Более пристальный взгляд на претензии Москвы в северных морях
Ури Фридман (Uri Friedman)
В середине марта, примерно в тот момент, когда Россия аннексировала Крым, российские чиновники объявили о еще одном территориальном захвате. Речь идет о 52 тысячах квадратных километров в Охотском море, об участке Тихого океана, где, по некоторым данным, находятся богатые месторождения нефти и газа. Комиссия ООН признала эти морские территории частью континентального шельфа России, как гордо сообщил российский министр природных ресурсов и экологии, и это решение только лишь усилит настойчивость территориальных притязаний России в Арктике, которые она уже успела изложить перед этой же комиссией.
Спустя 15 лет регулярных обращений с прошениями, Охотское море, наконец стало, российским.
Хотя российские чиновники несколько поторопились. Технически комиссия ООН одобрила рекомендации России, касающиеся внешних границ ее континентального шельфа, и только тогда, когда Россия начнет действовать в соответствии с этими рекомендациями, ее контроль над Охотским морем станет окончательным и обязательственным.
Тем не менее, эти технические детали не должны затмевать собой более важный момент: Россия пытается реализовать свои территориальные амбиции не только на Украине и в бывших республиках Советского Союза. Она проявляет особую активность у Полярного круга, и до настоящего момента ее действия способствовали международному сотрудничеству, а вовсе не развитию конфликтов.
Однако крымский кризис все усложнил. Вспомните словам Хиллари Клинтон, которая на прошлой неделе призвала Канаду и США сформировать «общий фронт» в ответ на «агрессивное повторное открытие российских военных баз» в Арктике. Или сложности, с которыми американские чиновники сталкиваются в процессе разработки санкций против России, которые не должны отразиться на западных нефтяных компаниях, таких как Exxon Mobil, занятых в совместных с российскими компаниями проектах по поиску нефти и газа в российской части Арктики.
На этой неделе издание The Wall Street Journal сообщило об американских военно-морских учениях, спланированных еще до начала кризиса на Украине, которые включали в себя инсценировку нанесения удара по российской подводной лодке. Теперь США отменили проведение совместных с Россией военно-морских учений в этом регионе и приостановили реализацию некоторых других проектов.
На этой неделе американский Совет по международным отношениям опубликовал чрезвычайно полезное руководство по соперничеству между различными странами за использование морских коммуникаций и энергетических ресурсов, которые могут быть обнаружены в процессе таяния арктического льда. Главными игроками являются те государства, которые имеют арктические береговые линии: Канада, Дания (Гренландия), Норвегия, Россия, США (Аляска), а также, в несколько меньшем объеме, Финляндия, Исландия и Швеция. Эти государства пришли к соглашению о необходимости совместной работы для решения вопросов территориального и экологического характера. Однако некоторые проблемы так и остались нерешенными, в том числе нежелание Америки признавать обоснованность претензий России на те участки Северного морского пути, которые располагаются над Сибирью.
«Сейчас довольно мало стран, которые были бы так же заинтересованы в инвестициях в Арктику, как Россия, чья экономика и федеральный бюджет во многом зависят от углеводородов, — пишут эксперты Совета по международным отношениям. — Из почти 60 крупных месторождения нефти и природного газа, обнаруженных в Арктике, 43 находятся на территории России, 11 — на территории Канады, шесть — Аляски и одно — Норвегии, по данным доклада Министерства энергетики США 2009 года».
«Россия, единственное государство, имеющее арктическую береговую линию и не входящее в состав НАТО, сделала наращивание военного потенциала в Арктике своим стратегическим приоритетом и занялась восстановлением аэродромов и портов, построенных в советские времена, и сосредоточением там боевых единиц военно-морского флота, — говорится в этом руководстве. — В конце 2013 года президент Владимир Путин распорядился, чтобы военное руководство обратило пристальное внимание на Арктику, добавив, что России необходимы «все инструменты защиты ее безопасности и национальных интересов там». Он также отдал приказ о создании нового стратегического военного командования в российской Арктике к концу 2014 года».
В конце концов, удивительное международное сотрудничество, которое мы наблюдали на Северном полюсе, может продолжиться даже несмотря на кризис на Украине. На этой неделе, к примеру, правительственные чиновники из восьми государств-членов Арктического совета, в том числе России и США, собрались на саммит в Канаде. «В течение последнего десятилетия Россия очень охотно шла на сотрудничество по Арктике, — отметил профессор международного права Майкл Байерс (Michael Byers) в интервью The Canadian Press, — возможно, потому что они поняли, насколько более дорогостоящим может оказаться иной подход, особенно подход, предполагающий милитаризацию».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 28
Рейтинг поста: