От редакции "Россия навсегда": "Государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями, культура по определению не терпит ни унификации, ни обезличенности, более того, отторгает такой подход. Роль государства-отца комплиментарна, но спорна. Это из прошлых эпох. На мой взгляд, роль государства — в роли уполномоченного обществом организатора. Художник создает те произведения, которые его вдохновляют на дальнейшее творчество. Государство же обязано поддерживать то, что считает соответствующим интересам страны" — приводим свежее интервью ИТАР-ТАСС министра культуры РФ Владимира Мединского о системных мерах государства в культурной политике.
***
В этом году Министерство культуры РФ продолжит реконструкцию крупнейших объектов культуры, а также изменит критерии в поддержке искусства: будет помогать не элитному и модному, а талантливому и социально значимому. Об этих и других планах ведомства ИТАР-ТАСС рассказал министр культуры РФ Владимир Мединский.
— Если посмотреть на то, что происходит в сфере культуры, глазами историка, писателя, а не только федерального министра, отвечающего за культурную политику, то как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию? Можно сказать, что культура в тренде?
— Культура не может быть в тренде, как бы нам ни хотелось использовать в своей речи модные слова. Культура всегда была знаковой составляющей жизни общества вне зависимости от взглядов и векторов развития государства. Недаром в самые трудные вехи истории именно творческие личности становились деятельными борцами. Отрадно, что спустя столетия художники и музыканты, писатели и историки — творческая элита общества — занимают активную общественную позицию. Именно благодаря этому фактору, а также их конструктивному диалогу с государственной властью 2014 год объявлен президентом годом культуры в России.
На каждом этапе развития общества культура выполняет свою миссию. Еще 20 лет тому назад понятие "культура" очень редко употреблялось в официальных речах, о понятии федеральных целевых программ в области культуры даже не задумывались. Да что говорить, Министерство культуры России — самое маленькое из всего блока министерств. Но, как известно, "из искры возгорится пламя", и сегодня звучат принципиально важные слова: "Культурная сфера не должна быть на задворках развития, она так же важна для полноценного существования государства, как рост ВВП, как внедрение инноваций в производство, как формирование правовой системы и гражданского общества".
Культура воспитывает, создает смыслы, объединяет; была, есть и будет основой, формирующей базовые ценности и ориентиры общества. Поэтому год культуры нужен не только для того, чтобы праздновать наличие у России тысячелетней культуры (хотя и об этом нелишне помнить), главное — добиться коренного перелома в отношении к ней. Этот год призван стать не годом памяти, а годом реальных действий.
При этом нужно четко сознавать, что даже любые природные ископаемые, любые технологии, любые самые современные производства останутся скоплением мертвого вещества, если в стране не сложится полноценное осознание национально-государственной самоидентификации. А ведь именно культура как часть истории страны, народа и рождает самоидентификацию.
— Какие задачи на ближайшее будущее определило для себя министерство?
— Задачи продиктованы вызовами времени и приоритетами отрасли. Прежде всего необходимо завершить разработку концепции государственной политики в области культуры. Не менее важно перейти от видения государства как мецената культуры к рассмотрению его как организатора и соинвестора ключевых культурных процессов. Также нужно преодолеть разрыв в доступе к лучшим образцам культурного наследия страны между столицами и регионами, сделать их более доступными для людей и актуализировать эффективность науки в сфере культуры и искусства. Кроме того, необходимо продолжить воссоздание и развитие качественного отечественного кинематографа и пересмотреть критерии в поддержке искусства — от "элитное" и "модное" к "талантливое" и "социально значимое". Также министерство должно создать эффективную образовательную модель в сфере гуманитарного и художественного образования. И, как историк, уверяю вас, что в этих задачах нет ничего недостижимого.
— Что нужно предпринять для решения перечисленных задач?
— Необходимо сделать особый акцент на потенциале регионов, а также на профессиональном кадровом составе, которым так богата сфера культуры. Уже сейчас Минкультуры России фокусирует внимание на региональной политике. Впервые за много лет мы изучаем ситуацию в наших подведомственных научно-исследовательских учреждениях. Начинаем активную кампанию по возрождению гастрольной деятельности ведущих российских театров, реформированию цирковой системы страны, изыскиваем финансовые средства для восстановления, реставрации и реконструкции объектов культурного наследия.
— За прошедшие полтора года удалось хоть что-то реализовать из намеченного?
— Высокие слова — ничто, если не менять ситуацию, в первую очередь по заработной плате работникам государственных учреждений культуры. Для нас эта проблема была и останется приоритетной. Если сравнивать статистику, в 2011 году средняя зарплата по федеральным учреждениям культуры составляла 19,8 тыс. руб., а по итогам девяти месяцев 2013 года она выросла уже до 35 тыс. руб. и будет в целом по году еще выше. В региональных и муниципальных было 11,7 тыс. руб., по итогам 2013 года будет, надеемся, не менее 20 тыс. руб. Таких темпов роста зарплаты в отрасли, всегда финансируемой по остаточному принципу, страна в своей истории еще не знала. Это результат и дополнительных средств, выделенных президентом, и большой работы руководителей наших учреждений, и более эффективного финансового управления в целом.
