Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом и ведёт переговоры, в частности, с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, Сингапуром, сообщил журналистам министр обороны Сергей Шойгу
Россия намерена увеличить количество военных баз за рубежом и ведёт переговоры с рядом стран, в том числе с Вьетнамом, Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Сейшельскими островами, Сингапуром, сообщил журналистам в среду в Москве министр обороны РФ Сергей Шойгу, передаёт РИА Новости.
ИА REX: Зачем Россия увеличивает количество военных баз за рубежом?
Сергей Скоков, генерал-лейтенант запаса, начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС России до октября 2011 года:
Полагаю, что военные базы на территории иностранных государств, в том числе и в удалённых от наших границ регионах мира, нужны Российской Федерации. Постоянное глобальное военное присутствие – это признак военного и экономического могущества державы, которая к тому же обладает серьёзными амбициями и готова защищать свои национальные интересы и интересы своих союзников. Безусловно, удовольствие это весьма дорогое, однако в качестве фактора сдерживания военные базы на территории дружественных нам иностранных государств более действенны и полезны, чем "страшилки" в виде полётов по границам сопредельных держав (в том числе и нейтральных, например, Швеции и Финляндии) или же бесконечные подъёмы по тревоге наших войск.
Полагаю, что в случае обострения обстановки на Украине в целом и в Крыму в частности это станет ещё более очевидно на примере нашей военно-морской базы в Севастополе: есть база – можем защитить интересы страны и наших граждан, проживающих в Крыму, нет базы – это сделать намного сложнее. Показателен и опыт Киргизии, когда в ходе массовых беспорядков, захлестнувших юг страны, единственной действенной силой, которая была способна защитить от произвола местное русскоязычное население и представителей российского бизнеса, были именно военнослужащие российской военной базы. Иными словами, военное присутствие в любом регионе неминуемо будет способствовать активизации российского бизнеса, а в случае, если база развёртывается в бывших республиках СССР, это ещё и вопрос поддержки и защиты местного русскоязычного населения. Возможно, что это даже в первую очередь вопрос прямой экономической поддержки, ведь та же военно-морская база в Севастополе, военные базы в Южной Осетии и Абхазии – всё это места трудоустройства большого количества граждан этих республик (преимущественно тех, кто связывает своё будущее с Россией). Кроме того, в случае дестабилизации обстановки в регионе эта категория лиц может стать опорой для реализации политики нашего государства посредством вооружённой борьбы.
Однако, как уже отмечалось выше, военные базы на территории иностранных государств – удовольствие весьма дорогое, их развёртывание должно иметь серьёзное военно-политическое и экономическое обоснование, стратегическую целесообразность. Кроме того, надо чётко понимать, что одно только намерение российского военно-политического руководства возобновить своё военное присутствие в таких странах, как Вьетнам и Куба, а также арендовать соответствующую инфраструктуру на территории Венесуэлы или Никарагуа, может быть использовано против нас как эффективный аргумент в информационной войне. Причём основным объектом информационного противоборства станет именно наш народ, когда из рупоров ведущих западных и некоторых примкнувших к ним российских средств массовой информации будут говорить примерно следующее: "Россия милитаризуется и имеет агрессивные планы захвата мира, которые неминуемо приведут её к полному экономическому краху!" Будут произноситься и остальные мантры, традиционно повторяемые при проведении психологических операций в ходе информационной войны. Последствия такого воздействия – особенно на фоне объективных сложностей в экономике и большого числа неразрешённых до сих пор социальных проблем – могут быть самыми трагическими.
Кроме того, не думаю, что наше военное присутствие в Венесуэле или Никарагуа сможет как-то существенно изменить баланс сил в регионе и станет серьёзным фактором давления на американское военно-политическое руководство, если только речь не будет идти о развёртывании ядерного оружия со всей необходимой для его прикрытия группировкой. При этом надо понимать, что на одну нашу базу, развёртываемую в странах Латинской Америки, США способны построить несколько новых авиационных баз или баз противоракетной обороны в странах Восточной Европы – прямо на границе с Россией. Совершенно очевидно, что подобный размен любезностями нам не выгоден.
Другим важным фактором, который необходимо учитывать при принятии решения о развёртывании военных баз за рубежом, является стабильность политических режимов стран, готовых принять наши войска, а также приемлемость условий аренды военных баз. Имеет ли смысл подписывать какие-либо соглашения со странами, которые не обладают достаточной стабильностью и в которых в любой момент может произойти насильственное свержение законно избранной власти – это вопрос открытый, и, как можно наблюдать сегодня на примере Украины, – вопрос совершенно не праздный. К тому же цена его в современных реалиях (когда нет идеологического противоборства между блоками, а территории дружественных стран не предоставляются безвозмездно из чувства классовой солидарности) это ещё и вопрос больших финансовых вложений, больших арендных плат.
Именно поэтому при принятии решения о развёртывании военных баз за рубежом необходимо учитывать одновременно все возможные внутриполитические, внешнеполитические и экономические факторы, так как ставки слишком высоки.
Что же касается конкретных причин, по которым наше военно-политическое руководство озвучило свои планы, а также что касается списка стран, в которых возможно создание военных баз, то, как мне представляется, всё лежит на поверхности.
Во-первых, военно-политическая обстановка в мире постоянно осложняется – уже не первый год в состоянии перманентного противоборства находятся арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, пылает в гражданской войне Сирия, некогда богатая Ливия до сих пор не оправилась от ракетных ударов, Египет находится на гране внутреннего вооружённого конфликта. На фоне очередной волны мирового финансового и экономического кризиса нарастают противоречия между основными геополитическими игроками, в том числе и между США и КНР. Появление военных баз может стать фактором сдерживания агрессивных планов некоторых игроков.
Во-вторых, Советский Союз и Россия инвестировали огромные средства в экономику Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, также как и во Вьетнам, с этими странами у нас давние и хорошо выстроенные отношения, общие экономические интересы, богатый опыт коммуникации. Именно поэтому появление военных баз в этих государствах при определённых обстоятельствах и усилиях с нашей стороны может стать гарантией защиты наших инвестиций, фактором стабильности в регионе.
Теперь о некоторых конкретных странах. Венесуэлу очень часто в средствах массовой информации называют "бензоколонкой" для США, а наши нефтяные компании являются в настоящее время одними из главных инвесторов в топливно-энергетический сектор венесуэльской экономики. Следовательно, дальнейшее усиление связей с этой страной может стать одним из факторов влияния на США – в конце концов, нефть нужна и Китаю. Появление военной базы также должно привести к усилению военно-технических связей, к тому, что власти Венесуэлы расширят номенклатуру приобретаемых в России вооружений и военной техники. Таким образом, арендная плата за военную базу может стать гарантией новых оборонных заказов. Кроме того, предыдущий президент Венесуэлы Уго Чавес планировал провести индустриализацию, а это мероприятие неминуемо потребует сторонней кадровой помощи и оборудования, что может стать для нашей промышленности источником заказов.
Вьетнам – традиционный наш партнёр, на шельфе которого имеются огромные запасы углеводородного сырья. Эта страна сегодня борется за свои богатства с другими ключевыми игроками региона, а также с США. Подписывая соглашение об аренде военной или военно-морской базы во Вьетнаме, мы потенциально получаем все те преимущества, которые были описаны для случая с Венесуэлой, но также ещё и фактор влияния на КНР – основные противоречия по поводу шельфовых богатств именно между этими двумя державами, которые уже однажды схлестнулись в открытом военном противоборстве. Источник: ИА REX.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 482
Рейтинг поста: