В минувшую пятницу состоялась встреча экс-премьера Украины Юлии Тимошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель. В ходе переговоров Тимошенко призвала Меркель усилить давление на Россию, не допустить проведения референдума по вопросу отделения Крыма от Украины. А главное - пригрозила, что присоединение Крыма к России грозит партизанской войной на полуострове.
- Немедленным последствием будет партизанская война, - объяснила Тимошенко. - На Черном море появится настоящая горячая точка... Если Путину разрешить использовать такие силовые компоненты, как в Крыму, то где он остановится?.. Он пойдет так далеко, насколько ему позволят.
Подобные заявления явного фаворита грядущих президентских выборов на Украине сразу же вызывают вопросы. Действительно ли в Крыму после 16 марта может начаться партизанская война? Если - да, то каков масштаб? Будет ли эта война носить массовый характер, или все-таки Тимошенко имела в виду лишь отдельные диверсии со стороны радикалов-подпольщиков и скрытно действующих украинских спецподразделений? В том, что такие диверсии возможны, мы уже убедились. На днях «Свободная пресса» сообщила о том, что диверсионная рота украинского спецназа из Днепропетровска скрытно пробралась в Крым, но была блокирована между Симферополем и Алуштой. Не на пляжный отдых же ее отправляли?
Но партизанская война – это нечто совершенно иное. Партизанская война - это массовое движение сопротивления, обязательно опирающееся на широкую поддержку местного населения. Без такой поддержки партизаны (или бандформирования - кому как больше нравится) в крымских горах обречены. Об этом немало свидетельств в истории того же Крыма.
Скажем, в годы Великой Отечественной войны перед гитлеровской оккупацией в горах полуострова была заранее создана разветвленная сеть партизанских баз и сформировано несколько отрядов, объединенных общим командованием. Народные мстители, общая численность которых составляла до 3000 человек, до июля 1942 года имели тесную связь с командованием Севастопольского оборонительного района. Было организовано и их снабжение самолетами с кавказского побережья.
Но в июле Севастополь пал. В материальном и тыловом отношении поддерживать крымских партизан стало некому. А осмелевшие предатели из числа крымских татар, которые жили в предгорных селениях, плотно блокировали ведущие в горы тропы и вместе с немцами занялись прочесыванием горных районов. В отрядах начался жесточайший голод. Всего через полгода численность партизан в Крыму уменьшилась десятикратно.
Безусловно, на фактор крымских татар нынешний Киев и пока никого не представляющая Тимошенко надеются и сегодня. Сбудутся ли эти надежды?
Ряд экспертов «СП» из числа отставных офицеров КГБ и ФСБ считают, что никакая партизанская война в Крыму сегодня невозможна. Невозможна, даже несмотря на немалый опыт и традиции бендеровщины. Прежде всего, потому, что подавляющая часть населения полуострова настроена явно пророссийски и с ликованием встретила весть о выходе автономной республики из подчинения Киеву. Нет ровно никаких сомнений, что предстоящий через неделю референдум просто зафиксирует этот всем известный факт чисто арифметически. В Киеве тоже в этом не сомневаются. Именно поэтому так панически не хотят допустить народного волеизъявления в республике.
Судя по событиям последних дней, массовый радикализм крымских татар, которые до сих пор не отметились никакими массовыми акциями против восставшего Симферополя, тоже преувеличен. Даже несмотря на то, что в свое время Виктор Ющенко и льстиво называл их «лучшими украинцами Крыма».
К тому же в пропорциональном отношении крымские татары составляют лишь примерно шестую часть жителей республики. Да и не все из них в восторге от увиденного на киевском Майдане и немедленно порожденной обнаглевшими майдановцами махновщине на Украине.
Однако послушаем все же аргументы экспертов. Депутат Мосгордумы, президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров обращает внимание на несколько моментов.
- При всей драке за власть, которая сейчас идет на Украине, самая продуманная позиция у Тимошенко. Она отказалась возглавить правительство, понимая, в какое дерьмо оно окунется. И вот когда все ее оппоненты в нем захлебнутся, она выйдет на сцену во всей красе и, думаю, станет президентом Украины.