Надеюсь, рост зарплат позволит привлечь в библиотеки, театры, музеи молодых сотрудников, создаст более комфортные условия жизни для опытных ценных кадров.
На днях на торжественном заседании, посвященном 200-летию открытия РНБ (бывшая Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге), директор с гордостью сказал, что теперь он может приглашать молодых специалистов на работу: зарплаты сотрудников в среднем выросли за два года с 10-11 тыс. руб., на которые в принципе никто не шел, до 25-26 тыс. руб.
Вопрос кадровой политики также один из ключевых для нас. При назначении новых руководителей мы исходим из их профессионализма и успешности в своем направлении деятельности, для которых развитие учреждения, отбор лучших специалистов, применение опыта и использование его на практике, вопросы роста доходов сотрудников являются основополагающими. Но и тут важно соблюсти баланс между опытом, знанием специфики отрасли и энергией, менеджерскими амбициями.
— За последние десятилетия такое обновление руководящего состава — впервые. Кстати, впервые и такое пристальное внимание к циркам, где тоже сменилось руководство…
— В советские времена цирковая система с ее образовательной базой, методиками подготовки артистов была уникальной. Известно, что с нею стало. Но лучше давайте обозначим то, что сделано на сегодняшний день и обязательно выполнится в ближайшем будущем. К руководству цирками пришли новые, активные и известные профессионалы — Запашные, Полунин, Халилова.
В целом за 2013 год в цирковую сферу министерством было вложено 2,785 млрд руб. Это впервые за последние 20 лет. 311 млн руб. было выделено Большому Московскому цирку на проспекте Вернадского на капитальный ремонт стилобатной части здания, которая находится, по сути, в аварийном состоянии уже несколько лет. 644 млн руб. — Большому Санкт-Петербургскому цирку (в этом году закроем на капремонт). По системе Росгосцирка было направлено около 1 млрд руб. на капремонт шести цирков — в Сочи, а также Ивановский, Нижнетагильский, Челябинский, Тульский и Рязанский.
Ремонтные работы на этих объектах начнутся весной-летом уже этого года. И это особенно важно, что именно в год культуры, воссоздавая их, мы тем самым сохраняем историю российского циркового искусства в целом.
Кроме того, четыре цирка будут реконструированы в рамках федеральной целевой программы "Культура России" — Самарский, Омский, по Пензенскому и Курскому работы планируется завершить до конца предстоящего года.
Для того чтобы понять объемы всей предстоящей работы в этом направлении, мы совместно с Росгосцирком провели комплексное обследование тех цирков, которые находятся в сложном состоянии, — это 18 объектов. За ближайшее время как минимум десять цирков будет отремонтировано.
Реконструкция и реставрация объектов культуры — это также наш приоритет, этим мы отдаем дань памяти всем тем, кто создал шедевры архитектурного искусства. Активно сотрудничаем с регионами, у которых есть финансовые ресурсы, призываем их участвовать в реставрационно-строительных работах, вкладывать средства в учреждения культуры. Объясняем, насколько это престижно и перспективно.
— Многие деятели культуры часто высказываются, что государство, как и по законам рынка, должно быть невидимой рукой и очень мягко вторгаться в тонкую творческую организацию. Иными словами, не мешать. Какие законы, на ваш взгляд, должны действовать в столь нематериальной сфере?
— Государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями, культура по определению не терпит ни унификации, ни обезличенности, более того, отторгает такой подход. Роль государства-отца комплиментарна, но спорна. Это из прошлых эпох.
На мой взгляд, роль государства — в роли уполномоченного обществом организатора. Художник создает те произведения, которые его вдохновляют на дальнейшее творчество. Государство же обязано поддерживать то, что считает соответствующим интересам страны. Абсурдно, если государственная поддержка будет строиться по принципу "Дай денег и отойди".
Никому не приходит в голову прийти к предпринимателю с таким предложением, а в Минкультуры, ранее считалось, почему-то можно. Речь не о каком-то ограничении творчества. Испокон веков художники творили, в том числе и не за счет государства. Другое дело, что проекты, финансируемые государством, должны обсуждаться экспертными и общественными советами, в СМИ, на форумах, максимальная открытость ведомства в интересах самого ведомства — защита от тенденциозности и желания авторитарно поуправлять творческим процессом.
Наш принцип — лучше никуда не вторгаться по факту, а стремиться договариваться о принципах взаимодействия. Поэтому мы не оказываем влияния на формирование, скажем, репертуарной политики театров. Однако наша задача — анализировать и определять эффективность учреждения культуры, создавая максимально благоприятные условия для творчества в рамках действующих полномочий.
