НАТО намерено усилить своё присутствие в Восточной Европе. Заявления представителей Североатлантического альянса пока не воплотились в действия по наращиванию военного потенциала на границах с Россией, но движение в сторону новой холодной войны задано, например, решением Брюсселя свернуть программы сотрудничества с российской стороной. В ближайшее время ожидается увеличение натовцами личного состава на военных базах в Польше и Румынии. Имеются планы в отношении укрепления вооружённых сил НАТО на прибалтийском фланге…
В своё время, после вторжения грузинских войск в Южную Осетию в августе 2008 года, Москве и Брюсселю удалось в сравнительно сжатые сроки преодолеть назревавший двусторонний кризис и даже в какой-то момент укрепить связи (например, на афганском направлении). Ныне указаний на возможность быстрых и лёгких решений по урегулированию вновь обострившихся отношений не видно.
Реакцией НАТО на воссоединение Крыма с Россией стали планы наращивания военного потенциала в Восточной Европе, а также интенсификация дискуссий о дальнейшем расширении евроатлантического блока на Восток. Если на Бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года Берлин и Париж высказались против того, чтобы дать «зелёный свет» Грузии на вступление в Альянс, то теперь позиция европейцев претерпела изменения. Вашингтону удалось сыграть на мнимых страхах немцев, французов и других европейцев по поводу возможного «реванша» Москвы в Восточной Европе.
Ряд сигналов из Брюсселя и других столиц НАТО указывает на рост внимания Североатлантического блока к грузинскому досье. Критическая масса настроений в поддержку евроатлантической интеграции в Грузии накоплена. По вопросу о положительном отношении к вступлению в НАТО в стране существует консенсус между разными политическими силами. Саакашвили и его команда отошли от руководства, но их дело втягивания Грузии в НАТО от этого не пострадало. Напротив, в последние месяцы контакты между Тбилиси и Брюсселем по проблеме предоставления Грузии Плана действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ) активизировались.
2 апреля в Брюсселе прошло заседание Комиссии Грузия – НАТО. По его итогам руководство Альянса не удержалось от новых похвал в адрес Тбилиси. Грузия значительно продвинулась в реализации демократических и военных реформ, является «моделью для всех стран региона», имеет потенциал стать «экспортёром безопасности» - таков лейтмотив натовских оценок. В то же время в главном вопросе получения Грузией ПДЧ конкретики нет и, похоже, не предвидится. Курс на расширение присутствия НАТО в Восточной Европе затронет Грузию по касательной, не более того. Создание военных баз на грузинском побережье Чёрного моря (Поти и Батуми) не значится в оперативных планах НАТО. Такая перспектива существует пока в виде набросков в натовских экспертных разработках. Приоритет отдаётся «протяжённой стратегии» вступления Грузии в военный блок, этапами которой являются предоставление республике статуса основного союзника США вне НАТО и её вовлечение в Силы быстрого реагирования альянса. Намечены также расширенные программы военно-технического содействия Грузии и усиление взаимодействия республики с Турцией и Азербайджаном по линии совместных военных учений.
В конце 2013 года грузинское военное ведомство опубликовало доклад «Видение министра 2013 – 2014» (Minister’s Vision 2013-2014), которым предусматривается, в частности, разработка плана модернизации ПВО Грузии. В заявлениях грузинских официальных лиц прослеживается уклон к оснащению армии оборонительными системами. «Экспорт безопасности» в грузинском исполнении, видимо, сведётся пока к обороне границ (при помощи Запада и во взаимодействии с Турцией и Азербайджаном) и к символическому участию грузинских контингентов в операциях НАТО, в миссиях быстрого реагирования.
В то же время Грузии обещаны новые поставки вооружений и военной техники западного производства. Вывод американских войск из Афганистана, на пути которого одним из перевалочных пунктов значится порт Поти, сулит грузинским вооружённым силам пополнение оружейных арсеналов.
«Экспортёр безопасности» должен быть оснащён и обучен по натовским стандартам, доукомлектован профессиональным составом вооружённых сил на 100 %. Это займёт от трёх до пяти лет, в течение которых Вашингтон и Брюссель, по-видимому, будут избегать принятия однозначных решений по вопросу о сроках вступления Грузии в НАТО. Расширение НАТО и вступление в организацию Грузии и Украины не входит в ближайшие планы Альянса, заявил Барак Обама на пресс-конференции в Брюсселе 26 марта.
В Тбилиси надеялись на восточноевропейскую модель евроатлантической интеграции, когда вступление в НАТО бывших стран социалистического содружества предшествовало их принятию в Евросоюз. Однако Грузия – иной случай, появление на её территории стационарных натовских объектов стало бы прямым вызовом безопасности России. До предстоящего саммита НАТО в британском Уэльсе Грузия подпишет, видимо, Соглашение об ассоциации с ЕС, а дальше этого Запад на грузинском направлении пока не заглядывает. Поняв это, в Тбилиси испытали лёгкое чувство разочарования… Потому-то уже на следующий день после заявления президента США от 26 марта премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, находясь в Брюсселе, запросил у европейцев «чёткое обещание» по поводу вступления республики в ЕС, рассчитывая, что вхождение в Евросоюз автоматически повлечёт за собой вхождение в НАТО.
Решатся ли, однако, Вашингтон и Брюссель осложнить отношения с Россией настолько, чтобы к саммиту НАТО 4-5 сентября сего года предоставить Тбилиси ПДЧ, пока не ясно.