Ударная сила
Беспорядки в Киеве вновь заставили задуматься о природе украинского национализма
Сегодня бесчинствами на улицах Киева занимаются националистические радикалы. Что это за сила? Какие идеи отстаивает? Принесут ли ее действия пользу стране? Почему именно Галичина стала ее базовым регионом? И главное, может ли ее деятельность представлять угрозу для России? Ответить на эти вопросы попыталась газета ВЗГЛЯД.
Галичина
«За 24 года выросло молодое поколение галичан, которым были привиты идеи правового нигилизма»
Как это ни парадоксально, но радикальный национализм – родное дитя абсолютной свободы в стране. Он приходит к власти в странах и регионах, где власть систематически самоустраняется от решения проблем в политической, экономической, духовной, культурной жизни общества. Это характерно и для Германии в эпоху Веймарской республики, и для Италии до прихода к власти Муссолини, и для Испании – до Франко, и для Португалии – до Кармоне и Салазара.
Начиная с 1990 года Галичина была центром движения за отделение от СССР и установления демократии. С тех пор контроль власти над этим регионом слабел. Галичина могла признавать или нет президента Украины (например, в 2004 году и сейчас). Она выбирала, какие законы выполнять, а какие нет (например, закон о повышении статуса русского языка в 2012 году и нынешние законы о наказании за клевету и экстремизм). Она могла не подчиняться решениям органов центральной власти (в начале 1990-х, в 1995 году во время похорон патриарха автокефальной церкви Владимира (Романюка), во время «оранжевого» Майдана 2004 года и сейчас в период евромайдана). Киев регулярно закрывал глаза на разрушение памятников, хулиганские действия по отношению к Российскому культурному центру во Львове, формирование экстремистских движений. Центральная власть никак не реагировала на работу целых центров, нанимающих и отправляющих боевиков воевать с сербами в Боснии, с русскими в Чечне, Абхазии и Приднестровье.
Не обращала она внимание на работу множества полулегальных молодежных организаций, втягивающих молодых людей с подросткового возраста в свои ряды и прививающих им экстремистские идеи.
В результате за 24 года выросло молодое поколение галичан, которым были привиты идеи правового нигилизма.
Мировоззрение
Традиционно на Украине существовали два националистических направления: умеренное (консерватизм) и радикальное (интегральный национализм). Идеологию первого сформулировал Вячеслав Липинский, а второго – Дмитрий Донцов.
Консерватизм утверждал, что европейскую Украину можно построить собственными силами и гражданами этой страны должны быть все, кто на ее территории проживает. Интегральные националисты, напротив, считали, что следует опираться на помощь Берлина или Вашингтона, и выдвигали антироссийские лозунги. По их мнению, только этнические украинцы достойны жить на Украине.
Национал-радикалы со своей агрессивной антироссийской риторикой всегда находили и находят поддержку на Западе. Консерватизм, в развитии которого должна была бы быть заинтересована украинская власть, не интересовал никого.
Еще одна характерная черта идеологии украинского национализма: он практически остался неизменным в том виде, в котором его сформулировали в 1920–1930-х годах. И сегодня мы видим, что лидеры ВО «Свобода» исповедуют в эпоху компьютеров и информационных технологий мировоззрение первой трети XX века.
Истоки
Сегодня радикалы, исповедующие интегральный национализм на Украине, имеют мощную политическую организацию и боевое крыло. Первая представлена всеукраинским объединением «Свобода», а второе – целым рядом организаций: «Правый сектор Майдана», УНА-УНСО, «Тризуб», «Патриот Украины», «Белый Молот», «Карпатская сечь», Социал-Национальная Ассамблея и др.
Но начиналось все в далеком октябре 1990 года – с «Революции на граните». Это был первый Майдан, пока, правда, бескровный. Тогда молодые студенты, настраиваемые против коммунистической власти своими взрослыми наставниками из Народного Руха, установили палаточный городок в центре Киева и предъявили ультиматум руководству УССР. Требования очень напоминали нынешние:
– отставка всего руководства республики, переизбрание парламента; – разрыв отношений с Россией (неподписание нового Союзного договора); – передел собственности Компартии Украины (собственность была социалистической, но отказаться от имущества КПУ мало кто мог себе позволить).
Тогда те, кто их подталкивал выйти на Майдан – национал-демократы из «Демократической платформы» в Верховной раде – предали молодых радикалов, договорившись за их спинами с властью.
Обманутые же ими юноши создали УНА-УНСО (формальным лидером был сын последнего руководителя УПА Юрий Шухевич), а через несколько месяцев – Социал-национальную партию.
Вскоре распался Советский Союз, и у молодых радикалов возникла возможность стрелять в русских в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Боснии.
В 1995 году они организовали настоящие бои в центре Киева со спецназом, когда тот пробовал перекрыть проход незаконному шествию у Софийского собора. Так что «боевой опыт» был у многих галичан задолго до нынешних событий.
Сегодня участники националистических движений в России и на Украине – это поколение, воспитанное в «лихие» 1990-е. Они и несут на улицы дух того времени: идеологию беспредела, радикальную систему ценностей, неприятие чужих взглядов. Именно это мы видели на Манежной площади в Москве 2010 года и на евромайдане 2013–2014 годов.
Куда ведет радикализм?
