Начало XXI ознаменовалось целым рядом концептуальных понятий: «глобализация», «столкновение цивилизаций», «противостояние Восток-Запад»… Затем термины наполнились более конкретным содержанием. Например, «новый интервенционизм» обозначил военные операции США в Ираке и Афганистане или Австралии на Соломоновых Островах в середине 2000-х гг. с целью захвата экономических и политических ресурсов «терпящих бедствие» государств (т.н. «troubled states»).
Потом последовали «оранжевые», «бархатные» и «шафрановые» революции, недавняя «арабская весна», наконец, — вовлеченность в которые приписывалась всемогущим США.
Но все эти определения относятся к политике Запада. А сегодня рисуется иная картина, автор которой – Китай, уверенно проводящий политику глобальной экспансии, используя стимулы, ранее не применявшиеся в западной практике. Западные демократии основывают понятие силы, прежде всего, на военной мощи, а «недемократичный» Китай – на тонких, скорее дружественных отношениях с государством-мишенью. Несколько лет безмолвного созерцания действий Поднебесной вдохнуло новую жизнь в концепцию «мягкой силы», рожденную в стенах Гарварда еще в 1990-х гг. для описания мирных способов захвата страной-охотником «командных высот» в экономике и политике государства-мишени.
На простом примере непростых отношений Китая и маленького южнотихоокеанского государства Тонга можно проследить, каким образом мишень сама попадает в сети охотника. В целом, Южнотихоокеанский регион (ЮТР) с 13 небольшими островными странами-членами ООН (включая Тонга) стал прекрасной возможностью для Пекина в полной мере протестировать свою «мягкую силу» перед началом наступления на более крупные и развитые государства. В действительности, наступление уже происходит, но пока мало кто догадывается, к каким результатам оно приведет в не столь отдаленном будущем.
Тонга, 100-тысячное население которого получило независимость от Великобритании в 1970 г., предпочтя монархическую форму правления и официальное название «Королевство Тонга», сохранило тесные связи с Австралией и Новой Зеландией, которые поспособствовали вступлению этой крошечной страны в ООН в 1999 г. (вместе с 11-тысячным Науру и 100-тысячным Кирибати). Новые участники ООН тут же начали голосовать на стороне Австралии: в частности, Тонга отдало свой голос за введение американских войск в Ирак в 2003 г. и даже направило туда 45 своих солдат в составе многонациональных сил (австралийский контингент тогда насчитывал 400 военных, новозеландский – 60).
Тогда никто не думал, что всего через несколько лет пальму первенства по «дружбе» с Тонга перехватит Китай.
Китайский капитал хлынул в Тонга в 1998 г., когда состоятельные китайцы, которые вели бизнес в Индонезии, были вынуждены бежать из страны после антикитайских погромов. Они искали быстрые способы эмиграции в другие государства, — в том числе, при помощи тонганских паспортов. Поскольку Тонга входит в Британское Содружество наций, обладатель такого паспорта имеет право на безвизовый въезд в большинство стран Содружества, включая Великобританию, а также в такие развитые государства как Сингапур и Гонконг. Австралия и Новая Зеландия в те годы предлагали держателям тонганских паспортов упрощенный въезд и получение места жительства на своей территории.
Паспортами Тонга стали пользоваться и материковые китайцы. В том же 1998 г. КНР и Королевство Тонга вступили в дипломатические отношения. В Пекине появилось тонганское посольство (к слову, Китай до сих пор единственное в мире государство, где есть посольство этой крошеной островной страны; дипломатическое представительство в форме Генерального консульства Тонга существует лишь в еще одном государстве – Австралии).
И если в 1996 г. в Тонга проживало не более 100 китайцев, то в 2001 г. их уже было 3-4 тысячи (т.е. 3-4% населения страны). А к 2005 г. китайцам принадлежало уже 70% всего частного бизнеса в столице Нукуалофе, где сосредоточена основная часть жителей.
Взаимовыгодные отношения между тонганским правительством и китайцами позволили обогатиться местной политической элите. Неудивительно, что в 2006 г. в Нукуалофе разразились бунты и погромы: досталось и правительственным зданиям, и магазинам, меньшая часть которых принадлежала родственникам правителей, а большая часть – китайцам. Пострадали и немногочисленные индийские магазинчики. Посольство КНР в Тонга организовало срочную эвакуацию для всех хуацяо, желавших покинуть страну. В итоге в Тонга осталось не более 300 китайцев.
