Главный вклад в ход инфовойны вокруг Украины вносят пока прослушки переговоров европейских и американских эмиссаров. Первый «публичный» разговор Виктории Нуланд с Джеффри Пайеттом обогатил дипломатию формулой «Fuck the EU» и совпал с внезапной эскалацией насилия в Киеве, об эффекте беседы Кэтрин Эштон с Урмасом Паэтом сейчас поговорим.
МИД Эстонии достаточно оперативно признал, что запись подлинная. Дальше начался парад отговорок. Сейчас Паэт утверждает, что лишь пересказывал Эштон версии происходившего на Майдане, сам он ничего не видел, а версии услышал от врача и общественного деятеля Ольги Богомолец. Та, в свою очередь, уже заявила, что не говорила Паэту об убитых с обеих сторон, поскольку не видела тел милиционеров, и про оппозиционеров, управляющих снайперами, также не упоминала.
Пока оставим их искать крайнего и отметим вот что. Это опровержение – единственное, данное Паэтом по поводу слива прослушки. То есть, например, вот это:
«Имеет место очень сильное давление на депутатов парламента. Ночью к членам партии приходят "незваные гости". Некоторые журналисты, которые были со мной, видели, как днем прямо у здания парламента эти люди с оружием избивали депутата. Все это происходит на самом деле»
- чистая правда. Не то, чтобы мы этого не знали, но приятно получить подтверждение нелегитимности парламента из уст эстонского дипломата.
То, что Паэт говорит о «практически нулевом» уровне поддержки населением нынешней «коалиции», очевидно, тоже правда. Можно было бы догадаться по рекордной явке в военкоматы в 1,5% и не менее рекордному накалу в свидомо-олигархических СМИ, но всё равно спасибо.
Интересно и раздвоение паэттовского видения: «Сторонники гражданского общества абсолютно уверены, что люди не уйдут с улиц, до тех пор, пока не увидят, что начались реальные реформы. То есть недостаточно просто сменить правительство». Только что он же говорил про избиение депутата «людьми с оружием» прямо перед парламентом. Г-ну министру кажется, что этим людям просто не хватает реформ?
Что ж, если, скажем, официально подтвердить их право избивать людей по революционной необходимости, они уйдут с улиц и будут выезжать к нелояльным блогерам и прочим врагам режима на дом. Хотя это уже и так начинает происходить, зря, что ли, списки составляли. Одна проблема, такие реформы вряд ли удастся оправдать в Европарламенте.
Эштон также мечтает о реформах. «Мы можем предоставить людей, которые знают, как проводить политические и экономические реформы. Близкие к Украине страны могут помочь проведению масштабных внутренних реформ. В этих вопросах мы имеем громадный опыт, которым можем поделиться». На данный момент поделиться могут разве что специалисты по люстрациям из Польши и Прибалтики, остальные реформы не запустишь в стране, где представители власти – боевики Правого сектора.
Однако вернёмся к снайперам и их жертвам. Паэт утверждает, что лишь пересказывал версию Богомолец:
«Она показала мне кое-какие фотографии, ссылалась на мнение врачей, которые говорят об одном и том же почерке, типе пуль. И всё большую настороженность людей вызывает то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства случившегося. Стремительно растёт понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а за ними стоял кто-то из новой коалиции».
Фотографии ему, видимо, тоже пересказали. Теперь Эстония открыла уголовное расследование… обстоятельств прослушки министра, разумеется, а не фактов, изложенных в разговоре. К счастью, есть Россия, которая готова заняться всем остальным и намерена инициировать расследование через ОБСЕ.
Тем временем европейские СМИ в ажиотаже пересказывают друг другу эту историю и её опровержение, которое ничего толком не опровергает. Немецкий политолог Александр Рар заявил, что для многих эта запись стала абсолютным шоком, ведь считалось, что на Майдане была исключительно мирная демонстрация.
«Да, мы видели выступления Правого сектора, видели, как полицейских обливали бензином. Но считалось, что снайперов заказали Янукович, правительство. И что стреляли в безоружных протестующих. А сейчас выясняется, что идентичные пули были и с одной и с другой стороны. Думаю, что сейчас украинское правительство должно как можно быстрее прояснить это все. Факты – это факты» - сказал он. Отметим, что либо г-н Рар страдает от того же раздвоения видения, что и г-н Паэт, либо огнемёт и напалм уже перестали быть оружием.
Тем не менее, он прав – факты есть факты. Сопоставим их.
Президент Янукович утверждает, что приказа раздать оружие Беркуту и применить его он не давал.
Бойцы Беркута неоднократно жаловались на отсутствие приказа, показывая пробитые пулями щиты и шлемы, а в их руках по-прежнему были лишь дубинки.
Нанимать неведомых снайперов, когда тебе подчиняются правоохранительные органы, ждущие лишь приказа, чтобы очистить площадь, несколько нелогично.
Погибшие с обеих сторон были убиты снайпером, а не из пистолетов-пулемётов милиции.
После столкновений в Киеве депутат Пашинский от «Батькивщины» был задержан милицией при попытке вывезти с Майдана снайперскую винтовку, происшествие было зафиксировано на видео .
Премьер Яценюк также из «Батькивщины».
Этой же фракции принадлежит и ряд ключевых постов в новом правительстве.
Ситуация очевидна – скоро мы услышим о снайперах ГРУ, вышедших прямиком из российского посольства.