Начиная с 2010 года рейтинги ВО «Свобода» резко пошли вверх. Если в 2007 году партия набрала на парламентских выборах менее 1% голосов, то уже в 2012-м – более 10%. Крах на фондовой бирже в 1929 году и беспомощность правительства Веймарской республики способствовали резкому росту популярности НСДАП Адольфа Гитлера. Успеху ВО «Свобода» на парламентских выборах 2012 года благоприятствовали негативные последствия экономического кризиса 2008 года и слабость власти.
Надо отметить, что последствия падения экономики в эпоху Ющенко-Тимошенко не ликвидированы до сих пор. Украина и сегодня не вышла на докризисный уровень ВВП.
Что же в этих условиях принес бы приход лидеров ВО «Свобода» к власти?
Один из их ключевых лозунгов, который выдвинул Олег Тягнибок летом 2004 года на митинге в Ивано-Франковской области, был таким: «Украина без москалив та жидив». В дальнейшем он неоднократно публично подтверждал, что не отказывается от данного тезиса.
Сегодня украинское население включает около 18% русских и 0,5% евреев (данные последней переписи населения 2001 года, по данным Госкомстата Украины). Эти этнические меньшинства главным образом проживают на Юго-Востоке. Особенно много русских в промышленных регионах – Харьковская, Донецкая, Луганская область. В Крыму они составляют большинство населения – 58%. Русские – это, как правило, высококлассные специалисты: инженеры на промышленных предприятиях, преподаватели.
Если завтра их убрать, то кем заменить этих профессионалов? Замену им найти не получится. Их специальности требуют многолетней серьезной подготовки и обучения. Просчитывал ли кто-то в ВО «Свобода», какими экономическими потерями обернется для страны решение изгнать русских? Нет.
Между тем мы уже имеем опыт Галичины, где в советское время российская община была очень многочисленной. Например, почти 1/3 жителей Львова составляли этнические русские. 58% из них были заняты в сфере умственного труда – инженеры, преподаватели, деятели культуры. Они приехали сюда строить предприятия, учить детей и студентов, развивать культуру. Все промышленные гиганты города были созданы в советское время с их помощью. Сегодня доля русских в населении Львова составляет от 3% до 5%. И все крупные промышленные предприятия фактически простаивают.
В 2013 году доходы в бюджет Львовской области составили 878,2 млн гривен. Дотации из государственного бюджета – 1,3 млрд гривен. Эти деньги выделяются из отчислений промышленных юго-восточных областей в казну страны.
Если завтра радикалы Тягнибока придут к власти, то ситуация, подобная львовской, будет по всей стране. Спрашивается, кто же тогда будет дотировать саму Галичину, если экономика Юго-Востока рухнет после изгнания всех не украинцев?
Еще один тезис: ВО «Свобода» обещает отменить автономию Крыма, где большинство жителей – этнические русские. Подобная мера автоматически возродит стремление крымчан отделиться (как это было в 1994 году).
Но если из состава Украины выйдет Крым, то следом за ним начнется парад суверенитетов остальных регионов. Просчитывают ли подобные последствия Тягнибок и его окружение?
Очевидно, что нет.
Опыт СССР ярко продемонстрировал: стоит только открыть дорогу националистическим движениям, и они в итоге разрушат страну на мелкие части и приведут к полному обнищанию населения.
Украинские радикалы – угроза России
Сегодня национал-радикалы стали боевым отрядом оппозиции на Майдане. В своем комментарии для газеты ВЗГЛЯД народный депутат Украины Олег Царев отметил, что группы боевиков, бесчинствующих на улицах Киева, «подконтрольны Тягнибоку. У них жесткая дисциплина, иерархическая система управления. Они действуют четко согласно приказам».
Западные СМИ, наоборот, пишут о том, что ультрас и радикалы не подконтрольны лидерам оппозиции. Чтобы понять, как обстоит ситуация на самом деле, необходимо напомнить об одном обстоятельстве, которому не придают должного внимания в средствах массовой информации.
Любой военный психолог скажет: психика человека, участвовавшего в боевых действиях, будет травмирована. Боевикам, которые в течение нескольких месяцев противостоят бойцам спецслужб, периодически вступают с ними в уличные бои, крайне тяжело будет обратно адаптироваться к условиям мирной жизни. Не стоит забывать, что они прошли на евромайдане психологическую обработку. И теперь можно с уверенностью предсказать, что большинство из них предпочтет вновь стать зачинщиками уличных беспорядков. Сегодня они, возможно, выполняют команды Тягнибока. При этом их готовят иностранные политтехнологи, финансируют иностранные спонсоры. А если последние завтра решат самостоятельно использовать эту ударную силу? Какие рычаги влияния у Тягнибока или Кличко, чтобы удержать их под своим контролем в этом случае? Думается, никаких.
Сегодня пересечь российско-украинскую границу несложно. Учитывая это, не окажутся ли радикальные боевики с Майдана в скором времени в лагерях подготовки террористов?
Кроме того, стоило бы напомнить, что как у российских радикальных националистов, так и у украинских есть общий враг – нынешнее руководство России. А значит, можно предположить взаимодействие на почве совпадения интересов.
Увы, все эти умозаключения вполне могут оказаться реальностью. Ведь были же примеры активного участия УНА-УНСО в акциях чеченских сепаратистов в недавнем прошлом! И оппозиционные политики России (Борис Немцов и др.) проявили живой интерес к сотрудничеству с Майданом.
К сожалению, украинский радикальный национализм и созданные им боевики сегодня становятся источником угроз не только для Украины, но и для России. И это крайне опасно. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 49
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
P.S. Крик души, воспринимать всерьез не надо.