После недавнего саммита Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), на котором США вообще не были представлены, Вашингтон пытается взять реванш в Центральной Америке. В Сальвадоре и Коста-Рике 2 февраля прошли президентские и парламентские выборы. Большинство прогнозов указывало на возможность прихода к власти в этих странах политиков-левоцентристов: в Коста-Рике лидера «Широкого фронта» Хосе Марии Вильялты, в Сальвадоре – Санчеса Серены, кандидата Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (FMLN). Не исключалось проведение второго тура выборов, поскольку на президентские посты в обеих странах претендовало рекордное число кандидатов. Электорат дробился, и набрать победное количество голосов было сложно. Так и получилось.
В Коста-Рике Вильялта неожиданно для многих выбыл из президентской гонки, оказавшись третьим среди соискателей. Сыграла свою роль пропагандистская кампания, развязанная против него местными олигархическими кругами и спецслужбами США, которые представляли его «боливарианским агентом», получающим финансирование из «популистских» стран. «Мои противники не могли обвинить меня в коррупции, поэтому называли коммунистом», - посетовал Вильялта. Теперь за победу будут бороться Арайя Монхе, кандидат от правящей Партии национального освобождения, и Луис Солис Ривера от Партии гражданского действия, политическая платформа которой именуется в СМИ «левоцентристской». Однако не стоит обольщаться. Левизна Солиса Риверы весьма сомнительна. Он на хорошем счету в американском посольстве с тех времён, когда учился в Тулейнском университете в Новом Орлеане и в Мичиганском университете (по программе Фулбрайта). Солиса Риверу можно назвать политическим дублёром Оскара Ариаса - бывшего президента Коста-Рики, агента влияния Вашингтона в Центральной Америке, который использовался для систематических атак на «популистские режимы».
Вашингтон обеспечил сохранение контроля над Коста-Рикой независимо от того, кто из оставшихся кандидатов возьмёт верх во втором туре 6 апреля. Получением необходимого для США результата на выборах занимается Гонсало Гальегос, направленный по линии Госдепартамента в Коста-Рику в августе 2013 г. С местными реалиями он ознакомился лет двадцать назад, во время своей первой загранкомандировки, когда руководил Костариканско-американским культурным центром, который традиционно использовался в качестве «крыши» для сотрудников ЦРУ. Свою оперативную квалификацию Гальегос повышал в Миссии интересов США в Гаване, затем служил в Никарагуа, Колумбии, Тринидаде-и-Тобаго. О характере занятий Гальегоса свидетельствует его стажировка в Национальном военном университете со специализацией по проблемам обеспечения государственной безопасности. Он также курировал вопросы взаимодействия между Госдепартаментом и Пентагоном. Среди задач, поставленных перед Гальегосом на командировку в Коста-Рике, - укрепление военных связей, обеспечение дальнейшего использования коста-риканской территории для базирования кораблей ВМФ и самолётов ВВС США.
Зелёный свет для расширения военного присутствия США в стране был дан с 2010 г., то есть с приходом к власти Лауры Чинчильи. Она с пониманием восприняла аргументы американского посольства: Коста-Рика – это страна, через которую осуществляется переброска наркотиков в США. Своей армии Коста-Рика не имеет, поэтому подразумевалось, что в деле борьбы с наркотрафиком без американской помощи не обойтись. Чинчилья легко убедила парламент в необходимости подобного сотрудничества. Она переправила соответствующую ноту посольства США законодателям без перевода с английского на испанский язык. Если верить информационным агентствам, депутаты почти единодушно проголосовали «за». Может быть, по этой причине Коста-Рику всё чаще называют «протекторатом США». Американизация страны идёт усиленными темпами.
