К вопросам межтопливной конкуренции при выработке электроэнергии (сейчас, фактически, это конкуренция «уголь — газ») мы периодически обращаемся в наших комментариях. Этот сюжет актуален и в ЕС, и уже в Китае, да и в России. Но сейчас предлагаем (для начала) обсудить его развитие в США. Такая, казалось бы, далёкая нам проблема интересна по нескольким причинам.
Во-первых, в наличии достаточные объёмы данных, предоставляемые американскими статведомствами и СМИ (ведь по Китаю, к примеру, таких данных даже не в разы, а на порядки меньше). А американская экономика, нужно признать, очень быстро перенастраивается под рыночные условия. Это делает её интересным объектом для наблюдения с тем, чтобы в будущем сделанные выводы можно было распространить и на другие регионы, где пока подробный анализ затруднён. Разумеется, со всеми оговорками. Американский энергорынок — это фактически интересный объект, если хотите, модельный, для наблюдения.
Кроме того, избыток угля на рынке уже привёл к росту экспорта этого топлива из США. Ведь экспортировать уголь проще, чем газ. Об угольном «шлейфе» американской сланцевой революции в виде дешёвого угля на европейском рынке уже не говорил только ленивый. Как изменится ситуация в дальнейшем?
США: ужесточение правил на вредные выбросы
От общего к частному. Наверное, многие уже обращали внимание на противоречие. С одной стороны, Китай объективно задыхается от смога и намерен переводить свои электростанции на газ. С другой стороны, сохраняются планы по росту потребления угля, хотя и не такому стремительному, как ранее. Как может быть разрешено это противоречие? Скорей всего, ответ связан с двумя факторами — это качество самих углей, а также качество фильтров, задерживающих вредные выбросы. А теперь наконец-то обратимся к американскому опыту.
Уже к апрелю 2015 года в США в действие вступают новые, более жёсткие правила по выбросам ртути, токсичных металлов и кислотных оксидов (то есть SOx, NOx). Чтобы соответствовать новым требованиям, некоторым американским ТЭС можно: 1) закрыться; 2) поставить фильтры, которые также бывают разного качества; 3) использовать более качественный уголь. Конкретное решение будет приниматься по каждой станции с учётом всех деталей.
Но уже прогнозируется, что в ближайшие годы около 60 ГВт (из суммарных 310 ГВт) мощностей американских угольных станций будет закрыто. Этот процесс уже начался, и пик его придётся на 2015–2016 годы.
При этом в Соединённых Штатах нормативы уже давно строже, чем китайские. Но и сейчас подобные проблемы остаются (напомним, здесь 40% электроэнергии вырабатывается с помощью угольных ТЭС). Свыше трети от вырабатываемой на угле электроэнергии получается на ТЭС без всяких фильтров. И хотя на таких электростанциях специально используется уголь с минимальным содержанием серы, именно такие ТЭС ответственны за большую часть выбросов SO2.
В контексте межтопливной конкуренции «газ — уголь» ужесточение экологических норм означает, что газовая генерация будет выигрывать рынок у угольной даже при большей (чем сейчас) цене газа. Сейчас точка равновесия находится, как считается, при цене газа около 5–6 долл. за млн БТЕ. То есть при меньшей стоимости газа (что мы видели в США до недавнего времени) угольные ТЭС начинают проигрывать газовой генерации. Но при цене газа 6 долл. за млн БТЕ (как считается — это целевая цена, оправдывающая среднюю себестоимость сланцевой добычи) угольная генерация вновь стала бы выгодной. Но новые правила по выбросам, которые начнут действовать с 2015 года, как представляется, сдвинут пороговое значение цены на газ в сторону увеличения (при допущении, что стоимость угля — постоянна).
В этом контексте показателен пример угольной электростанции Spiritwood в Северной Дакоте. ТЭС стоимостью почти полмиллиарда долларов была достроена несколько лет назад и закрылась (по планам как раз до 2015 года) практически сразу после окончания строительства и проведения тестовых пусков из-за высокой цены электроэнергии. Что, в свою очередь, было связано с серьёзным уровнем технологических решений в области экологии.
США: внутренний спрос на уголь снизится, но экспорт не вырастет
Но дороже 6 долл. за млн БТЕ газ в США пока не будет, а значит, он продолжит отвоёвывать долю на рынке электрогенерации, создавая дополнительный спрос на этот вид топлива в США. Что, в свою очередь, вновь ставит под вопрос перспективы масштабного экспорта сжиженного природного газа из США.
При этом новая волна замещения по линии «газ — уголь» не означает, что США будут активно экспортировать освобождающийся уголь. Согласно прогнозу, в ближайшие годы экспорт угля из США будет снижаться. Да и до настоящего времени большая часть экспортируемого из США угля — это металлургический уголь, а на энергетические угли приходится всего около 40 млн тонн.
Возможно, реальный экспорт снизится ещё сильнее. Ведь в США всё чаще слышны протесты против экспорта угля. Причин тому несколько. Во-первых, и добыча, и транспортировка углей сопряжены с ухудшением экологии — угольная пыль распространяется даже по пути следования вагонов с углём. И американцы задаются вопросом — нужно ли им с этим всем связываться, чтобы потом относительно дёшево продавать всё это в Азию. Тем более что в структуре цены угля высоки расходы на доставку, то есть за ресурс на месте добычи производители получат совсем немного. Во-вторых, хотя суммарные запасы угля в США велики, по качеству они неоднородны. А на экспорт уходит в первую очередь качественный уголь (это связано опять-таки с затратами на транспортировку — возить через океан золу никому не хочется), который американцы хотели бы оставить себе на будущее. Ну и себестоимость добычи потихоньку растёт. И если США будут сейчас экспортировать наиболее дешёвые в добыче угли, то что останется им самим? Словом, ситуация, очень схожая с дискуссиями о газовом экспорте.
Китай: ожидается запрет на импорт низкокачественных углей
А теперь, учитывая вышесказанное, вернёмся к Китаю. В явном виде межтопливная конкуренция «уголь — газ» в Китае пока неочевидна. Ведь цена на газ в Китае будет намного больше, чем 6 долл. за млн БТЕ, скорее ближе к 15 долл., если говорить об импортном топливе. Правда, и цены на уголь в Китае повыше. Мы уже писали, что теоретически Китаю проще заняться установкой фильтров, чем наращивать долю газа в генерации. Почему этого не происходит? На практике проблема, скорей всего, заключается в том, что дешёвый в добыче и качественный уголь в среднесрочной перспективе закончится и вопрос газовой генерации возникнет вновь. А значит, проще уже сейчас увеличивать долю газа в выработке электроэнергии. Про массовую установку фильтров в Китае пока новостей не поступает, но сейчас, похоже, Китай делает ещё один шаг к борьбе с угольным загрязнением. А именно — готовится установить ограничения по качеству углей как для внутренней добычи, так и для импортных углей.
Итак, согласно неофициальным данным, со дня на день ожидается решение, запрещающее импорт низкокачественных углей. А именно — с содержанием серы свыше 1% или зольностью выше 20%, а также с удельной теплотой сгорания (NAR) ниже 3941 ккал/кг. Для угля собственной добычи правила чуть менее жёсткие — серы не более 2%, зольность — не выше 30%; правда, по удельной теплоте сгорания правила ожидаются даже более строгие (4300 ккал/кг).
Источник: Однако.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
С языка сняли )))
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментария 2183
Рейтинг поста: