Игорь Николаев,
Специально для Iran.ru
Лукавство и лицемерие внешней политики монархий Персидского залива ни для кого не являются секретом. Делая утром "на публику" миролюбивые заявления о необходимости нормализации отношений с Ираном, правящая элита монархий вечером в узком кругу и в закрытых аудиториях говорит об "иранской угрозе", о необходимости военно-политической мобилизации для отражения "экспансии Тегерана" и о совместных с США "наступательных шагах" в войне против собственного населения.
Свежий пример лицемерия – заявления эмира Кувейта Сабаха аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабаха, сделанные им по итогам встречи с заместителем министра иностранных дел Ирана Хосейном Амиром Абдоллахияном. Сабах ас-Сабах, один из наиболее убежденных сторонников тотального американского присутствия в Персидском заливе, один из основных спонсоров "египетского" и "сирийского" проектов своего "старшего брата", короля саудовской Аравии, заявил на встрече с Абдоллахияном о том, что "взаимодействие с Тегераном послужит интересам обоих государств", и с благодарностью принял переданное ему приглашение президента Ирана Хасана Роухани посетить Исламскую Республику.
Всего немногим более недели назад, в кулуарах саммита арабских государств, который эмир принимал в собственной столице, он говорил совсем другое. О том, что "экспансия шиитов, которой через тайные каналы руководит Тегеран, набирает силу…". О том, что "нам нужно забыть все наши внутренние разногласия для того, чтобы встретить угрозу распространения влияния Тегерана единым фронтом, едиными и скоординированными действиями". Титанические усилия, которые предпринимает команда иранского президента Хасана Роухани для нормализации отношений с монархиями Персидского залива, натыкаются на стену враждебности, в лучшем случае – ничего не значащих вежливых дипломатических фраз и цветистых заявлений, за которыми нет никаких практических шагов на встречу инициативам Тегерана. Заявления же ряда иранских и западных аналитиков о "наметившемся прогрессе" − это попытки выдать желаемое за действительное. Достаточно вспомнить принятую неделю назад жесткую антииранскую резолюцию ССАГПЗ по поводу территориальных споров монархий с Тегераном, чтобы иллюзии о "готовности монархий" к диалогу с Ираном полностью исчезли. Как, собственно, и иллюзии о возможности диалога с этими монархиями для Москвы. На последнем заседании ООН по вопросу Украины члены ССГАПЗ голосовали подчеркнуто единодушно и антироссийски.
Миролюбивая риторика Объединенных Арабских Эмиратов и того же Кувейта – дымовая завеса. Да, этим странам необычайно комфортно служить "прачечной" для "серых" внешнеторговых сделок с Ираном, совершаемым в обход санкционного режима. Комфортно и выгодно, поскольку от каждой сделки в казну монархов падает некий процент – "мелочь, а приятно". Но – не более того, поскольку в отношениях с Тегераном существует "второе дно", паническая боязнь утраты власти из-за активизации проживающих в монархиях шиитов. Иран может сколько угодно делать конкретные шаги навстречу монархиям, демонстрировать добрую волю, предлагать взаимовыгодное сотрудничество. Искренности и миролюбия в ответ он не получит, поскольку всегда будет "подозреваемым". И для защиты от мифической "иранской угрозы", боязнь которой сильно смахивает на паранойю, короли, султаны и эмиры Персидского залива предпочитают открытому диалогу с Тегераном стратегическое партнерство с США и гарантии безопасности от Вашингтона. Что Вашингтон, когда даже Израиль становится союзником Саудовской Аравии в борьбе против Ирана!
Бахрейнское "эффективное управление"
Естественно, что диалог монархий с Вашингтоном, приложившим массу усилий для разжигания исламофобии в западном мире, вызывает у мусульманского общества, мягко говоря, недоумение, перерастающее в открытое недовольство и прямые обвинения. Сохранить в этих условиях свою власть, жизнь и накопленные "непосильным трудом" нефтедоллары монархи могут лишь одним способом – лгать об иранской агрессии, лгать о том, что "шиитское Пробуждение" в Персидском заливе – это результат подрывных действий Тегерана, а не следствие собственного высокомерия, некомпетентности и неумения править в современных условиях, когда на каждого требующего реформ палачей не напасешься. Полыхающий уже три года Бахрейн – это яркий пример никчемности, политической слепоты и варварства "эффективных менеджеров благородных кровей". И одновременно – классический пример того, как собственную бездарность прикрывают мифом об "иранской угрозе".
