможет развернуть вектор внешней политики ЕС на 180 градусов.
И Берлин скоро может быть готов к этому.
Германия не хочет принимать какого-либо участия в украинском кризисе. Ее ставленник Виталий Кличко отказался от участия в президентских выборах в пользу Петра Порошенко, так что, по всей видимости, Ангела Меркель заняла нейтралитет и отказалась от идеи сделать немецкого гражданина лидером Украины.
Более того, Берлин не хочет видеть Украину в составе НАТО. Когда Андерс фог Расмуссен заявил, что двери альянса для Киева открыты, Франк-Вальтер Штайнмайер сразу после возвращения из штаб-квартиры НАТО выступил перед депутатами германского парламента и сообщил, что в повестке дня нет вопроса о вступлении Украины в состав Североатлантического альянса.
По мнению Штайнмайера, наступление Штатов в Восточной Европе может привести к милитаризации региона. Германия не заинтересована в гонке вооружений между НАТО и Россией, и считает, что все конфликты нужно решать исключительно в рамках цивилизованной политической дискуссии. Прием Украины в альянс отнюдь не способствует созданию здоровой атмосферы для проведения дискуссий.
Однако в Берлине понимают, что Расмуссен не изменит своих намерений. Ведется активная подготовка к очередному саммиту альянса в сентябре. Ожидается, что главной проблемой встречи станет выработка новой стратегии НАТО в Восточной Европе.
Германия обеспокоена такими планами США. В годы холодной войны «железный занавес» проходил как раз по ее территории, и немецкий народ с обеих сторон находился на острие копья. Если бы война превратилась в «горячую», то, конечно, первыми приняли бы на себя удар жители ГДР и ФРГ. Обе республики подверглись колоссальной милитаризации. Только в Западной Германии численность вооруженных сил достигала 495 тысяч военнослужащих! В распоряжении ФРГ находилось 600 военных самолетов и 4100 танков «Леопард».
Благодаря миру, который установился в Европе, Германия больше не содержит настолько огромную армию. Если в период холодной войны 3% ВВП шло на содержание вооруженных сил страны, то сейчас оборонный бюджет равен всего 1,2% ВВП.
Увеличение расходов на оборонную сферу приведет к ухудшению финансирования социальных программ и росту налогов. Это, безусловно, приведет к началу стагнации, а то и кризиса в немецкой экономике и обернется неожиданными последствиями для политикума страны. У Германии нет денег на войну, а у других стран Евросоюза – тем более.
Впрочем, новая холодная война нужна немецким промышленникам. Несмотря на запустение бюджета и ослабление государства, они могут неплохо заработать на оборонных заказах.
Берлин не хочет конфронтацииСтаршие офицеры стран НАТО требуют от руководства альянса усиления готовности наземных и военно-воздушных сил альянса. Речь идет о том, чтобы ускорить время развертывания сил оперативного реагирования: на сегодняшний день для того, чтобы стянуть войска блока к месту предполагаемой операции, нужно не меньше 180 дней. За это время противник успеет решить стратегические задачи, и операцию, быть может, придется отложить за ненадобностью.
Планируется пополнить склады вооружений и улучшить подготовку танковых войск. Польша хочет разместить на своей территории две бригады сил Североатлантического альянса численностью 10 тысяч человек. Такие действия Варшавы беспокоят немецких чиновников. По словам представителей Германии, усиление военного присутствия НАТО в Восточной Европе – не что иное, как нарушение договоров с Россией. Вашингтон провоцирует Москву на ответные действия, и Берлину это не нравится.
Впрочем, Германия не так уж и радикально настроена по отношению к Соединенным Штатам. Ее руководство готово к сотрудничеству с украинским правительством, но только в рамках дипломатии. О вооружении экстремистских группировок не может быть и речи!
Однако Украина уже направила в альянс запрос о предоставлении оружия и амуниции. Политическое руководство НАТО предложило членам блока сделать дополнительные взносы, чтобы увеличить число самолето-вылетов патрульной и разведывательной авиации.
Особое внимание следует уделить Польше, которая считает недостаточными меры, предпринимаемые альянсом, и настаивает на развертывании дополнительного военного контингента у западных границ России. Страх перед Россией у поляков сохранился еще со времен Советского Союза, поэтому Варшаву пугает любое укрепление российских позиций в Восточной Европе. Такую же позицию заняли Литва, Латвия и Эстония.
Но намерения Польши вызывают недоумение у немецких политиков. Занимая осторожную позицию, Германия считает, что Польша может испортить диалог с Россией.
Варшаву поддерживает Вашингтон: в США готовы к реализации многих инициатив, выдвинутых поляками. В Восточную Европу прибывают американские самолеты и обслуживающий персонал, которые размещаются на военных базах в Польше и Прибалтике.
Таким образом, неофиты Североатлантического альянса – единственные настоящие союзники Соединенных Штатов. Западная Европа, включая «локомотив» Евросоюза Германию, давно дистанцировались от американской политики. «Красная угроза» миновала, европейцам больше нет смысла дружить с американцами.
Блок НАТО – всего лишь пережиток холодной войны, завершенной четверть века назад. Его нужно ликвидировать, потому что геополитические реалии изменились. Европа не хочет и не может воевать, а США теряют мировое могущество. Вашингтон должен правильно оценить свои силы, иначе его ждет масштабный геополитический провал.