Ватикан принимает участие в международной конференции по Сирии в швейцарском городе Монтре. Официальную делегацию Святого престола возглавили постоянный наблюдатель при отделении ООН в Женеве архиепископ Сильвано Томази и представитель Государственного секретариата по отношениям с государствами архиепископ Альберто Мартин Ортега.
Накануне открытия конференции ватиканский официоз, L`Osservatore Romano, опубликовал программную статью монсеньора Томази. Вкупе с его заявлениями Radio Vaticana попробуем выделить следующие позиции. Святой престол неоднократно заявлял о необходимости немедленного прекращения огня и проведения переговоров о формировании переходного правительства в Сирии с выходом на организацию «свободных выборов». Это в краткосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе Ватикан хотел бы принять участие в процессе экономического восстановления региона. По словам Томази, требуется широкая «международная солидарность», то есть, «много денег, чтобы восстановить местную экономику».
Речь о том, продолжает монсеньор, что средства, вложенные в оружие, должны быть перенаправлены на гуманитарную помощь. Миллионы людей находятся в ситуации, опасной для их жизни. Семьи разрушены. Образовательные и медицинские учреждения непригодны для использования. Все это нужно создавать с нуля, не исключая строительство жилья для сирийцев, «что позволило бы возобновить нормальную жизнь». Акцент, по мнению Святого престола, следует сделать на вовлечение в процесс восстановления молодежи, которая бы смогла таким образом стать участником «творческого созидания мирного будущего своей страны».
Сам Ватикан претендует на участие в программах помощи беженцам. На сегодня Верховный комиссар ООН по делам беженцев распределяет часть ресурсов, предоставляемых международным сообществом, через такие организации как католическая конфедерация Caritas Internationalis и Международная католическая комиссия по вопросам миграции. Но это средства, что называется, на поддержание прожиточного минимума. Между тем, уже сейчас «Иезуитская служба помощи беженцам» (JRS) в Сирии призывает увеличить финансовую поддержку для вынужденных переселенцев. А когда начнутся полномасштабные работы по строительству в стране мирной жизни, объемы финансовой помощи на возвращение и обустройство беженцев могут возрасти в разы.
Одним из спонсоров Дамаска может стать Тегеран, не представленный ныне на «Женеве-2». И это повод поговорить о долгосрочных перспективах для Ватикана. На конференции в Давосе иранский президент Хасан Рухани изложил свое видение будущего Ирана как «крупного игрока международной политики». По сообщению AsiaNews, Рухани подчеркнул, что его страна «хочет решить конфликты в регионе», включая сирийский, и пообещал бороться с экстремизмом и исламским терроризмом, который процветает там, где «есть невежество, бедность и отчаяние».
Между Святым престолом и Тегераном сложились вполне теплые отношения. Есть основания предполагать, что они координируют свою политику на Ближнем Востоке. Так, недавно в интервью Katholische Nachrichten-Agentur эксперт Питер Шолль-Латур сделал несколько интересных замечаний. Во-первых, говоря о Сирии и последствиях «арабской весны», он счел предпочтительным оставить у власти президента Башара Асада как «наименьшее зло». Во-вторых, посоветовал ливанским христианам в качестве надежных союзников видеть шиитов, а не суннитов из доминирующей партии Саада Харири, которую поддерживает Саудовская Аравия. Понятно, что ставка на шиитов – это ставка на Иран.
Поддержка Ватикана христианских меньшинств на Ближнем Востоке не есть просто решение «гуманитарного вопроса». Христиане должны присутствовать институционально. В Египте это уже происходит. Там копты-христиане выступили на стороне армии, которой свергнула режим «братьев-мусульман». После чего коптам дали возможность поработать в учредительной комиссии по разработке новой Конституции. Судя по всему, они получат квоту на министерские посты в будущих органах власти.
Еще один факт. Как сообщает Agenzia Fides, накануне «Женевы-2» сирийские курды на северо-востоке страны объявили о создании автономного кабинета министров в составе двадцати человек. Трое из них – местные христианские священники, возглавившие комитеты по экономике, муниципальным образованиям и по правам человека. В условиях большого геополитического передела Ближнего Востока нельзя исключать того, что Тегеран поспособствует вхождению христиан в составы правительств иных нынешних и, как знать, новых государств региона.
«Коридоры возможностей» здесь самые широкие. Появляются намеки, связаны они с «Женевой-2». Например, вашингтонский представитель Святого престола в ООН архиепископ Фрэнсис Чуликат в связи с дебатами в Монтре-Женеве обращает внимание на израильско-палестинский диалог. Это очевидное. А вот и неожиданное. На днях руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель, комментируя «скатывание Украины на грань гражданской войны», предложил Евросоюзу «проявить здесь дипломатическую инициативу в отношении Москвы». По его словам, «на конференции по Сирии в Монтре и встрече деловой элиты в Давосе будет достаточно возможностей договориться о том, как предотвратить дальнейшую эскалацию насилия на Украине».
Внесение «украинского вопроса» в повестку дня в конференции по Сирии в Монтрё (а до того Украину и Сирию в одном пакете планировали обсудить на 50-й Мюнхенской конференции в начале февраля этого года) создает новое «виртуальное» геополитическое пространство от Киева до Дамаска. Это может быть интересно для Ватикана. На рубеже XVI-XVII веков иезуиты в противовес Османской империи, которая поддерживала православных, уже создавали на украинских землях Греко-католическую церковь. Сегодня «лихорадит» как Украину, так и Турцию. Ватикану есть все резоны держать руку на пульсе дуги Киев – Дамаск. Ведь посередине ее находится Константинополь. Источник: ИА Рекс.
Рейтинг публикации:
|