В пиковые моменты «борьбы с наркотрафиком» или для проведения «гуманитарных акций» в местах базирования находятся десятки кораблей – от авианосцев до судов-амфибий, боевые самолёты, не менее трёх тысяч военных, морских пехотинцев, сотрудников спецслужб. Коста-Рика стала частью стратегической зоны, созданной Вашингтоном для обеспечения контроля над обширной территорией, богатой углеводородами, минеральными ресурсами и водой. Опорные пункты этой зоны находятся в штате Флорида, в Пуэрто-Рико, Колумбии, Гондурасе, Панаме, на Гаити, островах Кюрасао и Аруба… Содействие Коста-Рики милитаризации региона Соединёнными Штатами с тревогой воспринимается в Никарагуа, поскольку в двусторонних отношениях имеются нерешённые территориальные споры. В частности, из-за реки Сан-Хуан. Остроту вопросу придаёт грядущее строительство в прилегающей зоне Большого никарагуанского канала. Существуют версии, что Вашингтон целенаправленно стремится к разжиганию конфликта между Коста-Рикой и Никарагуа, чтобы заблокировать этот масштабный китайско-никарагуанский проект.
В Сальвадоре кандидат FMLN Санчес Серен получил почти 49 % голосов. Его главный соперник Норман Кихано от правоконсервативной партии Республиканский национальный альянс (ARENA) набрал на 10 % меньше. Второй тур остоится 9 марта. Серен заявил, что в латиноамериканских условиях подобный разрыв в результатах практически гарантирует победу, но его партия предпримет максимум усилий для получения дополнительных голосов, в первую очередь тех, кто голосовал за коалицию «Единство» (Unidad), занявшую третье место (более 11% голосов). По словам Серена, после первого тура ему позвонил Элиас Антонио Сака, кандидат коалиции «Единство», и поздравил с успехом. Серен подчеркнул: «Я не сомневаюсь, что во втором туре мы будем сотрудничать друг с другом». Он призвал также предпринимателей, гражданские организации, женщин, молодёжь, всех сальвадорцев, все сочувствующие политические силы оказать поддержку ему и его партии.
Надо сказать, что идеологически «Единство» ближе к партии ARENA, но конфликты между их лидерами побуждают эту партию договариваться с FMLN. Санчес Серен – в прошлом партизанский командир, придерживавшийся марксистских взглядов, превратился в деятеля социал-демократического толка и, в принципе, приемлем для Unidad. Серен был вице-президентом в первом правительстве FMLN (2009–2014), которое возглавлял независимый политик Маурисио Фунес. Его непоследовательность, тяготение к неолиберальным догмам в экономике, закулисные контакты с американцами неоднократно вызывали нарекания политического руководства FMLN. Поэтому в нынешних выборах от схемы с «независимым» кандидатом в президенты отказались.
Судя по результатам первого тура, электорат в партии не разочаровался. Однако устроит ли администрацию Обамы экс-команданте в качестве президента? И без него в Центральной Америке есть возмутитель спокойствия – никарагуанец Даниэль Ортега. Он является источником множества проблем, поддерживая связи с Россией, Китаем, Ираном, Кубой, другими странами ALBA – Боливарианского альянса народов Латинской Америки. Поэтому можно предположить, что сейчас за кулисами избирательной кампании в Сальвадоре посольство США предпринимает шаги для создания блока ARENA – Unidad. В этом случае у Нормана Кихано появятся шансы для победы. Стоит напомнить, что в ведении избирательной кампании ему ассистирует Хуан Хосе Рендон, живущий во Флориде и специализирующийся на мероприятиях подобного рода. О его подотчётности ЦРУ латиноамериканские СМИ писали не раз. Он работал с колумбийцами Альваро Урибе и Мануэлем Сантосом, мексиканцем Энрике Пеньей Ньето и другими и во многом облегчил им восхождение к власти.
Политически и экономически Сальвадор прочно связан с Соединёнными Штатами, где, по официальным данным, живёт не менее 2,5 миллиона сальвадорцев (из 6 миллионов). В 2013 году денежные переводы от них достигли 4 миллиардов долларов. В той или иной форме сальвадорцам постоянно напоминают: недружественный Соединённым Штатам президент разрушит сложившуюся гармонию отношений, что не может не сказаться на их благополучии.
Укрепляя свои позиции в Центральной Америке, США одновременно подрывают интеграционные процессы в рамках CELAC и развивают свой собственный проект - Тихоокеанский альянс.