Во время подготовки Крыма к присоединению к России и после него злопыхатели усиленно заверяли, что присоединение Крыма к России – пустая трата средств, мол, мы получим очередной дотационный регион с полностью развалившейся промышленностью и "совковыми курортами", неспособный прокормить себя. Крымчане с этим в корне не согласны, а представители промпредприятий уже готовы доказать, что пришли "не с пустыми руками". Одним из таких предприятий стал Феодосийский оптический завод, руководитель которого написал письмо на имя главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова с просьбой рассмотреть возможность интегрироваться в состав "легендарного Уралвагонзавода", возглавляемого Олегом Сиенко. Представители корпорации говорят, что пока не слышали об этом предложении, однако такое заявление со стороны одного из стратегических предприятий бывшей Украины, как минимум, заслуживает особого внимания. Подробности – в материале Накануне.RU.
Еще накануне референдума представители Феодосийского казенного оптического завода горячо поддержали возможность присоединения к России, поскольку это событие может дать серьезный импульс развития для предприятий ВПК Крыма, и в первую очередь, самой Феодосии.
"Крым сегодня – первая ласточка, заявившая о своем самоопределении. Восток и Юг Украины вскоре так же остро будут ставить вопрос о нахождении в составе нынешней Украины. Наш город, как город предприятий ВПК, думаю, скоро почувствует свежий ветер перемен. Поднимутся заводы, появятся рабочие места. И Феодосия станет показательной площадкой для всего хорошего, что может произойти с Крымом после возвращения в Россию", – заявил еще 12 марта на встрече с коллективом оптического завода глава Феодосии Дмитрий Щепетков.
Уже через несколько дней в Крыму состоялся референдум, результат которого был совершенно предсказуем. И теперь представители крымских предприятий озадачились вопросом интеграции в российские промышленные цепочки.
Как сообщает пресс-служба оптического завода, гендиректор предприятия Александр Литвиненко написал письмо на имя главы Минпромторга России Дениса Мантурова, в котором предлагает загрузить мощности предприятия госзаказом на $15 млн.
"Коллектив нашего завода возвращается домой, в Россию, не с пустыми руками. Наш завод в 2017 году будет отмечать 50-летний юбилей. И создан он Приказом Министра оборонной промышленности СССР №214 от 04.04.1967 года. Коллектив славится своими достижениями всегда. После развала СССР Феодосийский оптический завод поддерживал производственные и договорные отношения с российскими предприятиями ФГУП "Уралвагонзавод", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", КБМ, г. Коломна, ОАО "Лыткаринский завод оптического стекла", ОАО "Казанский оптико-механический завод" и другими. С 2012 года начались наши контакты с Арзамасским машиностроительным заводом", – перечисляются контакты с российскими предприятиями ВПК в обращении.
Далее в письме оборонщиков отмечаются достижения завода за постсоветский период, особенно подчеркиваются те контракты, которые были выполнены с российскими предприятиями. В частности, блоки для лазерных систем прицеливания для танков, которые в России выпускает вологодский оптико-механический завод, прожекторы для омского КБ "Трансмаш", системы оптико-электронного противодействия для бронетехники, системы управления огнем, лазерные приборы разведки и т.д.
Учитывая, что практически вся украинская бронетехника базируется на советской основе, то значительная часть продукции унифицирована для танков российского производства, в том числе это модернизированные Т-72 и Т-90. Кроме того, руководитель завода обращает внимание, что все эти годы не прекращались опытно-конструкторские работы, благодаря которым были достигнуты очень высокие результаты.
"Вслед за Германией и Израилем на Феодосийском оптическом заводе разработана, испытана и изготовлена первая промышленная партия наблюдательных приборов ТНПО-115, что на наш взгляд, является прорывным достижением, так как затраты на изготовление оптических деталей при зеркальном принципе в 10 раз ниже призменного, а ремонтопригодность 100% при сохранении всех ТТХ призменных приборов наблюдения. О прорывной технологии производства зеркальных приборов наблюдения типа ТНП, ТНПО в особый мобилизационный период можно говорить только в превосходной степени", – говорится в письме.
"Феодосийские оптики делали все возможное и невозможное, чтобы сохранить индустриальный потенциал страны. В дикой нищете и жесточайшем безденежье нам удалось со времени успешного украинского Пакистанского танкового контракта (1997-2000 гг.) нарастить долю своей продукции в современном украинском танке "Оплот" в 25 раз(!) по сравнению с Т80УД. 2013 год наш завод завершил с темпами роста более чем в 400%. У нас нет долгов по зарплате и выплатам в социальные фонды. Наше предприятие успешно выполнило контракт на поставку спецтехники в адрес ОАО "НПК "Уралвагонзавод", в марте мы завершаем контракт на поставку продукции в адрес ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", а КБ транспортного машиностроения Омска подписали с заводом контракт на $374 тыс.", – подчеркивает руководитель предприятия.