У Австралии и Новой Зеландии, которые чуть было не уступили свое влияние Китаю, появился шанс вновь укрепить свои позиции в Тонга: они предложили тонганцам несколько тысяч квот на сезонные работы. В результате такой политики пик экономического процветания страны пришелся на 2008 г., когда практически все трудоспособные жители, отправившиеся на заработки в Австралию и Новую Зеландию, перечислили оттуда почти $250 млн. в местную экономику. Это колоссальная цифра, учитывая, что размер тонганского ВВП составляет всего $800 млн. Вторым доходным сектором был туризм: потоки австралийцев, новозеландцев, японцев и… все тех же китайцев приносили стране свыше 60% бюджета.
Однако глобальный финансовый кризис, который к 2010 г. докатился до финансовых «кормильцев» Тонга, заставил Австралию и Новую Зеландию сократить число трудовых квот. В результате к 2013 г. зарубежные перечисления упали почти вдвое, достигнув минимума за последние десять лет. Одновременно наблюдался спад в туристическом секторе: страну стало посещать меньше японцев, австралийцев и новозеландцев (но не китайцев!).
Более того, в 2011-2012 гг. Австралия, Новая Зеландия и Япония, которые были заняты своими внутренними экономическими проблемами, существенно снизили дотации в пользу Тонга. Самым заинтересованным партнером островного государства оставалась лишь Новая Зеландия, но и она временно «отвернулась» от решения финансовых трудностей своего «тонущего» островного соседа.
На фоне катастрофической экономической ситуации правительство Тонга было вынуждено вновь обратиться к единственному финансово «непотопляемому» государству – «желтому брату» Китаю. Кстати, еще в 1997 г. тонганский принц Тупоу’тоа (он же министр иностранных дел) заявил, что «тонганцы ближе в культурном и расовом отношении к китайцам, чем к европейцам», и что «китайцы куда честнее этих демократов, которые однажды получат то, чего они на самом деле заслуживают».
Китай с сочувствием и пониманием отнесся к проблемам Тонга. В течение 2013 г. он по-братски выделил тонганцам столько кредитов, дотаций и прочих материальных благ, что страна оказалось в неоплатном долгу перед Поднебесной, о чем правительство Тонга официально объявило в начале 2014 г. Долг был оценен в $325 млн. (т.е. почти 40% ВВП), из которого примерно 65% причиталось Экспортно-импортному банку Китая.
При таких обстоятельствах Поднебесная получила экономику, и, конечно же, политику Тонга в свое полное распоряжение. Чтобы убрать остатки присутствия Новой Зеландии в стране, в январе 2013 г. китайское правительство подарило тонганцам два пассажирских самолета (оба китайского производства), и уже весной не выдержавший ценовой конкуренции новозеландский авиаперевозчик «Chathams Pacific» объявил об уходе с тонганского рынка. В качестве ответной реакции летом того же года правительство Новой Зеландии отказало в выплате обещанной Тонга многомиллионный дотации.
И зря, потому что Китай незамедлительно предложил тонганскому правительству разместить в стране свою военно-морскую базу. И если на это будет дано согласие, она станет первым военным форпостом Поднебесной в Южнотихоокеанском регионе, удобно разместившись недалеко от французских баз в Новой Каледонии и Французской Полинезии; рядом с важнейшей американской базой на Гуаме; по соседству с берегами Австралии и Новой Зеландии; да еще и «с видом» на Японию.
Так Китай плавно переходит от «мягкой силы» к достаточно жесткому наступлению. А начиналось все с малого – выгодных контрактов на льготные кредиты и заверений в братской дружбе с государством-мишенью.
И теперь те, кто подписывает подобные договоры от лица своего государства, должны отдавать себе самый строгий отчет, способна ли будет их страна сполна рассчитаться с долговыми обязательствами перед охотником-Китаем.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Нужно понимать, что это не совсем "мягкая сила", чуть которой основана на создании сети структур влияния. Идет экономическое влияние. Китай, конечно, очень мощный игрок в этом плане. Но особых иллюзий по экспансии со стороны Китая тоже строить не нужно.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+