30 января группа наблюдателей международной организации по наблюдению за выборами, в состав которой входили признанные эксперты из России и представители прессы из Украины, не была допущена не территорию Молдовы. В принципе, одной этой фразы должно быть достаточно для крупного международного скандала. Однако подробности происшедшего вызывают ещё большее недоумение и возмущение действиями официального Кишинёва. А в том, что решение принималось не на уровне начальника пограничного перехода, сомнений нет.
Но обо всём по порядку. В конце ноября 2013 года Народное собрание Гагаузии постановлением назначило на 2 февраля 2014 года проведение референдума, на который были вынесены консультативный вопрос о выборе внешнеполитического курса республики Молдова (на вступление в Европейский или Таможенный союз), а также вопрос о самоопределении Гагаузии в случае изменения статуса Молдовы как независимого государства. Иными словами, в последнем вопросе речь шла об отделении Гагаузской автономии в случае аннексии Молдавии Румынией.
Власти и СМИ Молдавии пытаются представить действия Комрата по консультативному опросу населения автономии как «направленные против Европейского союза», а второй вопрос референдума трактуется ими как намерение Гагаузии выйти из состава Республики Молдова.
Организация CIS-EMO с самого начала не скрывала своего интереса к данному мероприятию. Экспертами этой организации была проведена юридическая экспертиза конституционно-правовых аспектов гагаузского референдума, на основе которых было вынесено заключение о том, что результаты этого референдума не только не могут нарушить целостность существующего независимого государства и квалифицироваться как сепаратизм, напротив: они направлены на сохранение Молдовы как суверенного государства. В рамках суверенной Молдавии речи об отделении Гагаузии не идёт. Все действия и намерения Комрата находятся в правовом и конституционном поле Республики Молдова.
Проведение референдумов — самая демократическая форма выявления отношения населения по насущным и волнующим его вопросам. Референдум — это форма прямой демократии, когда непосредственно народ принимает решения по ключевым вопросам и направлениям функционирования государства. Естественно, что такое событие не могло не заинтересовать нашу организацию.
Для наблюдения за референдумом ЦИК Гагаузии официально аккредитовал 20 наблюдателей CIS-EMO.
30 января в полдень на границе между Украиной и Молдавией (пропускной пункт Паланка) микроавтобус, в котором находились международные наблюдатели в сопровождении главы администрации Чадыр-Лунги (населённый пункт в Гагаузии), был задержан молдавскими пограничниками. Наблюдателей по одному стали вызывать для тщательного обыска багажа и личного досмотра, который проводился на улице при сильном морозе (-15 градусов) и пронизывающем ветре. На предложение представителей CIS-EMO провести досмотр в помещении таможни, а также объяснить причины повышенного интереса к наблюдателям пограничники ответили отказом, ссылаясь на выполнение полученных от руководства инструкций.
В общей сложности «досмотр», в ходе которого международных наблюдателей, официально приглашённых избирательной комиссией Гагаузской автономии, то выводили из микроавтобуса, то заводили обратно, занял три часа. Не найдя в багаже участников CIS-EMO ничего запрещённого, молдавские пограничники вручили членам миссии одинаковые документы об отказе на въезд в страну. В документах было написано, что «лицами не выполняются условия въезда в Республику Молдова», однако о том, какие именно условия не выполняются международными наблюдателями, пограничники не сообщили, снова сославшись на выполнение инструкций руководства. По мнению представителей CIS-EMO, речь идёт о намеренной провокации со стороны Кишинёва.
Я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией за свою многолетнюю практику мониторинга выборов. Мало того, что между Молдавией и Россией, гражданами которой являются многие члены нашей миссии, подписаны соглашения о беспрепятственном пересечении границы, так наша миссия ещё была официально приглашена гагаузской стороной, а нас сопровождал глава администрации Чадыр-Лунги. Мы крайне возмущены таким поведением молдавской стороны по отношению к международным наблюдателям. Это также никак не вяжется с декларируемой Молдавией приверженностью принципам демократии, законности и открытости. Это противоречит обязательствам, взятым на себя Молдавией в рамках соглашения о безопасности и сотрудничеству в Европе, а также грубо попирает соглашения, подписанные страной в рамках пакета об ассоциации с Евросоюзом.
Хотелось бы отметить, что в составе миссии CIS-EMO, которую подвергли унизительной процедуре, был и помощник председателя комитета по международным делам Совета Федерации, вице-президент Российского общества солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки, член ОНМКС при ЦИК РФ, многократный участник мониторинговых миссий БДИПЧ ОБСУ Ким Кошев. Кроме того, вместе с международными наблюдателями в Молдавию ехали представители украинских СМИ, которым также было отказано во въезде в страну.
Возникает резонный вопрос: каким образом полицейское государство, которым, по сути, является современная Молдова, смогла подписать соглашение об ассоциации с ЕС, и насколько вопрос о ценностях вообще является важным для европейских стран. Сейчас в Европейский союз фактически приглашаются государства с неразвитыми демократическими институтами, не уважающими не только волю своих граждан, но и базовые европейские принципы — на основании одной только геостратегической ориентации. Стараясь закрепить геополитические успехи, европейцы сами способствуют разрушению системы собственных базовых ценностей. Мы искренне хотели бы верить, что данная провокация Кишинёва получит соответствующую правовую оценку со стороны Европейских институтов.
…Хотя и понимаем, что рассчитывать на это не приходится.