После решения крымчан и севастопольцев о вхождении этих регионов в состав России и после принятия решения о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ уже российской стороной, серьёзное внимание нацелено на другие территории бывшего СССР, в свою очередь не желающие находиться под юрисдикцией центральных властей того государства, в которое они административно и географически входят. Одна из таких территорий – Приднестровская Молдавская Республика.
18 марта стало известно о том, что спикер приднестровского парламента Михаил Бурла официально обратился к своему российскому коллеге (спикеру Госдумы) Сергею Нарышкину с предложением рассмотреть возможность включения ПМР в состав Российской Федерации по образу и подобию Крыма и Севастополя на основе будущих изменений в российском законодательстве. Обращение Михаила Бурла в Приднестровье связывают с теми законодательными новшествами России, согласно которым в состав РФ на правах новых субъектов можно принимать территории иных государств в особых случаях: например, если центральные власти нелегитимны или эти власти не эффективны… Здесь нужно напомнить, что именно такую трактовку законопроекта предложили депутаты от «Справедливой России». Правда, одно дело трактовка, а другое дело – итоговый закон, который только готовится к принятию.
[AD]Особо нужно отметить, что в 2006 году в Приднестровской Молдавской Республике проходил собственный референдум, по результатам которого на вопрос «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» проголосовало 98,08% при явке 78,55%. Кроме того, о своей независимости от Молдавской ССР Приднестровье объявляло ещё в 1990 году, после чего начался кровопролитный конфликт, который сегодня удаётся гасить не без помощи российских миротворцев.
Получается, что вроде бы все предпосылки для вхождения Приднестровской Молдавской Республики в состав РФ есть: волеизъявление граждан, официальное обращение властей о такой возможности, наличие крымского прецедента. Однако в приднестровском случае ситуация всё же однозначной не является, и причин такой неоднозначности несколько.
На территории ПМР из примерно 510 тысяч жителей около 200 тысяч человек имеют российское гражданство, а 160 тысяч являются этническими русскими. Но…
Главная причина возможных сложностей, связанных с гипотетическим вхождением ПМР в состав РФ связана с тем, что на сегодняшний день Молдавия и Украина с политической точки зрения – это совсем разные страны. Украина – это яркий пример государства без государственной власти, в котором не соблюдаются даже элементарные конституционные нормы. Сегодняшняя Украина – это совокупность территорий при наличии псевдовластей в центре, которые не контролируют ход политического процесса.
В Молдавии ситуация принципиально иная с юридической точки зрения. В Кишинёве, который заявляет о правах на Приднестровье, наличествуют легитимные власти. И эта легитимность вряд ли подвергается сомнению. Да, пусть это лица, многие из которых без зазрения совести высказываются за скорейшее вхождение в состав Евросоюза хотя бы на уровне румынской провинции, но всё же это не отменяет факт их легитимного избрания и легитимной работы на своих постах. Они могут не вызывать симпатий в России (а симпатий в России у подавляющего большинства граждан, смею предположить, они и не вызывают), но на одних симпатиях или антипатиях международную политику не построишь. Заранее принося извинения за некоторый перефраз известного высказывания американского президента, получается что-то вроде: они конечно сукины сыны, но они легитимные сукины сыны…
Тогда встаёт вопрос о том, что в законопроекте от упомянутых справороссов есть кое-что об эффективности центральных государственных властей. Но тут опять загвоздка: кто именно и по каким лекалам станет определять эффективность властей того или иного иностранного государства? Если исходить из чисто субъективных позиций среднестатистического россиянина, то можно говорить, что сегодня, по меньшей мере, в половине государств мира власти, мягко говоря, малоэффективны. Но в том и дело, что эта позиция субъективна. С нашей точки зрения – они «никакие», с точки зрения граждан этой страны – власти «очень даже ничего»... Вот и пойди-найди формулу, по которой кто-то эффективен, а кто-то – нет.
