Доклад с "бесспорными доказательствами" пыток в Сирии требует осторожности
Дэн Мерфи, корреспондент газеты
Черный дым поднимается в воздух после обстрела правительственными силами жилого района в Алеппо, Сирия, 23 сентября 2012 г. Manu Brabo/AP/Архив
Правительство Сирии давно использует пытки, коллективное наказание и ужасные условия заключения как ответ на внутренние угрозы его власти.
Когда все плохо, как теперь или во время мятежа суннитских исламистов, который бросил вызов правительству Хафеза Асада в 1982 году, число жертв растет. Именно это произошло во время захвата и разорения города Хама в 1982 году, когда погибли по крайней мере 10000 гражданского населения. И мало кто сомневается, что правительство сына Хафеза, Башара аль-Асада, запытало до смерти тысячи заключенных с момента начала гражданской войны в стране в 2011 году - не говоря уже о намного более разрушительных обстрелах жилых районов.
Когда все хорошо, то пытки являются чем-то вроде фонового излучения для репрессивной политики страны. Они продолжаются, но не бросаются в глаза настолько, чтобы это мешало вести дела с этой страной. Это одна из причин, по которой для США было возможно во времена администрации Буша передавать г-ну Асаду подряд на проведение пыток и допросов, не ожидая при этом особых протестов.
И это заставляет меня чувствовать некоторую неловкость в отношении доклада, обнародованного в понедельник, в котором утверждается, что 11000 заключенных подвергались пыткам, их морили голодом или же забивали до смерти, когда они находились в руках сирийского правительства, с 2011 года. Это правдоподобное утверждение, исходя из того, что известно о действиях сирийского правительства и ведения им войны. Но сам доклад даже близко не заслуживает доверия, немотря на то, как он звучит, и его следует рассматривать как то, чем он и является: пропагандистским актом, проводимым в удачно выбранный момент, профинансированным Катаром - противником режима, который финансирует повстанцев, воюющих с Асадом, совершивших свои собственные военные преступления.
Доклад был передан "Гардиан" и Си-Эн-Эн вчера, и полностью опубликован в Сети. Он был оплачен Катаром и организован через базирующуюся в Лондоне адвокатскую контору Carter-Ruck, нанятую катарской монархией. Были приглашены три бывших прокурора - Десмонд де Силва и Дэвид М. Крейн, участвовавшие в специальном суде по Сьерра-Леоне, и Джеффри Найс, являвшийся обвинителем против Слободана Милошевича в международном уголовном трибунале по бывшей Югославии, а также эксперты-криминалисты, чтобы изучить фотографии, полученные от человека, представленного как бывший сирийский военный полицейский, названный лишь как "Цезарь".
"Цезарь", как говорят, являлся фотографом для военных, которому было поручено документировать смерти, произошедшие в тюремном заключении. Неудивительно, что у кого-то может быть такая работа. Но сам доклад не следует считать чем-то бесспорным, как это было представлено в прессе, по ряду причин.
Это доклад от одного-единственного источника, от неизвестного человека, который связан браком (согласно сноске на стр. 15 доклада) с одинаково неизвестным членом "Сирийского национального движения", который "покинул Сирию через пять дней после начала гражданской войны против сегодняшнего сирийского режима и установил контакт с международными правозащитными группами". "Сирийское национальное движение" финансируется Катаром и посвящает все свои силы свержению Асада, и источник работал с этим неназванным противником Асада "примерно с сентября 2011 года".
И все же доклад был поспешно опубликован из-за неопределенных "временных ограничений", которые сделали невозможным "составить подробный доклад в отношении точных ранений, видимых на каждой фотографии, каждого человека".
В документе говорится, что с "Цезарем" проводились беседы 12, 13 и 18 января этого года. Доклад был предоставлен журналистам вчера, 20 января. Это всего два дня после последней беседы и всего 8 дней после первой. Этот короткий промежуток времени просто не позволяет провести тщательное рассмотрение (свидетельств), которое, как неоднократно утверждают авторы, они осуществили (как они пишут на стр. 8 - "члены группы расследования провели тщательное исследование всех услышанных и увиденных свидетельств").
