Два года отработал Майкл Макфол послом США в России. И вот теперь собрался уволиться. Рассказал о своих провалах, о том, что скучает по семье, которую не видел семь месяцев, а также (в который раз) объяснил, что Америка на самом деле белая и пушистая, и потому очень жаль, что за два года его дипломатической деятельности в Москве русские так и не поверили в американский белый пух. В общем, Майкл «перезагрузился» in Russia так, что получилось полное delete.
В марте 2012 года Джеймс Брук с
«Голоса Америки» назвал посла США в РФ Майкла Макфола многолетним и убеждённым поборником демократии в России. Однако, по словам того же Брука, мистер посол уже за два месяца жизни в Москве на собственном опыте испытал не что иное, как «взрыв антиамериканизма». Оказывается, Путин и его приверженцы обвинили нового американского посла… в чём? В «поддержке антипутинских выступлений».
Ну, а в чём ещё может обвинить Путин? Не в выступлениях же против Обамы… Но Майкл, очевидно, расстроился. Мистер Брук решил прояснить ситуацию и взял интервью у Макфола. Вот что, в частности, сказал корреспонденту начинающий посол:
«Мы совершенно не заинтересованы в возврате к подобию «холодной войны» и язвительной риторике. Мы не считаем, что это служит американским национальным интересам. Официальные лица российского правительства сообщали лично мне и другим высокопоставленным чиновникам правительства США, что они разделяют наше мнение в этом вопросе и хотят продолжительных отношений. Так что следующие недели и месяцы станут испытанием для этих заверений, и мы увидим, сможем ли вернуться к реальному сотрудничеству в наших взаимных интересах».
Рассказал корреспонденту мистер Макфол и о реакции на российский «антиамериканизм» в Вашингтоне:
«На прошлой неделе я был в Вашингтоне, где встретился практически с каждым сотрудником администрации, занимающимся этой частью света, и многими другими людьми. Уровень антиамериканизма в России для всех стал настоящим сюрпризом, потому что мы были уверены, что строим отношения совершенно другого типа. И, конечно, многие люди обеспокоены тем, каким стремительным может быть этот регресс, особенно в риторике, которая, нам казалось, осталась далеко в прошлом. Это значит, что рецептом здесь является реальная дипломатия. И именно такой подход мы намерены применить в отношении к кампании в прессе, которая здесь происходила».
Усложнили же работу американских дипломатов те люди в России, что уверены: никакой такой «перезагрузки» нет:
«…я думаю, что наши критики, критики «перезагрузки» и президента, честно говоря, воспользовались этой кампанией, чтобы заявить: «О какой перезагрузке вы говорите? Нет никакой перезагрузки». И это ещё больше усложнило работу дипломатов и администрации в продвижении цели улучшения американо-российских отношений».
Позднее, в мае того же 2012 года, последовало внушение русским через авторитетный американский журнал
«Foreign Policy».
Андерс Аслунд, считающий, что Россию следует «выгнать» из «Большой восьмёрки», написал:
«Обама должен противостоять президентству Путина. Для начала он должен восстановить элементарное уважение и не позволять путинским головорезам запугивать американского посла в Москве, что является грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических отношениях. Обама должен просто сообщить Путину, что не собирается встречаться с ним до тех пор, пока не прекратятся нападки на Майкла Макфола. Путин понимает жёсткий язык».
Ну, а потом понеслось. Мистер Макфол решил, видимо, перевоспитать Россию.
В том же мае того же 12-го года американский посол отправился с лекцией во ВШЭ (аббревиатура от «Высшая школа экономики», это в Москве). Скучные экономические темы — это не для Майкла. Он любит что-нибудь погорячее. К примеру, сюжет о взятках.
Заметив, что он, посол, здесь человек новый и не очень разбирается во внешней политике (да кто в Америке в ней разбирается, заметим в скобках), мистер Макфол привёл в пример своё непонимание неких «сфер влияния», о которых будто бы говорят русские. Особенно же он не понимает эти «сферы», когда речь заходит о Киргизии и военной базе «Манас». Вот американцы там, в Киргизии, в сферы влияния не играют.