Литвиненко обращает внимание на то, что в случае "недружественных шагов" со стороны украинских властей завод может потерять многомиллионный контракт с Харьковским заводом им. Малышева (основной производитель украинской бронетехники), но российские контракты способны перекрыть эти потери.
"Мы просим у Вас заказов, контрактов и инвестиций не из милости, а ради творческого, вдохновенного, созидательного труда для создания сложных наукоемких комплексов специального и гражданского назначения. Мы более 8100 дней и ночей мечтали о такой стабильной, творческой, напряженной работе. И еще мы просим Вас, по завершению процедуры возврата Крыма в состав Российской Федерации, рассмотреть возможность включения Феодосийского оптического завода в состав легендарного "Уралвагонзавода", – завершается обращение довольно нетривиальным предложением.
Стоит отметить, что значимость этого завода в свое время оценили и украинские власти. В 2004 году правительство Украины присвоило оптическому заводу статус предприятия, имеющего стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Помимо продукции военного назначения, завод производит и гражданскую продукцию – телескопы, геодезическую технику, объективы, системы наблюдения и т.д.
При этом, для Феодосии оптический завод – отнюдь не единственное предприятие, которое могло бы заинтересовать российскую оборонку. По некоторым данным, в советское время до 57% населения города трудилось в сфере ВПК – здесь, например, находились уникальные судостроительные заводы – ОАО ФСК "Море", где производились катера на подводных крыльях и воздушных подушках, в том числе и военного назначения, и КТБ "Судокомпозит", занимающееся внедрением в судостроение композитных материалов. Даже в сложные для украинской армии времена, "Море" выпускало десантные корабли на воздушной подушке, которые шли, в том числе, на экспорт.
Российские эксперты, в свою очередь, призывают не спешить и не делать скоропалительных выводов и оценок.
"Первое, что нужно сделать в этой сфере – провести полную инвентаризацию этих предприятий. Только после того, как это будет сделано, а это дело не одного и не двух дней, можно будет говорить предметно о том, насколько изношены фонды, насколько современное оборудование, какие инвестиции могут понадобиться для модернизации предприятий и будут ли в них заинтересованы такие госкорпорации, как "Уралвагонзавод", – разъяснил Накануне.RU военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Гендиректор корпорации "УВЗ" Олег Сиенко, как утверждают в его пресс-службе, пока не знает о предложении крымских оборонщиков
В самой корпорации пока не смогли прокомментировать информацию о возможной интеграции крымского предприятия.
Заместитель генерального директора корпорации по связям со СМИ Алексей Жарич сообщил Накануне.RU, что еще не слышал о такой инициативе феодосийского завода.
Любопытно, что уральские предприниматели уже задумались о том, как заместить импорт с мятежной Украины. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на недавнем заседании совета главных конструкторов Свердловской области отметил, что "в непростых экономических и политических условиях необходимо активизировать работу по импортозамещению и развитию внутренних коопераций". Это позволит обеспечить устойчивое поступательное развитие производства, выпускать современную высокотехнологичную продукцию и не зависеть от поставок из других государств.
В настоящее время комплектующие производства украинских организаций используются в продукции многих предприятий Свердловской области, выпускающих продукцию для нужд оборонной отрасли: ОАО "Уральский завод гражданской авиации", ОАО "Каменск-Уральский литейный завод", ОАО "Уральский оптико-механический завод", ФГУП "Производственное объединение "Октябрь", ФГУП "НПО автоматики", ООО "Уральский дизель-моторный завод" и других.
Несмотря на это, в регионе есть предпосылки и уникальный опыт по развитию внутриобластной кооперации, который пригодится в выстраивании дальнейшей работы в этом направлении. Уже упомянутый "Уралвагонзавод", например, сотрудничает более, чем с сотней свердловских предприятий.
Учитывая, что большинство кооперационных связей предприятий ВПК Украины ориентированы на сотрудничество с Россией, то процесс импортозамещения больно ударит по их экспортной части, тогда как майданное украинское государство, при нынешних условиях, вероятно, вообще неспособно на создание и финансирование оборонзаказа. На этом фоне, можно сказать, что крымские оборонщики просто вытянули счастливый билет – хуже точно не будет. Если же российское Минобороны сочтет возможным разместить в Крыму часть программы ГОЗ, то это, без сомнения, ощутимо отразится и на уровне занятости региона, и на поступлении налогов, и на повышении уровня жизни в целом. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|