К началу волнений в Бахрейне существовал самый настоящий конфессиональный апартеид в отношении шиитов, составлявших почти 80% населения:
- из 572 государственных должностей шииты занимали 101 (18%);
- из 47 министерских портфелей шиитам принадлежало 10 (21%);
- из 68 заместителей министра шиитов было 7 (11%);
- из 47 помощников министров шиитов 10 (21%).
Состав Королевского суда, национальной гвардии, службы национальной безопасности и службы информации CIO (разведка) формировались только и исключительно из суннитов, в армии и МВД шиитов было 3%. А в "гражданских" министерствах, где ограничения по конфессиональной принадлежности были менее жестки (Министерство общественных работ и жилищного строительства, Министерство здравоохранения) официально существовали ограничения при назначении шиитов на руководящие должности.
Даже это представительство шиитов воспринимается как угроза существующему строю и признак "стремления шиитов к захвату власти", как было сформулировано в докладе местного "эксперта" Низара Мухаммеда Саида аль-Ани "Scenarios to improve the general situation of the Sunni sect in Bahrain", своеобразного "протокола шиитских мудрецов", публикация которого наделала в Бахрейне столько шума, что власти вынуждены были отправить "эксперта-конспиролога и борца с шиитской угрозой" аль-Ани в Великобританию на непыльную культурно-дипломатическую работу, от греха подальше. Отправить-то они его отправили, но в принятых в это же время государственных программах "Bahrains National Youth Strategy" и "Bahrains National Employment Project" были предусмотрены мероприятия по ограничению экономических возможностей шиитской общины и по предоставлению финансовых льгот суннитам, вплоть до специальной подпрограммы материальной поддержки молодых суннитов, берущих в жены более одной женщины. Когда почти 80% населения страны являются гражданами "второго сорта", никакого внешнего влияния для волнений не нужно, достаточно местных "эффективных менеджеров" во власти, тупостью и высокомерием ставящих страну на грань гражданской войны.
Мифическая "рука Тегерана": за три года – ни одного доказательства
Но признать свою несостоятельность правящая верхушка монархий Персидского залива ни за что не согласится, и с первых дней волнений в Бахрейне начал раздуваться миф о "руке Тегерана", стоявшего, якобы, за массовыми выступлениями. Ровно три года назад король Бахрейна Хамад аль-Халифа отправил в ООН специальный доклад, в котором обвинил Иран в "подстрекательстве к насилию в стране", и пообещал предоставить доказательства о "вопиющих фактах иранского участия в подготовке террористов". В соответствии с поговоркой про то, что "обещанного три года ждут", доказательств как не было, так и нет, а вместо них подбрасываются некие версии и подозрения, ничего, кроме скептицизма у специалистов не вызывающие.
Заявления аль-Халифа напрочь опровергались фактами. Такими, например, что самого начала событий бахрейнская оппозиция открыто заявила о том, что не намерена свергать короля, а целью и главным требованием манифестантов являлось отстранение от должности погрязшего в коррупции премьера Бахрейна Халифа бен Салмана Аль Халифа (дяди короля, занимающего этот пост уже сорок лет) и всего кабинета министров. Также оппозиция требовала предоставления больших прав шиитам, усиления борьбы с коррупцией и проведения внеочередных парламентских выборов, а не того политического фарса, который имел место в 2010 году, − когда в ходе выборов стало ясно, что большинство мест правящей суннитской коалиции в парламенте по итогам выборов "не светит", правительство объявило о "раскрытии" шиитского шпионского заговора в пользу Ирана и запретила предвыборную деятельность всех кандидатов-шиитов. Заявления СМИ Запада и монархий Персидского залива о "причастности Ирана к событиям в Бахрейне" на фоне этих требований звучали откровенно лживо, но кого это смущало, если появилась возможность еще раз плеснуть масла в костер иранофобии?
Миф о "руке Тегерана" был тут же подхвачен в Саудовской Аравии и Кувейте, тут же организовавшим ряд "показательных процессов" над гражданами собственных стран, которым были предъявлены обвинения в подрывной и шпионской деятельности в пользу Ирана. Но вновь загвоздка – в шпионаже-то они, пусть и с откровенными нелепостями и домыслами, сознавались, но вот доказать связь обвиняемых с террористической деятельностью так и не удалось. Как не удалось доказать и то, что "террористы" в Кувейте, Саудовской Аравии и Бахрейне проходили подготовку "в лагерях шиитской Хизбаллы, в центрах Корпуса стражей исламской революции в Иране и на тренировочных базах шиитских боевиков в иракской Кербеле".