Впрочем, кое во что всё-таки играют и американцы, как все поняли из речи Макфола. Начав говорить о взятках бывшему киргизскому президенту Курманбеку Бакиеву, посол США упомянул не только Россию, но и родную Америку. Внешнеполитическая деятельность России и Америки вокруг базы «Манас» в изложении Макфола
оказалась следующей:
«Вы предлагали большие взятки господину Бакиеву, чтобы он выбросил нас из Киргизии. Мы также предлагали взятку примерно в десять раз меньше, чем то, что предлагали вы, но это не сработало».
Вот, заметим, удивительно: предложить в 10 раз меньше — и на что-то рассчитывать. Вот уж правда: кризис подкосил Америку.
Отражать американское обвинение о «больших взятках» бросилось Министерство иностранных дел России. Оно немедленно
прокомментировало заявление посла: «Это уже не первый случай, когда заявления и действия господина Макфола, находящегося на столь ответственном посту, вызывают оторопь. В задачу послов, как мы понимаем, входит содействие поступательному развитию двусторонних отношений со страной пребывания на основе глубокого знания фактов, а отнюдь не раздражённое тиражирование небылиц в медийном пространстве».
Комментарий МИДа распространился в русской прессе 28 мая, и мистер Макфол с ним благополучно ознакомился. 7 июня, дабы обелиться в глазах МИДа и оправдаться перед широкой публикой, мистер посол снова отправился в экономическую школу. Нет, не в ту, где говорил о взятках. Там, вероятно, он решил никогда больше не появляться. Вместо ВШЭ он пошёл в РЭШ (Российскую экономическую школу). Там-то он и извинился публично за то, чего наговорил в Высшей школе экономики. Поведение, кстати, логичное: раз уж нагородил чепухи перед экономистами, так перед экономистами и извиняйся. И ничего, что перед другими и в другом месте.
Итак, посол
покаялся:
«Я сожалею, что я использовал слово «взятка», когда выступал десять дней назад. Я должен был использовать словосочетание «пакет финансовой помощи». Я допустил ошибку, я это признаю… Мы все учимся, мы хотим быть лучше».
Студенты финансовых специальностей узнали, что дипломатический синоним нехорошего существительного «взятка» — длинное словосочетание «пакет финансовой помощи».
В 2012-м году Макфол, этот архитектор «перезагрузки», регулярно
получающий от русских пользователей Интернета краткие, но ёмкие твиты в стиле «F… you», искренне верил, что любовь России и Америки очень усилилась. Выступая в РЭШ, посол озвучил
некоторые показатели любви: если в 2008 году всего 17% россиян относились к Америке с симпатией, то в 2010 году число симпатизирующих Америке русских выросло в разы — до 62%. И всего каких-то 2% американцев полагает, что Россия — главный враг США.
Спустя неделю, в том же июне 2012-го, Макфол снова показался на людях.
На сей раз посол Америки пришёл выступать в Московскую школу политических исследований. Для разнообразия он даже заговорил по-русски. И — уж так вышло — на чистом русском выдал очередные вашингтонские тайны благодарным слушателям. А уж они разнесли их, прямо из зала, по всяким «твиттерам», «фейсбукам» и прочим «ЖЖ».
Мистер Макфол
сказал: «Госдеп и Америка не финансируют и не дают деньги оппозиции». И подчеркнул: «Оппозиция — это ваши дела, чем вы занимаетесь — это ваши дела, а не наши дела, и мы прекрасно это понимаем».
Далее посол США, которому, видать, здорово надоели вопросы назойливой московской публики о том, где можно занять очередь на получение госдеповского гранта, свалил вину по поводу цветных революций, затеваемых на московских площадях, на администрацию Буша-младшего:
«Опыт показывает: я знаю, что мы этим не занимаемся здесь. Это наша чёткая политика. Другие администрации занимались этим. И это правда. Читайте вашу историю, ребята. Надо просто узнать факты».
Как же так? Как-то непоследовательно. В это же никто не поверит. Одни занимались, другие не занимаются. И это — «чёткая политика»? Ни фига не «чёткая». Не верим, в натуре.
