Египет замер в ожидании очередных президентских выборов: исламист Мухаммед Мурси оказался несостоятелен. Его сверг министр обороны генерал-полковник Абдул Фатах аль-Сиси, который, если захочет, сможет с легкостью занять занять президентский пост. Все ждут, когда аль-Сиси заявит о своем намерении участвовать в выборах, либо откажется от этой идеи. У обожаемого народом молодого офицера есть все шансы стать либо следующим официальным главой Египта, либо могущественным «серым кардиналом» – тоже правителем страны, но неформальным.
Возрождение славной традицииЕгипетская «революция» закончилась провалом: летом 2013 года военные вернулись во власть, хотя изначально акции протеста проводились именно с целью свергнуть их правление. Круг замкнулся. Теперь страна снова находится под контролем Высшего военного совета, который назначил очередные выборы на апрель текущего года. Ожидается, что Абдул Фатах аль-Сиси примет в этих выборах участие и победит.
Военная элита поддерживает его кандидатуру. Похоже, после неудачного эксперимента с демократическими выборами Египет возвращается к старой традиции делать президентами людей, имеющих непосредственное отношение к военной службе.
Все президенты Египта с 1953 по 2012 годы были военными. И только после свержения Мубарака президентом Египта стал человек гражданский, но при нем страна оказалась на краю пропасти. Военные долго играли в демократию, терпели, сохраняли невозмутимость. Но, в конце концов, осмелились остановить эксперимент «братьев-мусульман», и отправили первого гражданского президента на свалку истории.
Пока что временно исполняющим обязанности президента Египта является юрист Адли Мансур, не имеющий отношения к вооруженным силам. Но реальной власти у него нет, да и переходный период продлится недолго. Высший военный совет постановил: революционная эпопея должна закончиться возвратом к старой системе, которая исправно работала в течение полувека.
Аль-Сиси – сверхновая звезда политического небосводаНа смену Мухаммеду Мурси может прийти аль-Сиси. Он, как и свергнутый Хосни Мубарак, обучался в Египетской военной академии. После учебы молодой офицер был направлен в Саудовскую Аравию в качестве атташе, затем стал командующим Северной зоной и, наконец, возглавил военную разведку. После избрания Мурси президентом Аль-Сиси занял пост министра обороны, получив от щедрого революционного правителя звание генерал-полковника.
Такое кадровое решение наблюдатели посчитали мудрым. Аль-Сиси считался офицером нового поколения, любимцем Тахрира. Однако, как выяснилось, политические обозреватели ошиблись: почуяв неладное, аль-Сиси отрекся от своего покровителя, а потом и вовсе возглавил направленный против Мурси путч.
При аль-Сиси Высший военный совет жестко подавил выступления братьев-мусульман, проведя несколько контртеррористических операций на Синайском полуострове и введя войска в пригороды Каира и Александрии. Одновременно в центре столицы военные зачистили палаточные городки сторонников президента-исламиста. Затем новые власти страны разобрались с конституцией и отказались от введения норм шариата.
Чем рискует молодой офицер?Аль-Сиси невероятно популярен, его сравнивают с Эйзенхауэром или де Голлем и воспринимают как спасителя Египта. Многие граждане довольны, что вернулись в светское государство после того, как «братья-мусульмане» хотели повергнуть своими фетвами Египет во тьму Средневековья. Но, похоже, сам аль-Сиси ощущает груз ответственности, и пока не заявил о намерении баллотироваться на пост президента, хотя считается в Египте наиболее подходящей кандидатурой.
Сомнения молодого офицера оправданы: многие президенты Египта кончили не лучшим образом, а последние два в глазах многих египтян вообще превратились в изгоев. Кроме того, если аль-Сиси не примет участие в выборах, он ничего не потеряет, и останется «серым кардиналом», неформальным правителем страны.
Однако повторения событий 2011 года вряд ли стоит ожидать. Хотя организация «братья-мусульмане» по-прежнему насчитывает тысячи членов и имеет монолитное «ядро», вряд ли нового президента свергнут в результате очередного путча или восстания. Дело в том, что «братья-мусульмане» не имеют поддержки в верхах, а, наоборот, настроили против себя очень богатых и влиятельных людей, заинтересованных в поддержании стабильности.
