Швейцария – высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством. По уровню ВВП на душу населения более 60 000 долларов Швейцария занимает ведущее место в мире.
Швейцарцам не нужен рост ВВП в ущерб интересам населения
Уникальная все-таки страна – Швейцария. Европейская до мозга костей, но в Евросоюз не спешит. Здесь царит вечный нейтралитет и почти нет профессиональных военных. Кстати, и профессиональных политиков тоже: даже должность президента тут коллегиальная. А еще это единственное государство Европы, где существует полноценная прямая демократия с референдумами, приносящими иногда неожиданные плоды. Так было на минувших выходных, когда швейцарцы провели плебисцит об ограничении иммиграции, на котором обязали правительство ввести жесткие квоты на въезд иностранцев. За это высказались 50,3% голосовавших. А устроила все это консервативная Швейцарская народная партия. Та самая, что пять лет назад добилась запрета на строительство минаретов, тоже с помощью референдума. Вот как ШНП довела свою мысль до граждан: миграцию изобразили в виде дерева, которое пьет соки из Швейцарии, перемалывая ее зверскими корнями-щупальцами.
Нельзя сказать, что Швейцарию совсем уж заполонили иностранцы, хотя ее гражданам мало не кажется. Ежегодно сюда прибывает до 80 000 человек, что составляет примерно 1% от населения страны. А местным и самим тесновато: швейцарцы уверены, что приезжие вытесняют их с рынка труда и, что еще хуже, взвинчивают цены на недвижимость. С 2007 года жилье здесь, даже вопреки ограничениям на скупку иностранцами, подорожало более чем на 30% – европейский рекорд. Иностранцы перегружают системы транспорта и здравоохранения и повышают уровень преступности. Каждое четвертое преступление в стране совершает иностранец-нелегал, а 38% правонарушителей – иностранцы с долгосрочным либо краткосрочным видом на жительство.
И вообще в Швейцарии не очень жалуют пришлых – так уж тут сложилось. Какой будет квота на въезд, пока неясно, но, судя по первым предложениям, довольно скромной. В парламент уже подан законопроект, предлагающий ограничить приток мигрантов планкой в 0,2% населения, – то есть нынешнее число гастарбайтеров сократится впятеро.
Правительство, которое давно и безуспешно противилось референдуму, не знает, что ему делать: отношения с Евросоюзом остывают на глазах. Решение упертых горцев вызвало там, мягко говоря, разочарование. Правительство Германии немедленно упрекнуло Берн в «прогрессирующей самоизоляции». А замглавы Еврокомиссии Вивиан Рединг едко напомнила: «Мы уважаем демократическое волеизъявление швейцарцев, однако четыре основополагающих свободы – свободное перемещение людей, товаров, капитала и услуг – не подлежат разделению. Единый рынок – это не швейцарский сыр, и дырок в нем быть не может». На долю ЕС приходится 56% швейцарского экспорта и 80% – импорта. Поэтому Берну может не поздоровиться, когда Брюссель тоже захочет что-нибудь пересмотреть. Или, например, вспомнить о борьбе с офшорами, которая в последние месяцы что-то привяла.
Швейцария, хоть и с некоторыми ограничениями, подписала Шенгенское соглашение, а в 2002 и 2004 годах Берн и Брюссель сняли несколько визовых и торговых барьеров, так что упрек ЕС отчасти справедлив. Надоевшие швейцарцам мигранты – это как раз и есть граждане стран Евросоюза, поскольку выходцев из других регионов мира альпийская республика и так почти не впускает. По данным 2012 года, по числу иммигрантов в Швейцарию лидировала Италия, второй по величине покупатель швейцарских товаров. А на втором месте была Германия, главный торговый партнер швейцарцев. В этой связи забавно, что активнее всего против приезда своих собратьев по крови и вере голосовали как раз германо- и италоязычные сельские округа.
А вот швейцарский бизнес, как и крупные города, референдум не приветствовал: местные компании давно привыкли к иностранным рабочим, инвесторам и предпринимателям. Биотехнологические, химические и фармацевтические гиганты Швейцарии, такие как «Новартис» и «Рош», формируют персонал за счет иностранцев на 45% (хотя, само собой, многие из них въехали в страну по долгосрочным контрактам). Гастарбайтеров охотно нанимает и швейцарская «Нестле», которая, к слову, основана выходцем из Германии Генрихом Нестле. Основатель Давосского форума Клаус Шваб, благодаря которому Швейцарии раз в год гарантировано внимание всего мира, – тоже немец. Копнув поглубже, мы увидим, что легендарную часовую промышленность Швейцарии ставили на ноги беглые французские гугеноты, а знаменитую местную марку часов «Патек Филипп» и вовсе создали два поляка. Центробанк Швейцарии утверждает, что благодаря иммигрантам ВВП федерации ежегодно увеличивается на 7,2 миллиарда долларов, или примерно на 1,1%. То есть почти на величину годового прироста этого самого ВВП.
Сейчас, однако, иностранцы едут сюда не давать миру новые супербренды, а наоборот – получать. Получать преимущества работы в сильных концернах и банках, стабильной местной валюты, развитой системы социального обеспечения. Теперь перед правительством встала дилемма: как выполнить волю граждан, не поставив под удар рост экономики и отношения с Евросоюзом, который уж кого-кого, а Швейцарию может покарать чувствительно. Хуже всего, что страна оказалась расколотой ровно пополам, да еще и по острейшему за многие годы вопросу. При обычной для швейцарских референдумов явке в 40% на сей раз на участки явились 56% граждан. Посмотрим, как швейцарцы выпутаются. Вот такой они уникальный народ: для них уж лучше богатеть помедленнее, зато жить своим укладом и ни от кого, по возможности, не зависеть.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 422
Рейтинг поста: