Стратегия США по борьбе с наркопроизводством в Афганистане была изначально провальной. Однако существуют сомнения, уместно ли говорить о поражении Америки на маковых полях
На днях генеральный инспектор США по вопросам реконструкции Афганистана Джон Сопко рассказал телекомпании CNN, что из более чем 100 миллиардов долларов, израсходованных на восстановление страны, около 10 миллиардов было выделено на борьбу с производством наркотиков. Судя по словам инспектора, эти деньги ушли в афганский песок. Если оценивать результаты усилий по нарушению связей между наркокультурой, производством наркотиков и действиями боевиков, "все эти три показателя говорят о том, что мы потерпели неудачу", констатировал Джон Сопко.
Фактический провал антинаркотической политики США в Афганистане был вызван в первую очередь тем, что американцы изначально приняли неправильную стратегию, считает эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.
"Дело в том, что они используют чисто полицейский подход, то есть запретить производство, уничтожить посевы, переловить тех, кто изготавливает и перевозит. Хотя на деле наркотики лучше всего уничтожаются именно через экономическое развитие страны. То есть чем больше рабочих мест, чем больше возможностей для работы, легальной работы, что очень важно, тем меньше производство наркотиков. Экономическое развитие Афганистана не пошло семимильными шагами, и в итоге они (американцы) потерпели поражение. Крестьяне, которые живут в труднодоступных районах, где нет ирригации, нет электрификации, нет других возможностей заработка, нет возможности выращивания других культур, там, соответственно, они выращивают наркотики, чтобы прокормиться".
Весьма показателен тот факт, что часть доходов от выращивания мака в Афганистане идет на покупку солярки – чтобы питать дизель-генераторы и обеспечивать отдельные дома или небольшие кишлаки электричеством. При этом выявилась закономерность: в тех районах, где была проведена электрификация, уровень наркопроизводства резко снижался.
Читайте также: "Талибан" готовится к новому раунду войны за "опиумный счет"
Для того чтобы коренным образом переломить ситуацию, Афганистану необходима индустриализация, полагают эксперты. Первоначально она вызовет отток населения из сельских районов в города. Повысятся заработки и, соответственно, уровень жизни. В свою очередь города – это крупный потребитель зерновых культур и вообще сельскохозяйственных продуктов. То есть афганским крестьянам будет выгодней выращивать и производить продовольствие вместо опийного мака. Однако это идеальный сценарий.
В реальности, по данным ООН, сегодня маковые посевы в Афганистане по площади превышают суммарные размеры плантаций коки в Колумбии, Перу и Боливии. Афганские поставки более чем на 90 % "закрывают" потребности мирового рынка опиума. Как отмечал директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов, с момента вторжения в 2001 году США и НАТО на территорию Афганистана производство героина здесь выросло в 40 раз. По весьма приблизительным подсчетам, афганские маковые поля и героиновые лаборатории ежегодно приносят до 18 миллиардов долларов прибыли. Так что 10 миллиардов, безвозвратно утраченных в Афганистане бюджетом США за 13 лет борьбы с местным наркобизнесом, воспринимается неубедительно, а то и странно. Вероятно, неслучайно периодически то тут, то там возникают скандалы, связанные с непосредственной причастностью американских спецслужб к наркотрафику в самых разных регионах мира.
Так, историк и публицист Константин Пензев в работе "Роль США в организации мировой наркоторговли" рассматривает ставшие доступными факты о вовлеченности ЦРУ в наркобизнес еще со времен войны во Вьетнаме. В числе прочего автор напоминает, как в 1996 году офицер отдела по борьбе с наркотиками полиции Лос-Анджелеса Майкл Рупперт (Michael Ruppert) публично обвинил ЦРУ в доставке наркотиков на территорию США. Через месяц тогдашний шеф ЦРУ Джон Дейч покинул свой пост. Бывший канадский дипломат Питер Дейл Скотт, профессор Университета Калифорнии, сообщил в La Tribune, что причастность ЦРУ к международному наркотрафику является запретной темой в американских политических кругах, а также в массмедиа.
Между тем странную взаимозависимость военного присутствия США в Афганистане и расцвета местного наркобизнеса без всяких признаний и скандалов иллюстрирует сухая статистика. В июле 2000 года талибы запретили населению выращивать мак, и в следующем году страна выдала всего лишь 185 тонн опия-сырца. Зато в 2002 году, то есть после вторжения США, в Афганистане было произведено уже 2 700 тонн, а за 2011 год – почти 6 тысяч тонн опия-сырца.
Не так давно президент исследовательского центра New World Strategies Coalition Халиль Нури высказался в том смысле, что верхушка нынешнего режима в Кабуле представляет собой «небольшую группу продажных коррупционеров», лично вовлеченных в наркобизнес. Поэтому, когда войска НАТО будут выведены из Афганистана, опиумная отрасль еще больше усилится, а внутренняя ситуация в стране усугубится.
Впрочем, американцы там, скорее всего, останутся. Если предположить, что потраченные на неудачную «борьбу» с производством наркотиков 10 миллиардов долларов – это не потеря, а часть инвестиций, то Штатам абсолютно незачем покидать Афганистан. Ведь тогда подсобное хозяйство ЦРУ останется без должного присмотра.