Свергнуть Хосни Мубарака удалось только благодаря тому, что от него отвернулись военные и олигархи, которые воспользовались народным гневом в собственных целях и зачистили под себя государственный аппарат. Новые политические фигуры нашли поддержку и в среде умеренной оппозиции, которая тогда заключила временный альянс с «братьями-мусульманами».
Но сегодня от «братьев» отвернулись либералы, анархисты и левые партии, не желающие себя дискредитировать в глазах избирателей. Фундаменталисты – маргиналы, сотрудничество с ними будет равнозначно политическому самоубийству. Из-за своей непримиримости они остались в изоляции. «Революция» закончилась, занавес закрылся, да только один из актеров этого не понимает, продолжая играть свою роль в полном одиночестве.
Но вряд ли фанатики смогут простить потерю власти. «Братья-мусульмане» больше 90 лет находились в подполье, и только недавно стали легальной партией. «Неужели все жертвы были напрасными?» – таким вопросом задаются лидеры экстремистов.
Военные после свержения Мурси пытались пойти с боевиками на мировую и даже предлагали им места в кабинете министров, однако «братья» сорвали переговоры и перешли к активным наступательным действиям. В ответ деятельность организации была запрещена, а некоторых ее лидеров пришлось арестовать.
Однако ситуация очень быстро меняется. Если сейчас аль-Сиси ничего не угрожает, то уже через год может вспыхнуть очередное восстание. По оценкам Института Ближнего Востока, египетская экономика терпит крах, и никакие кредиты ее не спасут. Следующий социальный взрыв – дело времени. «Братья-мусульмане» дождутся его, находясь в подполье, и воспользуются им для того, чтобы взять реванш.
Не успел аль-Сиси объявить о своем участии в выборах, а оппозиция уже рассуждает о возможных способах его свержения. Так, Имам Юссеф, глава выступающего за Мурси «Альянса в поддержку законности», говорит о том, что аль-Сиси будет свергнуть легче, чем Мубарака, так как новый правитель пришел к власти путем военного переворота. По мнению Юссефа, выборы – фикция, они нужны только для того, чтобы придать аль-Сиси легитимность.
Таким образом, аль-Сиси ничего не потеряет, если останется в тени. Тогда он сможет в любой момент отправить в отставку очередного президента. Если же аль-Сиси сам будет избран президентом, то ставки возрастают: в случае социального взрыва его рейтинг обрушится, и молодой офицер повторит судьбу своих предшественников. К тому же реформы, проводимые аль-Сиси, могут стать непопулярными в народе, даже если они окажутся своевременными.
Аль-Сиси хочет сотрудничать с РоссиейИнтересно, что аль-Сиси ориентируется на Россию и рассчитывает заключить с российскими предприятиями несколько крупных сделок. Скоро Россия будет поставлять в Египет военную технику, купленную Каиром на деньги, полученные от ОАЭ и Саудовской Аравии. Еще интереснее, что монархии Залива нисколько не препятствуют подписанию контрактов, и даже содействуют переговорам между Россией и Египтом.
Египет хочет купить у нас средства ПВО, истребители, вертолеты и современные оборонительные системы. Очевидно, что техника, нужная для доминирования в небе, нисколько не поможет в борьбе с партизанами в горах и пригородах Каира. Остается только догадываться, с чего это вдруг Египту понадобились средства противовоздушной обороны.
Помимо военного сотрудничества, Египет заинтересован в развитии туризма и в увеличении доходов от экспорта природного газа. Российские граждане в кризисном 2013 году буквально спасли туристическую отрасль страны от неминуемого краха: тогда в Египте побывало 2,5 миллиона россиян. И эта цифра может увеличиться, если того Каир пожелает.
Что касается газа, то российские компании могут оказать неоценимую помощь в строительстве инфраструктуры, нужной для добычи и транспортировки углеводородов. Вообще, Каир обязан Москве своей энергетической независимостью: именно благодаря советским инженерам в стране были реализованы многие амбициозные инфраструктурные проекты.
Поэтому ориентация аль-Сиси на Россию не случайна. Это не желание «плюнуть в лицо» Западу, поддержавшего «братьев-мусульман», а нормальное прагматичное сотрудничество.
Поддерживать молодого офицера или нет? Определенно, в Египет стоит вернуться. За время египетского кризиса Россия еще не сказала своего слова. США, Западная Европа и монархии Персидского залива зашли в египетском вопросе в тупик, и теперь весь мир ждет решений Москвы, которые станут поворотным моментом в развитии ситуации.