Все, что до сих пор предъявлялось спецслужбами стран Персидского залива как "доказательства подрывной и террористической деятельности Ирана", носит откровенно надуманный характер, но никак не повлияло на то, что Вашингтон одобрил фактическую оккупацию Бахрейна силами безопасности Саудовской Аравии и контингента полицейских сил из других стран Залива. И не просто одобрил, но и приложил все усилия, чтобы правда о массовых репрессиях, пытках и бессудных казнях в сегодняшнем Бахрейне не стала достоянием гласности и темой публикаций западных СМИ.
Белый дом: для ублажения союзника о демократии можно забыть
В дни, когда саудиты входили в Бахрейн, немецкая Die Welt писала: "Саудовский король защищает свою власть в соседнем Бахрейне: Именно этого и стараются не допустить саудовцы, которые предпочли оккупировать Бахрейн, чтобы предотвратить реформы, требуемые шиитскими мятежниками. Ведь эти реформы неизбежно повлияли бы и на шиитское меньшинство в Саудовской Аравии. Более того, возник бы вопрос о законности и полномочиях саудовской династии. Саудовский король еще как-то смирился с революциями в Тунисе и Египте, но терпеть такое у себя по соседству он не собирается. У власти в Бахрейне должны по-прежнему оставаться суннитские автократы. Как и в самой Саудовской Аравии. Двойная мораль саудовцев слишком очевидна".
В ходе событий в Бахрейне саудовский король пообещал отрезать руки любому, кто замахнется на установившуюся форму правления и существующий порядок вещей в зоне Персидского залива. Не стабильность в стране, не закон и порядок защищает в Бахрейне полицейский контингент стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а именно интересы саудовской династии и феодальный порядок вещей, при котором "один монарх – одна вера – и никакой демократии". И эта позиция пользуется полной поддержкой Вашингтона. Разговоры о демократии – это для наивных обывателей, в реальности же:
- на территории Бахрейна находится база Пятого флота, на расширение которой из бюджета США в 2009-2013 году было выделено $980 миллионов;
- с территории Бахрейна осуществляется авиационное и радиослежение за территорией Ирана;
- через Ормузский пролив, ключом к которому является Бахрейн, проходит каждый пятый галлон потребляемой в мире нефти.
Утрата контроля над Бахрейном означает утрату контроля над Персидским заливом (кстати, уступая стремлению США обустроить свое пребывание в Бахрейне наиболее комфортно, власти Бахрейна, единственные из стран Персидского залива, разрешили открытую продажу алкоголя). А потому США кровно заинтересованы в стабильности правящего режима, что еще раз подтвердил Обама на встрече с саудовским королем Абдаллой. И не просто подтвердил. В недрах американских спецслужб появился и уже активно обсуждается в политических коридорах Вашингтона проект расширения сотрудничества американских спецслужб с аналогичными ведомствами монархий Персидского залива в деле противостояния "шиитской экспансии и расширению иранского влияния". Антииранское содержание диалога Обамы и Абдаллы было главным в недавнем визите, и теперь новые договоренности США и Саудитов реализуются на уровне практических шагов, некоторые из которых вошли в представленный спецслужбами документ. Речь в нем идет о необходимости:
- увеличения интенсивности обмена разведывательной информацией;
- о финансировании программ подготовки местных служб береговой и пограничной охраны;
- о сотрудничестве в области кибербезопасности и, разумеется,
- о финансировании программы совместных действий сил специальных операций США и Саудовской Аравии в борьбе с шиитскими повстанцами в Йемене;
- но, главное, о создании единого органа, координирующего деятельность разведок монархий Персидского залива со спецслужбами США.
Причем, как утверждают эксперты, проект уже получил предварительное одобрение у членов ССАГПЗ, включая Эмираты, Кувейт, Катар и Саудитов, а значит – и их одобрение на финансирование нового этапа "шпионских игр". Какие уж тут вопросы демократии и прав человека, коли речь зашла о деньгах и расширении стратегического партнерства?
********
Миролюбивая риторика королей, эмиров и султанов Персидского залива в отношении Тегерана стоит недорого. Не дороже красивых слов их партнера, Барака Обамы, заявившего во время Национального молитвенного завтрака 6 февраля 2014: "право каждого человека свободно исповедовать свою религию" является ключевым "для сохранения достоинства человека", и что "продвижение свободы вероисповедания является основной целью внешней политики США". Но к Ирану и шиитам Персидского залива все это никакого отношения не имеет.
|