Совсем другое дело, если вообще выводить за скобки молдавские власти как таковые, а вспомнить о том, что Приднестровская Молдавская Республика на основании прозрачного референдума заявила о собственной независимости, а до проведения референдума (в упомянутом 1990 году приняла декларацию независимости). Кстати, независимость ПМР является частично признанной. На сегодняшний день ПМР как полноправное суверенное государство признали Абхазия и Южная Осетия. Россия вроде бы официальное независимый статус Приднестровской Молдавской Республики не признаёт, но если признаёт независимость самих Абхазии и Южной Осетии, то, как говорится, есть, над чем подумать… А если есть над чем подумать, то здесь вариант один – политическая воля при наличии здравого смысла и всех видов целесообразности, начиная с территориальной. И теперь несколько слов именно о целесообразности, причём о целесообразности для самих же приднестровцев.
Уже сегодня, судя по сообщениям, приходящим из Тирасполя, ПМР оказалась в состоянии частичной блокады со стороны Украины. По этому поводу высказался и вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, который является спецпредставителем президента РФ по Приднестровью:
По сути дела, Украина сегодня объявила блокаду Приднестровью. На сегодня перекрыта граница между Украиной и Приднестровьем для всех мужчин от 18 до 65 лет с российским гражданством. Это, по сути дела, грубейшее нарушение статуса Украины в качестве участника переговорного процесса в качестве гаранта миротворчества. Изоляция Приднестровья с таким количеством российских граждан - там 200 тыс. граждан России и 70 тыс. граждан Украины. О чем думает Украина? Совершенно не понятно
– передаёт слова Рогозина
ИТАР-ТАСС.
Можно предположить, что самозваные украинские власти таким образом «мстят» России за Крым, но в конечном итоге страдают именно рядовые приднестровцы. Как можно предположить и то, что если сегодня Россия примет в свой состав ПМР, то жителям республики на данном этапе от такого решения вряд ли будет лучше. Главная причина в том, что ПМР территориально зажата между Молдавией и Украиной. При всём желании к тесной интеграции сегодняшние условия, и это печально, таковы, что тут России либо придётся решаться на танковый марш-бросок через украинские территории для «прорубания коридора» до Тирасполя (что, конечно же, может присниться только в кошмарном сне), либо настроиться на куда более прагматичные позиции. Без политического диалога с Украиной решить вопрос с Приднестровьем крайне сложно. Но вот весь вопрос в том, с кем именно на Украине такой диалог вести? С киевскими самозванцами, что ли?..
В этой связи крайне интересной представляется ситуация на юге и востоке Украины. Если нынешняя украинская «власть» продолжит свою деструктивную работу или, что ещё хуже, сменится откровенными экстремистами из того же «Правого сектора» (а предпосылки к тому сегодня имеются), и если Запад продолжит потворствовать тем, кого они выбрали своими ставленниками в Киеве, то Приднестровью полноценной интеграции с РФ долго ждать не придётся… Юг и восток Украины и сами вполне могут превратиться если не в независимое государство, то уж, по меньшей мере, во вполне самостоятельные субъекты новой федерализованной Украины, которые и смогут сами решать, с кем и на каких условиях вести сотрудничество. Если же ситуация на Украине успокоится, и во власти после 25 мая окажутся вполне адекватные люди (во что, честно говоря, слабо верится в свете новой украинской риторики), то и преград (по меньшей мере территориальных) для интеграции ПМР с Россией не станет.
В общем, есть мнение, что сегодня всё зависит не столько даже от жёсткости России, сколько от поведения Запада, Украины и Молдавии. Если кто-то из этой «тройки» начнёт пристёгивать к рукам накладные бицепсы и демонстрировать их Москве, то никакие территориальные препоны не помешают ПМР войти в состав Российской Федерации (в конце концов, с сообщением «материковой» части России с Калининградской областью тоже есть проблемы, если литовцы начинают «валять ваньку», но это же факта нахождения региона в составе РФ не отменяет).
Стоит ли считать угрозой в адрес РФ заявление президента Молдавии Тимофти:
Любая попытка самопровозглашенной республики Приднестровье последовать примеру Крыма и присоединиться к России будет ошибкой.
Ну, на демонстрацию даже накладных бицепсов явно не тянет, скорее походит на писк, обозначающий факт присутствия, чтобы мимоходом не раздавили… Да и Запад, понимая, что Россию сегодня лучше не провоцировать, тоже насколько это возможно сдержан, посверкивая бегающими глазёнками и наблюдая за ходом событий из глубокой норы после своего знатного фиаско с Крымом...