Впрочем, мистер Макфол объяснился:
«В Америке смена администрации означает смену внешней политики. Кондолиза Райс, она тоже профессор Стэндфордского университета, не могла быть автором «перезагрузки», потому что восемь лет до нас она занималась другой внешней политикой в отношении России».
Ну, это примитивно… Какую такую смену политики, когда Штатами правят корпорации, продвигая и конгрессменов, и оплачивая предвыборную кампанию президенту? Межпартийные игры демократов и республиканцев, и больше ничего. Посол намекнул на то, что республиканцы — плохие, а демократы — хорошие. Не все русские могут это уяснить, но Обама, скорее всего, старания Макфола оценил.
Получилось, что и сам посол, и его вашингтонский босс Обама — хорошие парни, настоящие демократы (не то что плохиши из администрации республиканца Буша-младшего). В нынешней администрации США вообще все исключительно хорошие. Хиллари Клинтон — не Кондолиза Райс (но сказать, что она не продолжает дело Госдепа, мы почему-то не можем).
Короче говоря, в демократической администрации Обамы все любят Россию и желают ей успешной перезагрузки. Для чего, спросите, перезагрузка? Так это, выходит, для того, чтобы избавиться от дурного «цветного» прошлого, навеянного «другой внешней политикой», проводимой в России специалистами Буша-младшего.
Какой-то уж очень сложный у Макфола подтекст. Россия не верит Америке, потому что Америка себя плохо зарекомендовала при Буше-младшем. Теперь Россия тоже не верит Америке, потому что просто привыкла ей не верить. Выходит, перезагрузка нужна не России, а самой Америке. Ну, так и пусть перезагружается (мы за этой перестройкой с удовольствием понаблюдаем), а уж потом Россию жить учит. А то ведь временами кажется, что, говоря о перезагрузке, Америка подразумевает низкоуровневое форматирование! Кстати, на символической кнопке американцы вместо «перезагрузка» написали «перегрузка»…
Что до упомянутой Х. Клинтон, то Макфол, мы знаем, подпевал ей. Поздней осенью того самого 2012-го года мистер посол заявил:
«Асад должен уйти. Рассчитываем, что Россия может помочь обеспечить его безопасность, так как ваши отношения — более близкие, не хочу сказать, что вы союзники, но влияния на правительство и систему Сирии у РФ больше».
Асад сказал американским доброжелателям в ответ:
«Я — сириец, родился в Сирии, и я буду жить и умру в Сирии».
На это ни у Х. Клинтон, ни у М. Макфола, ни у прочих «друзей Сирии» не нашлось что возразить. И с тех пор как-то загрустил наш Макфол. Трудно сказать, как он протянул 2013-й год в стране, проповедующей «антиамериканизм», ограничивающей свободу «голубых» и даже сумевшей уберечь Сирию от миролюбивого расстрела «Томагавками», которыми уже потрясали Обама с Хейгелом (оба в прошлом известные пацифисты, как и нынешний госсекретарь Джон Керри).
В конце 2013-го — начале 2014-го Макфола, вероятно, окончательно доконала Украина. Куда ни глянь — всюду русские опережают Запад. И опять этот… ммм… «пакет финансовой помощи». Для Януковича. Обещано 15 миллиардов долларов и газ подешевле. А что Америка этому противопоставила? Печенье от Нуланд?
Это, знаете ли, не в десять раз меньше.
Такого международного позора посол выдержать уже не смог. И заявил, что соскучился по жене и детям.
4 февраля Майкл Макфол
заявил, что собирается покинуть пост посла России в конце февраля, после Олимпиады, и написал о своём отъезде в блоге. Решение уехать из России он объяснил необходимостью проводить больше времени с семьёй.
«Они с женой решили, что после семи месяцев на противоположных сторонах планеты для семьи пришло время воссоединиться», — сказано в соответствующем заявлении американского посольства.
Заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс заявил, что президент Обама выражает Макфолу благодарность за его работу. В пример были приведены такие достижения, как переговоры по СНВ, Ирану, обеспечению войск в Афганистане.