Многое будет зависеть от событий, которые произойдут после 16 марта. Я не сомневаюсь, что подавляющее большинство крымчан готовы присоединиться к России, и хотят чтобы Крым стал одним из субъектов РФ. Это – уже свершившийся факт. С этим трудно бороться.
Вообще в Крыму массового партизанского движения не может быть, потому что там много бывших офицеров Советской армии. В республике сильны позиции Черноморского флота и пророссийского Севастополя. Поэтому в Крыму Ярошу точно ничего не светит. А вот проблемы Востока Украины меня смущают, там позиции размытые и украинские олигархи, поддерживающие сегодняшний Киев, еще внесут свой вклад в углубление кризиса.
Что касается крымских татар, то есть серьезные силы, которые влияют и на них. Я имею в виду российских татар. Еще момент: татары в основном связаны с торговлей, которую, в случае их восстания, можно прикрыть навсегда. Поэтому вряд ли они буду бунтовать.
Но надо признать: Украина в своем основном составе вряд ли с воодушевлением воспримет отделение Крыма от Украины и переход его под российскую юрисдикцию. Протяженность сухопутной российско-украинской границы составляет более двух тысяч километров. Не думаю, что «Правый сектор» и другие радикалы просто так согласятся с потерей Крыма. Их угрозы имеют под собой основания. Тем более что украинцы имеют опыт бандеровского подполья, которое воевало с нашей армией много лет. И это сила реальная.
Ярош откровенно говорит, что уже вызвал на Украину около 300 наемников, воевавших в различных уголках мира. Если это не блеф, то факт настораживает. Потому что 300 профессиональных диверсантов – серьезная сила. Как она себя поведет - сказать трудно.
Другое дело, что заявления Яроша могут оказать просто пиаром. Я глубоко сомневаюсь, что дело дойдет до серьезных вооруженных столкновений. Учитывая позиции наших спецподразделений, любое соприкосновение с ними вооруженных формирований радикалов сразу расставит точки над «i». В Грузии мы это уже проходили.
Заиеститель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что диверсии в Крыму возможны.
- Диверсий на юго-востоке Украины не будет, потому что там никогда не будет российских войск. Что касается Крыма, то я допускаю, что туда попытаются проникнуть группы боевиков из Западной Украины. В принципе, у них это может получиться. Тогда стоит ожидать отдельных диверсий. Тем более что совсем недавно появилась новость о том, что из ряда воинских частей вооруженных сил Украины уже бесследно и беспрепятственно исчезло несколько десятков ПЗРК. Вот это – симптом того, что готовится диверсионная война. Но о партизанской войне и речи быть не может, потому что она основывается всегда на поддержке местного населения. А ее в Крыму , конечно, не будет.
Генерал-майор ФСБ запаса, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Василий Еременко также говорит, что проведение отдельных диверсий радикалами исключать нельзя. Но что касается полномасштабной диверсионной войны, а тем более – партизанской, то это бред.
- Сейчас Тимошенко готовится к президентским выборам и создает себе имидж защитницы Украины, ярой противницы раскола Украины. Юлия Владимировна пытается показать Западу, что именно она тот кандидат, на которого следует делать ставку на предстоящих выборах. Но в реальности Тимошенко не участвует в процессах, происходящих на Украине. Сейчас они контролируются даже не майдановцами, а другими силами. Все как обычно: революцию делают одни, к власти приходят другие. Поэтому ее заявление – политический пиар.
Напомню, Крым – это полуостров. А значит – изолированная зона, которую с сухопутной частью Украины соединяет лишь узкий перешеек. При нормальном блокировании, тщательном паспортном и таможенном контроле Крым абсолютно защищен от проникновения извне. Большинство населения настроены пророссийски.
Конечно, возникали определенные опасения насчет крымских татар. Но после того, как духовный лидер мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев призвал граждан не враждовать и жить в согласии, обстановка разрядилась. И, думаю, ситуация будет успокаиваться.
Что касается партизан, а вернее – диверсантов, то с ними каких-то особых проблем не возникнет. Я по опыту знаю, как с такими лазутчиками боролись и продолжают бороться. Отдельных диверсий исключать нельзя, но в целом – подобные заявления – бред, которому верить не надо. Источник: voenvesti.ru.
Рейтинг публикации:
|