Что касается законов, то они мало отличаются от экономических. Только в сфере культуры мы говорим об инвестициях в человеческий капитал. Культура — это такая же капиталоемкая отрасль, как и остальные. Более того, она во многом определяет экономическое развитие страны. Человечество толкают вперед высокообразованные и культурные люди. Без них прогресс невозможен.
Говоря сегодня о культуре регионов, малых российских городов, где не хватает привычного для столиц культурного досуга и соответствующей инфраструктуры, следует сделать особый акцент на их культурном насыщении. Культурный голод, который существует во многих малых городах России, провоцирует агрессию и апатию. Если раньше, еще со времен Ренессанса, книга создавала границу между грамотным и безграмотным, то сейчас и образование, и желание развиваться заменяют компьютер и телевизор. И, к сожалению, эта проблема существует во многих регионах. Поэтому наша глобальная задача — максимально вернуть культуру в самые отдаленные уголки страны. Это невозможно сделать ни за один год, ни за два, но год культуры должен помочь переломить ситуацию. Сейчас уже очевидно: многое посеянное в 2014 году призвано дать свои плоды в будущем.
— Какие культурные проекты вы можете отметить в первую очередь?
— Если говорить о заделах на будущее, то их много. Я уже упомянул цирки, далее реставрация и реконструкция ведущих российских театров. Уже в этом году открылся после реконструкции Псковский драмтеатр имени Пушкина, в планах на май
— БДТ имени Товстоногова, летом — несколько региональных театров, идут работы по реконструкции Малого театра, которые планируется завершить в 2016 году; создание Музея Первой мировой войны в Царском Селе; строительство второй очереди Третьяковки, Музея космонавтики в Калуге, создание экспозиции Музея оружия в Туле. Все концепции этих проектов обсуждались публично, с участием ведущих экспертов музейной и выставочной индустрии, директоров крупнейших музеев страны, Военно-исторического общества.
Также наконец определимся с концепцией Музейного городка в Москве. Среди объектов культурного наследия выделю воссоздание Ново-Иерусалимского монастыря, продолжение масштабных работ на Соловках. В 2014 году, к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, развернули крупномасштабные ремонтно-реставрационные работы на объектах ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Начнутся работы по реставрации Государственного исторического музея, планируем в кратчайший срок запустить новый комплекс Московской филармонии на юго-западе столицы.
Немаловажным проектом считаю строительство Государственного центра современного искусства. 23 декабря 2013 году совет ГЦСИ выбрал победителя проекта — Heneghan Peng Architects. Всего на открытый конкурс было подано невиданное, рекордное число заявок — более 900, 250 из которых прошли отбор. Новый центр объединит людей, занимающихся созданием, развитием, изучением и продвижением российского современного искусства.
Это все открытые проекты, которые будут реализованы в ближайшие несколько лет. И я не назвал вам даже малой части реализуемого министерством.
— А есть программа, начатая в 2013 году, которой вы особо гордитесь?
— Программа массового детского туризма. Не всем семьям, особенно проживающим в глубинке, по карману отвезти своих детей, к примеру, в Санкт-Петербург. Со второй половины сентября прошлого года были организованы поездки учащихся 28 регионов в Санкт-Петербург.
Министерство выделило из текущей экономии по торгам 168 млн руб., что позволило почти 20 тыс. школьников побывать с трехдневной экскурсией в Петербурге, посетить новую сцену Мариинки, Русский музей, Петергоф, Эрмитаж, почтить память дедов на Пискаревском кладбище.
Дети — самая благодарная публика, восторг от поездок, по откликам, был неописуемый. По результатам работы были приняты принципиальные решения о предоставлении льготных тарифов при перевозке учащихся железнодорожным транспортом, о льготных условиях посещения ведущих учреждений культуры. В этом году займемся организацией детских туристических поездок по городам Золотого кольца.
Государственный музей-заповедник "Петергоф" готовит специальную культурно-познавательную и туристскую акцию "Петергоф — детям России". У этой программы большое будущее.
Поездки, дающие возможность прикоснуться к высокой культуре, запомнятся детям надолго. И мое личное мнение, не министра, а отца троих детей: показать детям из отдаленных регионов хотя бы часть нашего бесценного культурного наследия — тоже важная задача года культуры.
Источник Источник: Россия Навсегда.рф.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Есть любопытная карта, на которой можно отыскать информацию о различных объектах, имеющих неизбывный интерес у любознательных человеков. Можно листать по списку, а можно "тыркнуть" в значок на карте, и будет радость.
Крамольные карты My Webpage
Цель данной карты - показать наглядно большое количество уникальных объектов и артефактов планеты.
отсюда : http://kadykchanskiy.livejournal.com/195656.html#comments