Как передал
корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Кирсанов, американское правительство отвергло предположения о том, что Майкл Макфол завершает работу в России потому, что им недовольны в Вашингтоне. «Совершенно нет», — заявила на регулярном брифинге для журналистов начальница пресс-службы Госдепартамента США Джен Псаки.
По её словам, американская администрация считает, что Макфол проделал в России «невероятную работу». «Госсекретарь США чрезвычайно признателен Макфолу за его службу. Мы с Россией проделываем немалую работу, и он (Макфол. — Прим. авт.) является бесценным госслужащим и дипломатом», — заявила Псаки.
Однако сам мистер посол, видимо, считает иначе. Он обозначил свои посольские провалы.
Как сообщает
РИА «Новости», Майкл Макфол считает своим главным «провалом» на посольской должности тот факт, что три года назад Россия и США не сумели проявить лидерство в вопросе о конфликте в Сирии.
«Могу говорить только за себя, не уверен, что все мои коллеги в Вашингтоне с этим согласятся, но я бы отметил две вещи. Во-первых, то, что мы — Россия и США — не смогли продемонстрировать лидерство в сирийском вопросе три года назад: не три недели или три месяца назад, а именно тогда. Наши две страны несут особую ответственность, а потому я считаю это подлинным провалом в плане дипломатии», — сказал Макфол в интервью газете «Коммерсантъ».
Вторым своим «провалом» Макфол считает то, что «не удалось разрушить миф, будто США только и хотят устроить революцию в России и дестабилизировать её».
«Это абсолютная ерунда! Но, несмотря на то, что я два года говорил об этом во всех интервью и на всех встречах, эти предрассудки полностью искоренить не удалось».
Беда посла в том, добавим от себя, что русские люди привыкли судить не по словам, а по делам. А дела американские сильно расходятся с американскими словами. На словах Соединённые Штаты выступают за мир, разоружение и демократию, а на деле поддерживают бородатых исламистов в Сирии, потакают ваххабитской Саудовской Аравии, в Румынии строят ЕвроПРО, а ещё подслушивают весь мир через спецпрограммы АНБ, причём в список прослушиваемых входят даже американские сенаторы. Те самые сенаторы, которые ежегодно и одобряют закон о прослушке. Уму непостижимо. Уроки Ливии и вообще кровавая «арабская весна», родившая исламизм и разруху вместо демократии, не пошли на пользу Белому дому. Подозрительное отношение к США — вовсе не «предрассудки», мистер Макфол. И это не только российское отношение: ваше государство, Майкл, теряет доверие во всём мире.
В сущности, США — не что иное, как портрет мирового ужаса.
За двенадцать лет так называемой «глобальной войны с террором» Соединённые Штаты, похоже, вселили страх в сердца людей всего мира, пишет
Mixednews.ru со ссылкой на commondreams.org.
Благодаря ежегодному опросу «Gallup» выяснилось: США считаются угрозой №1 «миру во всём мире». Опрос 67.806 респондентов из 65 стран выявил, что США выиграли эту сомнительную честь со значительным перевесом.
Ядерный Пакистан (8%) или ядерный Китай (6%) вовсе не так пугают мир, как США (24%). Израиль считают угрозой миру во всём мире лишь 5% респондентов. Ну, а Россия — где-то ближе к концу списка с жалкими двумя процентами.
Причём Соединённые Штаты представляются угрозой как их противникам, так и союзникам. Мало того, США считает угрозой заметная часть американского общества — 13 процентов!
Показатель американской «угрозы» в Восточной Европе — 32 процента. В Мексике уровень этой угрозы вырастает до 37%. В Канаде тоже внушительное число респондентов видит в соседе угрожающий миру фактор — 17%.
Эти цифры, заметим в заключение, — реальный итог внешнеполитической деятельности Соединённых Штатов в XXI веке. Даже многие американцы возмущены тем монстром, в который превратилось их агрессивное государство. Тезисы об «исключительности» больше не выручают.
Надо полагать, Макфолу стало стыдно представлять такую страну. Ведь он, Макфол, человек неглупый.