Александр Романов
Новые украинские власти во всю строят планы удушения непокорного полуострова, но у него есть внутренние резервы
Выдержит ли Крым блокаду Украины, которая может случиться после референдума? На этот счет есть разные мнения. Необандеровцы считают, что нет. Оптимистичные российские эксперты полагают, что все нипочем, пессимистичные — что будет очень трудно, особенно, в первое время.
У полуострова есть несколько слабых мест: пресная вода, электроэнергия и транспортные коммуникации. Электроэнергию из этого списка можно было бы исключить, если бы в 1986 году не случилась Чернобыльская катастрофа, под влиянием которой в Крыму через три года остановили строительство Щелкинской АЭС (70 км от Керчи), уже готовой на восемьдесят процентов.
Строительство прекратили под надуманным предлогом сейсмической неустойчивости, а потом его потихоньку растащили. Года три назад разрезали и сдали на металлолом так и не вступивший в строй атомный реактор, сиротливо валявшийся на траве. А помещения АЭС сейчас разбирают на плиты и продают на всевозможные стройки. С каждым годом от них остается все меньше.
Если бы не тогдашняя массовая истерика, Крым сейчас не только был бы обеспечен электроэнергией, но и поставлял бы ее на Украину, вместо того, чтобы получать оттуда. А жители города Щелкино, построенного специально для АЭС, имели бы работу.
Полуострову не повезло с атомной энергетикой, но зато повезло с газом. Перекрыть Крыму голубое топливо Украине будет трудновато. В этом вопросе он, практически, самодостаточен. На крымском шельфе работает компания «Черноморнефтегаз», добыча которой, пусть и небольшая, постоянно возрастает. Если в 2009 году компания извлекала из недр 1,04 млрд куб. м. газа, то в 2013-м – уже 1,65 млрд. Это больше годового потребления газа полуостровом, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, статью которогопубликует «Независимая газета».
Также в Крыму есть одно из самых новых подземных хранилищ газа – Глебовское, которое ввели в эксплуатацию в 1991 году. Его объем – 1 млрд куб. м. В весенние-летний период, когда потребление газа минимально, излишки добычи можно закачивать в хранилище, а зимой, когда потребление природного газа возрастает в 2–2,5 раза., использовать.
С помощью растущей добычи газа, считает Симонов, можно решить и проблему генерации электроэнергии — построить газовые электростанции. Так что этот вид блокады скоро отпадет. Кроме того, Крым может получать дополнительные объемы газа из России, если проложить трубопровод по дну Керченского пролива, благо, расстояние там небольшое, морской участок составит порядка 12 километров. Эта ветка будет ответвлением «Южного потока», которые предполагается проложить по дну Черного моря в обход Украины. Сейчас активно строится трубопровод от Ямала до Черного моря, получивший название «Южный коридор». По дну моря, кстати, можно пустить и электрический кабель.
Самый сложный вопрос — с водой. Питьевой Крым обеспечивает себя сам из водохранилищ и артезианских скважин, а вот сельскохозяйственную получает из Днепра через Северо-Крымский канал. Симонов считает, что ее можно заменить опресненной морской, а также провести водовод в Крым из России через тот же Керченский пролив. Вода для него будет браться из реки Кубань. Построить водопровод можно всего за один-два квартала и никакой катастрофы со снабжением пресной водой не произойдет, полагает эксперт.
Впрочем, всего этого может и не потребоваться. Нет уверенности, что Украина захочет устраивать Крыму водную блокаду, поскольку в ответ тут же получит торговую блокаду для своих товаров, поступающих в Россию. Наша страна может легко найти им замену из собственных ресурсов, и что потом затем украинской промышленности? И потом, Крым может просто покупать у Украины днепровскую воду. Неужели откажется от дополнительного дохода? Других покупателей на этот товар у незалежной нет.
Существуют, впрочем, и более пессимистичные подходы к происходящему. По некоторым оценкам, 85% от общего потребления пресной воды Крыму дает Днепр. Это составляет около 1,5 млрд кубометров или 1,5 куб. км. Наливным флотом такого количества воды не перевезти, ни одно государство не располагает нужным количеством танкеров. Нет и железнодорожных цистерн для этого — их потребуется 2,5 млн штук.
Прокладывать водовод из Кубани – дело дорогостоящее и сложное в инженерном плане, так как ещё нигде в мире подобные сооружения (а это дюкер – труба диаметром как у тоннеля метро) не проходили по морскому дну. Опреснители – тоже не выход: им нужна энергия, а полученная вода будет слишком дорогой.
В случае полной блокады со стороны Украины, Крым может некоторое время продержаться на внутренних запасах воды. На полуострове есть 23 водохранилища общим объемом 399,5 млн. кубометров. Сейчас они заполнены примерно наполовину. В сутки Крым потребляет примерно 200 тысяч кубометров воды (из расчета 100 литров в день на человека). При режиме строгой экономии потребление можно сократить в 3 раза. Следовательно, без поставок воды извне Крым может прожить примерно месяц,говорится в публикации на сайте BBC Russia.
Что касается электричества, то в год Крым потребляет 1300 мегаватт-часов электроэнергии, а производит не более 10% от этого количества. На нужды полуострова, фактически, задействован один энергоблок Запорожской АЭС с реактором ВВЭР-1000. На его постройку уходит лет пять. А на прокладку высоковольтного кабеля через Керченский пролив потребуется года полтора.
А ведь есть еще железнодорожные перевозки. Если Украина заблокирует их за Перекопом, останется Керченская паромная переправа. На сегодняшний день это два маломощных автомобильных парома, которыми возят также и людей (на каждом в закрытых помещениях может уместиться человек по 200-300, если стоять впритык, все путешествие занимает минут 20-25). Есть также несколько железнодорожных паромов, два из которых российские, остальные ходят под «дешёвым» молдавским флагом и приписаны к дунайскому порту Джюрджюлешть. Они предназначены под перевозку грузовых вагонов. Паромы, которые перевозили пассажирские поезда, уже давно порезаны на металлолом по причине их старости.
Сложности добавляет также и то, что железнодорожная линия от Керчи до Джанкоя (главный крымский железнодорожный узел) одноколейная с невысокой пропускной способностью и низкой скоростью движения составов, когда поезда то и дело пропускают друг друга, ожидая своей очереди на боковых ветках. Длина этого участка пути порядка 200 километров.
С оглядкой на все эти факторы, бандеровские сайты уже вовсю строят планы, как они будут брать Крым измором.
В этих условиях важнейшим фактором выживаемости Крыма становится строительство Керченского моста. Необходимые для этого документы были подписаны 3 марта. Заказчиком назначено акционерное общество, которое создается «Росавтодором», а финансирование работ поручено Внешэкономбанку.
Ясно, что на его возведение уйдет не один год. Согласно проекта от 2010 года, постройка моста длиной 4,2 км обходится в $3 млрд. и займет около двух лет.
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|