Почему такая спешка со свидетельствами, которые этот источник предоставлял с сентября 2011 года? Совершенно ясно, что "временные ограничения" были установлены правительством Катара, которое оплатило документ (вместо, скажем, нейтральной стороны с профессиональной подготовкой для такого расследования, например, "Хьюман Райтс Уотч"). Можно уверенно предположить, что Катар хотел, чтобы доклад был обнародован перед началом мирных переговоров, организованных ООН, которые запланированы в Женеве на этой неделе. Все, что еще больше демонизирует Асада, является хорошим делом с точки зрения Катара и многих противников Асада.
Что можно сказать об утверждении об "11000 убитых заключенных"? Краткий обзор в начале доклада слегка отличается от более подробного содержания доклада.
Сравните текст в кратком обзоре на странице 4:
Итого приблизительно пятьдесят пять тысяч (55000) снимков были предоставлены на сегодняшний день за пределами Сирии этими процессами. Так как было сделано около 4-5 фотографий каждого тела, то это приблизительно является снимками около одиннадцати тысяч (11000) умерших заключенных.
С этим на странице 17 (выделено курсивом мной):
Всего экспертами-криминалистами было изучено около пяти тысяч пятисот (5500) снимков. Было очевидно, что было сделано 4-5 снимков каждого умершего человека, что дает оценочное число в одну тысячу триста (1300) отдельных трупов, рассмотренных группой экспертов-криминалистов... Из этих пяти тысяч пятисот (5500) снимков всего восемьсот тридцать пять (835) снимков умерших людей были изучены подробно. Из них 20% имели признаки нанесенных ран, 30% были сомнительными, а 42% имели признаки истощения.
То есть на самом деле только фотографии 835 людей были "изучены подробно" группой экспертов, которые утверждают в кратком обзоре доклада (подавляющее большинство людей никогда не идут дальше краткого обзора любого документа), что 11000 человек были систематически убиты во время тюремного заключения.
Другими словами, они просто экстраполировали порцию из 10% снимков (без какого-либо свидетельства или утверждений о том, как была сделана случайная выборка) на все фотографии.
Ассоциирование с прокурорами по военным преступлениям не является гарантией объективности - ничего подобного. Просто вспомните абсурдные заявления Луиса Морено Окампо о "виагре" и массовых изнасилованиях в Ливии Муаммара Каддафи в 2011 году. Нет ничего удивительного в том, что у прокуроров по военным преступлениям есть своя ангажированность, когда они хотят покрепить дела против людей, которых они считают военными преступниками (как Асада или Каддафи), и поэтому к их заявлениям нужно относиться с осторожностью. Они также часто поддерживают гуманитарные интервенции как класс.
Эта статья не является попыткой защитить Асада от обвинений в военных преступлениях, выдвинутых против его правительства. Об этом есть свидетельства более серьезные и более правдоподобные и которым много лет, чем этот катарский доклад. Как есть серьезные и правдоподобные свидетельства также о пытках, расстрелах без суда и связанных с этим военных преступлениях, совершенных различными группировками повстанцев (этот факт совершенно проигнорирован в сегодняшнем докладе).
Но после всей лжи, проглоченной американским народом и конгрессом, от анонимных источников в первую войну в Заливе (вспомните сфабрикованную фирмой Hill & Knowlton историю об иракских солдатах, выкинувших кувейтских младенцев из инкубаторов для новорожденных), во вторую войну (сфабрикованные разведданные об оружии массового уничтожения, распространенные источником "Curveball" и ему подобными) и до сегодняшней переоценки серьезности публичных свидетельств, представленных США о несомненности того, что правительство Асада использовало зарин в прошлом году, к такого рода докладу следует относиться с большой осторожностью. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|